8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
Среди организаций, ведущих активную воспитательную работу в молодежной среде, особое место занимает Православная церковь. Собственно, сама церковь позиционирует себя как организация, характеризующаяся соборным единением людей во Христе. Однако такое понимание не означает ее устранения из мирской жизни. Напротив, Православная церковь в конце ХХ столетия стремится активно вмешиваться в мирские дела. В принятых Освященным юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года Основах социальной концепции Русской Православной церкви сказано: «церковь связана с миром... однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм... церковь – не от мира сего... ее целью является не только спасение людей в этом мире, но так же спасение и восстановление самого мира... церковь призывает своих чад к участию в общественной жизни... мир, социум, государство... предназначены к преображению и очищению».2
В этой деятельности, не ставя прямой задачи обращения всех в православие в качестве условия сотрудничества, церковь готова к взаимодействию с государственными и общественными организациями. Основные области такого взаимодействия определены Архиерейским собором. В их числе забота о сохранении нравственности; духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание; милосердие и благотворительность, развитие социальных программ; профилактика правонарушений; культура и творческая деятельность; поддержка института семьи, материнства и детства.3 По ряду позиций эта программа приходит в соприкосновение с задачами социальной работы с молодежью. Поэтому вполне естественно, что именно состоявшийся в августе 2000 года Собор принял и решение о создании Синодального отдела по делам молодежи.
В мае 2001 года в Москве прошел съезд православной молодежи, в работе которого приняли участие представители 89 епархий, зарубежной православной церкви, общественных организаций, а так же лица, ответственные за проведение молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На съезде прозвучали приветственные слова от высших органов государственной власти: Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания. Таким образом, есть основания полагать, что сделаны первые шаги к реализации идеи сотрудничества Церкви и государства в деле формирования молодого поколения. |
Анализ правительственных документов, подготовленных в связи со съездом православной молодежи, позволяет отчетливо определить содержание позиции государственной власти в отношении сотрудничества с церковью. И в приветствиях от руководителей высших органов власти, и в докладе министра образования, артикулировались, в качестве областей молодежной политики, открытых для сотрудничества, патриотическое и нравственное воспитание, образование, обеспечение социальных гарантий. Государство ожидает от церкви помощи в создании заслона бездуховности, бесцельному времяпрепровождению, религиозному экстремизму. Церковь рассматривается как один из ведущих институтов, обеспечивающих сохранение духовных ценностей.
Церковь критически относится к распространенным среди части общества, особенно педагогов, опасениям по поводу возможности ухода от активной жизни молодых людей под влиянием религии. Такие опасения основываются на отсутствии знакомства с православными детскими и молодежными программами. Безосновательно мнение, будто рыночной экономике соответствует только протестантизм, а православие – религия созерцательная. Напротив, православие поощряет всякий труд, в том числе, предпринимательский, не призывает к добровольной нищете, как некоторые восточные секты. Климент Александрийский указывал, что милосердие не может существовать, когда нет никого с достатком. Богатство есть орудие добротолюбия. Даже история русского монашества, как замечал Сергей Булгаков, демонстрирует, как духовная энергия подвижничества перековывалась в материальное богатство: монахи становились первопроходцами, обживали дикие места, где потом вокруг обителей возникали города. |
Поэтому именно участие молодежи в делах благотворительности рассматривается церковью как самое действенное средство спасения души. «Стоит только один раз сделать доброе дело: посетить детский дом, принять участие в восстановлении порушенной святыни, бесплатно поделиться своими знаниями и умением - и в жизни молодого человека что-то изменится» - такова общая позиция Православной церкви.
Синодальным отделом по делам молодежи определены следующие основные направления работы. Особенно важным признается создание широкого общественного объединения православной молодежи для совместной деятельности тех, кто вошел в церковную ограду, и тех, кто находится на пути к храму. Приоритетными в рамках данного движения рассматриваются программы социального служения молодежи, организация добровольного участия в социальной работе братств и сестричеств, реабилитации наркозависимых, волонтерских проектах, экологических программах, туристических лагерях, благотворительных акциях.
Вторым принципиально важным направлением деятельности признается возвращение православия в сферу образования. Здесь достаточно упомянуть о планах введения в систему российского школьного образования предмета «Основы православной культуры». В связи с этим для самой церкви признается важным создать школу духовных наставников, вооружить их эффективными методиками. В организационном плане ставится задача создания епархиальных советов по делам молодежи.1
Деятельность православной церкви в области работы с молодежью сегодня не лежит, исключительно, в сфере проектов. Существует достаточно богатый опыт практической реализации ее идей. С середины 1990-х годов действует программа детских летних православных лагерей. Здесь детям предоставляются условия для отдыха и развлечений, осуществляется христианское воспитание, ведется профилактика вредных привычек (курение, сквернословие), изучение Святого Писания: дети приобщаются к молитве и исповеди.
Под руководством протоиерея Аркадия Шатова осуществляется деятельность православных сестричеств, лежащая чисто в области социальной работы. В России, как и в большинстве христианских стран, церковные организации традиционно направляли активность женщин в область благотворительности, помощи медицинским учреждениям. Прерванная событиями 1917 года, эта традиция имеет шансы к возрождению.
