12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
В современной обществоведческой литературе представлен достаточно широкий спектр возможных подходов к типологии социальных конфликтов. Каждый из них, безусловно, имеет право на существование, а их многообразие свидетельствует лишь о сложности и многоаспектности анализируемой нами проблемы. Однако специфика молодежи как социальной группы и ее место в обществе накладывают на характер возникающих здесь социальных конфликтов определенный отпечаток.
Во-первых, социально-экономическое положение молодежи неустойчиво. Стремление его упрочить среди жизненных приоритетов молодых людей подчас занимает лидирующие позиции. Это позволяет характеризовать молодежь как крайне динамичную социальную группу, где объем мобильности может достигать значительного показателя. Во-вторых, в молодежной среде довольно высока доля маргиналов, что само по себе говорит о конфликтности данной социальной группы. В-третьих, необходимо учитывать психологические особенности данного возраста. И если в 25-30 лет они существенным образом не отличаются от представителей средней возрастной категории, то кризис подросткового возраста редко когда не характеризуется агрессией и снижением доверия даже близкому социальному кругу.
Рассмотрим некоторые наиболее типичные для молодежной среды социальные конфликты.
Согласно одному из наиболее распространенных в конфликтологии подходов все социальные конфликты в зависимости от характера конфликтующих сторон можно разделить на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые (последние довольно часто называют институциональными, хотя такая аналогия представляется не совсем оправданной).
Многие видные мыслители прошлого неоднократно говорили о том, что основания конфликта находятся внутри человека и что он (человек) является главным носителем конфликта. Казалось бы, конфликтное взаимодействие, как и любое другое предполагает наличие как минимум двух субъектов. В этом случае выделение внутриличностного конфликта, мягко сказать, не оправдано. Однако давайте попробуем взглянуть на эту проблему под другим углом зрения. Как социальное положение человека, так и его система ценностей и потребностей на протяжении жизни может неоднократно меняться. При этом в рамках одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов, противоречия между которыми и порождают внутриличностный конфликт. Хорошим примером данного типа конфликтного взаимодействия является ролевой конфликт, наиболее часто встречаемый именно в молодежной среде.
Для понимания сущности ролевого конфликта необходимо проанализировать ряд важных в этом отношении понятий – социальный статус и социальная роль. В социологии под социальным статусом принято понимать положение, занимаемое человеком в обществе, связанное с наличием у него определенной системы прав и обязанностей, в сравнении с правами и обязанностями других людей. При этом одновременно любой человек обладает несколькими статусами одновременно. К примеру: мужчина, 20 лет, сын, студент, муж, отец, гражданин государства – это лишь небольшая часть возможного статусного набора молодого человека. В зависимости от того, каким социальным статусом обладает индивид, общество, окружающие ожидают от него определенной модели поведения. Это поведение человека, соответствующее его социальному статусу и ожидаемое в аудитории получило название социальная роль. Однако нередко возникают ситуации, при которых человек должен выполнить несколько несовместимых по сути социальных ролей. Подобное явление и называется ролевым конфликтом. Например, двадцатилетний молодой человек К. является студентом 4 курса университета. В этом случае его социальная роль заключена в посещении занятий, участии в жизни университета, самостоятельной подготовке дома и в библиотеках и т.д. Все это требует определенных затрат: физических, психологических, временных, материальных. Но этот же молодой человек является мужем и отцом, что предполагает наличие несколько иной социальной роли, связанной с материальным обеспечением своей семьи. Как следствие – у молодого человека возникает конфликт: либо он будет прекрасным студентом, но не сможет содержать свою семью, либо он будет кормить своих близких, но вполне вероятно может быть отчислен из университета за неуспеваемость. Подобные ситуации особенно в среде молодежи отнюдь не редкость. Полностью ликвидировать ролевой конфликт нельзя. Однако можно сгладить ролевое напряжение. Рассмотрим некоторые из возможных способов ухода от подобного конфликта:
Рационализация ролей – предполагает поиск в желаемом, но недостижимом статусе негативных последствий, наступления которых человек не хочет. Фактически в данном случае речь идет о самооправдании. Допустим, молодой человек сознательно готовился к поступлению в военное училище. Быть офицером – мечта всей его жизни. Однако он не проходит медицинскую комиссию по состоянию здоровья. С течением какого-то времени молодой человек говорит: «Не страшно, поступлю в юридический университет, стану адвокатом. А то всю жизнь по казармам, переезды с места на место, невысокая зарплата и т.д.». Целью в данном случае является оправдание не перед родителями и друзьями, а перед самим собой.
Разделение ролей – характеризуется тем, что в случае возникновения ролевого конфликта, человек выбирает ту роль, которую в данном случае считает доминирующей, а выполнение остальных ролей временно приостанавливает. Например, не желая возникновения конфликтов в семье, молодой специалист рекламной фирмы просит начальника не беспокоить его поручениями в нерабочее время, в выходные и в период отпуска.
