logo
Sbornik_2010

К постановке проблемы трансформации повседневных практик в условиях «текучей современности»

Тема повседневности прочно вошла в сферу современного научного интереса и уже успела обрести собственную традицию, стали появляться исследования по проблемам бытовой культуры, образа жизни в различные эпохи, философскому осмыслению обыденности. Большинство социологов постмодернистской ориентации занимаются изучением повседневности. Данная тематика на сегодняшний день в социологическом сообществе является несомненно актуальной, принимая во внимание фрагментацию социального пространства, которая приводит индивида в ситуацию «бездомности» при кажущемся многообразии доступных возможностей.

Особенно важно в данной ситуации изучать специфику трансформаций в поведенческих практиках, так как она характеризуется проблемным полем, анализ которого имеет большое теоретическое и практическое значение. Поведенческие практики лежат в основе конструирования социального пространства, которое изменяясь, приводит к возникновению новых социальных групп, институтов, на фоне исчезновения старых, что, в свою очередь, выступали основой для идентификации и проявления лояльности для индивидов во все предыдущие эпохи. На данный момент отсутствие четких координат и ориентиров для индивида в современном мире порождает проблемы с самоопределением, поисками коллективной идентичности, смыслов жизненного мира и т.д. Сужая фокус внимания на особенностях украинской реальности, следует отметить, что, с одной стороны, Украина, как и все остальные страны, является непосредственным участником глобализационных изменений, с другой стороны, – в поведенческих практиках украинцев происходит эклектичное соединение не до конца сформированных «классических форм поведения» с новыми поведенческими системами.

В условиях «эпохи второй модерности» проявляются две внутренне противоречивые тенденции. Прежде всего, происходит онаучивание и технологизация жизненного мира и повседневности, отчасти чреватые утратой ряда образующих смыслов. Одновременно гуманизация и антропологизация науки оказываются оборотной стороной ее вульгаризации и снижения креативных потенций.

Наряду с этими тенденциями жизненный мир, сфера повседневности трансформируется под влиянием цивилизационных реалий настолько, что требует, исторической, неклассической интерпретации. Среди социологов, сделавших значительный вклад в изучение повседневности, механизмов ее конструирования и трансформаций, происходящих в условиях глобализации, следует отметить Ю.Хабермаса (изучающего жизненный мир и повседневность в рамках теории коммуникативного взаимодействия), М.Вебера (в рамках теории рационализации), Э.Гуссерля, А.Щюца, Г.Гарфинкеля, П.Бергера, Т.Лукмана (в рамках феноменологической традиции). Также данной проблематике посвящали свои работы И.Гофман, Э.Тирикьян, А.Сикурель. Ценными представляются идеи символических интеракционистов (в частности, Дж. Г. Мида), а также Э.Дюркгейма., Ж. Пиаже, 3. Фрейда.

Динамичность общественных процессов, резко возросшая мобильность человека постоянно ставят его перед лицом новых и неожиданных обстоятельств. Это реалии наших дней, становящиеся фактом обыденного сознания благодаря масс-медиа. В этих условиях человек утрачивает всякое ощущение собственной стабильности и критерии нормальности происходящего в мире; всякая переживаемая им стандартная, нормальная ситуация может в любой момент трансформироваться в пограничную или экстремальную. Если в классическом образе жизненного мира риск выступал в качестве аномалии, то сегодня риск оказывается вполне повседневным, повторяющимся, обычным явлением человеческой жизни. Риск как неизбежная составляющая деятельности, общения, поведения и сознания входит в современную структуру жизненного мира, в котором стимулирует усиление тяги к традиционным ценностям (дом, семья, нация, религия, патерналистское государство). В то же время в социальных институтах происходит постепенное исчезновение солидарностей, которые для индивида еще не так давно выступали структурообразующими элементами.

Повседневность выступает сферой крушения желаний и надежд, сфера индивидуальных решений и постоянно преумножающихся выборов. "Новая" повседневность, повседневность кризисного состояния общества - это разрушение привычных способов "приписывания" себя к социальным группам, это состояние знакового хаоса. Ситуативность, мозаичность повседневности открывает возможность жизнетворчества.

Попытка понять жизненный мир человека ХХI века как сферу субъективности наталкивается на неожиданное препятствие: оказывается, что он в значительной мере вынесен за пределы психики. В эпоху «текучей современности» общение с техникой явно выходит на первый план по сравнению с общением между людьми или с природой, в особенности, если учесть, что два последних типа общения также почти невозможны вне технических средств.

Современный человек в условиях повседневной гиперкоммуникации и нестабильности парадоксальным образом остро ощущает одиночество в толпе и рутинность бытия.

Таким образом, современный человек, обладая формальной свободой и правом выбора, становится частью мира «бесконечной мобильности» (в терминах Н.Раппорт и А.Довсона), попадая в кризисную ситуацию необходимости определения новых координат своего жизненного мира, путем трансформации поведенческих практик.

В рамках данного дискурса нами сделана теоретическая попытка определения границ проблемного поля с целью последующего сужения фокуса исследовательского внимания на конкретных аспектах происходящих трансформаций поведенческих практик в рамках нашей повседневности.