Достаточно активно православные общины работают в ряде высших учебных заведений, особенно Петербурга. Наиболее интенсивную деятельность проводит община Московского государственного университета, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым.
Ряд лет на Патриаршем Крутицком подворье существует организация «Реставрос». Объединяемые ею юноши и девушки участвуют в восстановлении архитектурных памятников - церквей и монастырей.
На Крутицком подворье создана и футбольная команда «Пересвет». По мысли Синодального отдела по делам молодежи, ее опыт может быть использован в существенном расширении православного воспитания в сфере спорта.
Церковь выпускает ряд популярных молодежных изданий. Это журнал Московской духовной академии «Встреча», православная юношеская газета Новоспасского монастыря, газета «Татьянин день», выпускаемая в МГУ. С лета 2001 года начался выпуск журнала «Сретенье». Отделом по делам молодежи курируется и Интернет-проект «Невод». По мысли его организаторов, у провайдеров и веб-мастеров может быть свой святой покровитель, такой как святитель Феофан-Затворник, а всемирная сеть может не только создавать угрозы духовному воспитанию, но и помогать ему. В настоящее время церковью уже создан и курируется ряд сайтов, пока, однако, не в полной мере учитывающих особенности молодежного восприятия. Но в этом отношении церковь, в последнее время, демонстрирует высокую степень гибкости.1
Разумеется, не только православная церковь ведет активную деятельность в пространстве социальной работы с молодежью. Соответствующие программы реализуются исламскими организациями, христианскими, буддистскими конфессиями. В этом плане показательна программа Food for life, реализуемая организациями Общества сознания Кришны. Однако влияние православной церкви остается наиболее масштабным.
Ситуация в России существенно отличается от характерной для большинства христианских стран. В ряде государств действует практика заключения конкордатов с Римской курией, согласно которым правовой статус католических общин определяется не только внутренними законами, но и международным правом в той мере, в какой его субъектом выступает Ватикан. В большинстве европейских стран действует принцип территориализма, согласно которому суверенитет государства действует и в отношении религиозных общин. В крайнем выражении этот принцип может предполагать и устранение иноверцев, но практике в современных условиях реализуется в виде государственной церковности: община, принадлежащая к официальной государственной религии, пользуется преимуществами. Таково положение дел в Великобритании, Норвегии, Греции. Возможны и различные формы отделения церкви от государства. Теоретически, в США церкви выступают в роли корпораций частного права, что предполагает нейтральность государства в отношении всех конфессий. На практике, ряд официальных процедур являются христианско-ориентированными. Так в Германии католическая и евангелическая церкви имеют статус корпораций публичного права. |
Несомненно, адаптация зарубежного опыта сотрудничества государственных и конфессиональных организаций в социальной работе среди молодежи сталкивается с рядом трудностей, но определенная перспектива у нее есть.
Вопросы для самоконтроля
Какие формы религиозного сознания Вам знакомы? Какие из них являются наиболее распространенными в современном мире?
Какой смысл вкладывают в понятие «секта»? Какие типы сект Вам знакомы?
В чем состоят принципиальные различия между церковью и сектой?
Почему современную российскую молодежь характеризуют как формально религиозную?
Большинство современных исследователей указывают лишь на негативную роль сект в обществе. Какого Ваше отношение к данной проблеме? Какие точки зрения относительно этого вопроса существуют в науке?
Какова роль церкви в деле социализации подрастающего поколения?
В каких сферах деятельности, направленной на воспитание молодежи, церковь наиболее активно взаимодействует с государственными структурами?
Темы для рефератов и сообщений
Религия как объект социологического анализа.
Роль религии в жизни общества.
Религия как институт социального контроля.
Религиозные и секулярные процессы в молодежной среде.
Проблемы толерантности и веротерпимости в молодежной среде.
Литература
Васильев В.Г., Мазеин В.О., Мартыненко Н.И.Отношение студенческой молодежи к религии // Социологические исследования, 2000. - № 1.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др.Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
Гараджа В.И.Социология религии. Учебное пособие. – М.: Наука, 1995. – 225 с.
Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А.Социальная работа с молодежью. – М.: Гардарики, 2006.
Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, Председателя Синодального отдела по делам молодежи // Журнал Московской Патриархии, 2001. - № 6.
Дубин Б.В.Православие в социальном контексте // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1996. - № 6.
Зайцева П. С.Опасность иеговизации России // Миссионерское обозрение, 1996. - № 3.
Кобзева Н.А.Религиозное сознание российской молодежи в условиях новой информационной среды // Социальная политика и социология, 2003. - № 4.
Мчедлов М.П.О религиозности российской молодежи // Социологические исследования, 1998. - № 6.
Нетрадиционные религии в посткоммунистической России. Материалы круглого стола // Вопросы философии, 1996. - № 12.
Основы социальной концепции Русской Православной церкви // Воскресная школа, 2001. - № 8.
Религия и политика в современной России. – М., 1994.
Российские антисектантские организации // Миссионерское обозрение, 1999. - № 11.
Синелина Ю.Ю.О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования, 2001. - № 7.
Смелзер Н.Социология. – М., 1994.
Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.