Наиболее часто используемым механизмом снятия ролевого напряжения является регулирование ролей, основанным на создании человеком системы аргументов, позволяющих ему оправдаться за то, что он не выполнил ту социальную роль, которую от него ожидали. Ученик, оправдывающийся перед учителем за невыполненное домашнее задание, муж, оправдывающийся перед женой за невозможность пойти с ней в театр, менеджер, объясняющий причины опоздания на работу – все это демонстрация использования данного механизма.
В психологии и психологической практике разработано еще ряд возможных защит от внутриличностного конфликта. К примеру, вытеснение предполагает мотивированное забывание, «вытеснение» неприятных мыслей в сферу бессознательного; обособление основано на нежелании думать о возможных последствиях тех событий, в которых молодой человек вынужден принимать участие; сублимация нацелена на снятие напряжения путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества (переключение энергии на творчество, шутки и т.д.).
Если ролевой конфликт редко становиться объектом всеобщего интереса, то межличностные конфликты в молодежной среде практически никогда не остаются без внимания окружающих. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях: экономической, производственной, социокультурной, бытовой и др. Причины таких столкновений бесконечно многообразны – от удобного места в школьной столовой, до депутатского кресла в государственных структурах. Как и в других видах социальных конфликтов, здесь можно говорить о столкновении интересов, потребностей, целей. Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента.
Все межличностные конфликты условно можно разделить на три основных вида.
Первый – предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.
Второй – затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.
Третий – представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.1
Характерным примером межличностного конфликта являются столкновения интересов в армейской среде. По меньшей мере, здесь можно выделить шесть типов механизмов функционирования конфликтов: «дедовщина», «землячество», «культ силы», «религиозный фактор», «криминогенный фактор», «общественно-политический фактор». Предваряя анализ сущности каждого из них, обратим внимание на то, что в чистом виде ни «дедовщина», ни «землячество», ни другие формы, как правило, не встречаются. Каждый из механизмов в определенные периоды может выступать в качестве доминирующего или второстепенного.
«Дедовщина» (получившая на флоте название «годковщина») представляет собой проявление неуставных взаимоотношений, при котором в качестве доминирующего социального признака, определяющего комплекс привилегий и обязанностей в неформальной структуре подразделения, выступает срок службы. Разделение военнослужащих на своего рода касты с соответствующими для каждой из них функциями осуществляется путем создания и закрепления системы ритуалов и традиций. Последние исключительно разнообразны и вариативны, но суть их одна: оправдать и упрочить существующую здесь систему статусов и ролей. Необходимо отметить, что подобная практика существует практически в каждом воинском подразделении. Определенным образом она компенсирует недостатки формальной (уставной) структуры, в том числе и слабость института младших командиров. Так же как в уставной структуре, здесь существует своя система форм дисциплинарного воздействия и морального поощрения. В основном она заключается в том, что неукоснительное выполнение «обязанностей» младших периодов службы гарантирует своевременное перемещение в новое качество – старший период службы с последующим приобретением ряда «привилегий».
«Землячество» - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной принадлежности.
«Культ силы» - неформальное разделение военнослужащих по наличию определенных индивидуальных качеств и особенностей. Конфликты на этой основе особенно контрастно проявляются в подразделениях однопризывного состава.
«Религиозный фактор» - особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным конфессиям с последующим доминированием какой-либо из них.
«Криминогенный фактор» - неуставные взаимоотношения, основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности к различным группировкам криминогенной направленности до их призыва в ряды Вооруженных Сил. Доля таких военнослужащих довольно высока. Как следствие – они пытаются внедрить в среду сослуживцев стиль и форму поведения (от сленга, до татуировок), свойственные этому социальному кругу.
«Общественно-политический фактор» - неуставные взаимоотношения, основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности до призыва в Вооруженные Силы к различным политическим и общественно-политическим организациям и объединениям.
Здесь мы вплотную подошли к анализу межгрупповых конфликтов в молодежной среде. Любая социальная группа представляет собой достаточно сложное социально-психологическое образование. Здесь одновременно могут существовать формальная и неформальная системы отношений, которые не редко вступают друг с другом в противоречие. Кроме того, социальная группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими социальными структурами и силу это подвержена влиянию извне. Поэтому групповые конфликты крайне многообразны по своему характеру и динамике развития.
Строго говоря, грань между межличностными и межгрупповыми конфликтами крайне зыбка. По существу одно и тоже конфликтное взаимодействие, рассматривая с разных сторон, можно отнести к различным типам. К примеру, конфликт между учеником в школе и учителем математики по существу носит межличностный характер. Но если рассмотреть его участников как представителей разных социальных групп, к тому же относящихся к различным поколениям, то на первый план выходит межгрупповой характер конфликтного взаимодействия. Даже конфликт между двумя учениками в школе можно рассмотреть с точки зрения группового взаимодействия, если они (ученики) принадлежат к двум противоборствующим лагерям, допустим футбольным командам 7 «Б» и 7 «А».
В качестве наиболее яркого примера межгруппового конфликтного взаимодействия выступают конфликты, возникающие в системе образования. Причины возникновения столкновения по линии «ученик-учитель» крайне многообразны. Попытки их анализа предпринимались еще в советский период. Так, социологический опрос, проведенный в общеобразовательных заведениях г. Тулы в конце 1980-х годов, позволил установить различия в позициях учителей и учеников относительно причин возникающих между ними конфликтов.1 Согласно проведенным исследованиям большинство учеников в качестве основной причины конфликта назвали неинтересное изложение учителем материала (38%). Чуть меньше количество опрошенных детей (36,6%) в качестве таковой назвали невыполнение ими домашнего задания. В то же время как 36,3% школьников предположили, что чаще конфликты с учителями возникают из-за пропусков уроков. Несколько иной позиции придерживались учителя. Больше половины опрошенных (51,9%) заявили, что основная причина конфликтов с учениками кроется в нарушении ими учебной дисциплины. 35,5% остановились на мнении, что большинство проблем возникает из-за невыполнения детьми домашнего задания, а 22,6% - из-за нездоровых отношений между самими учениками.
Формы поведения старшеклассников в условиях конфликта с учителем самые распространенные. Среди них доминируют такие как сотрудничество, компромисс, соперничество, уклонение от контактов, игнорирование. В последнее время все чаще встречается такая крайняя форма, как требование учеников отстранить от преподавания того или иного учителя. При этом выбор формы поведения в конфликтной ситуации зависит, в том числе, и от гендерных характеристик. Так, девушки прежде всего стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Косвенно это может свидетельствовать о том, что юноши более конфликты и на одну и ту же ситуацию могут реагировать более остро в сравнении с представительницами прекрасного пола.
Что же касается способов урегулирования подобных конфликтов, то здесь можно выделить наиболее типичные механизмы:
внешнее пресечение конфликтных действий путем применения учителем различных санкций. Последние могут носить самый разнообразный характер равно как применяться учителем самостоятельно, либо с помощью родителей или администрации. Данный механизм до сих пор наиболее распространен в учебных заведениях, а его эффективность отмечают 66,7% педагогов;
проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке или внеурочное время. Используемые здесь методики в массе своей носят воспитательный характер. В качестве основных можно выделить такие, как убеждение и внушение. Однако ошибочно предполагать, что они полностью аналогичны. Убеждение – метод, направленный, в конечном счете, на интернализацию. В отличие от простой передачи информации убеждение предполагает направленное влияние на личность, апеллирующее к ее мышлению, совести, чувству человеческого достоинства. Убеждают того, кому доверяют и кого не хотят принуждать. Таким образом, убеждение никак не ущемляет свобод индивида, а, напротив, апеллирует к его свободному решению. Внушение же представляет собой направленное воздействие на глубинные слои психики, адресованное подсознанию. Индивид, в отношении которого используются технологии внушения, может и не осознавать, что подвергается воздействию извне. Он уверен, что пришел к этим выводам, поступкам, желаниям сам, по своей воле. В силу этого, ни о каком свободном выборе здесь говорить не приходиться. Можно сказать, что в определенной степени он заранее предрешен.
Обе эти методики в плане снятия конфликтного напряжения в школьной среде представляются достаточно эффективными. Вероятно, этим и определяется высокая степень популярности подобных технологий в учительской среде: их сторонниками являются порядка 50% педагогов.
профилактика возникновения конфликтов и разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Сюда относится достаточно большой спектр мер, от проведения тренингов и ролевых игр, направленных на повышение импатии (умения поставить себя на место другого человека), до методик индивидуальной психологической работы с ребенком. Сторонников данного механизма в учительской среде порядка 20%.
отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию. Иными словами, речь идет об игнорировании конфликта. Более подробно о данном способе разрешения конфликтного взаимодействия мы поговорим позже. Пока лишь отметим незначительное число его сторонников в учительской среде – порядка 10%.
Особое место в ряду молодежных конфликтов занимают столкновения между молодежными группировками. Большинство из них происходят из-за разделения лидирующих позиций. Такие конфликты явно осознаны, как правило, приобретают открытый характер, регулируются лидерами групп, а так же высоко институционализированны. Казалось бы, все это должно упрощать процесс разрешения и контроля данного конфликтного взаимодействия. Однако проблема заключается в том, что в молодежных компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, равно как по большей части отрицаются общечеловеческие качества. Отсюда вытекает жестокость, доходящая порой до садизма, развязность, оскорбления в адрес «чистых мальчиков и девочек», которые «сидят дома, читают книги и хорошо учатся». Победить же это практически невозможно, ибо для этого необходимо переустройство всей системы общественной жизни, в результате которого такие явления как беспризорность, неблагополучные семьи и т.д. останутся только в памяти потомков.
Но все же в сознании большинства людей конфликт в молодежной среде ассоциируется с конфликтом поколений или конфликтом «отцов и детей».
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.