logo
Sbornik_2010

Благотворительности как социальный феномен: становление и развитие

Благотворительность становится неотъемлемой частью современного украинского социума, а ее изучение — приоритетным в ситуации становления и развития гражданского общества в Украине. Благотворительная деятельность сегодня занимает важное место в формировании «духовной» культуры, ценностных установок и элементарных норм морали личности и социума в целом. Возрождение данного феномена в современном украинском обществе вызывает потребность в научном описании и осмыслении его исторических традиций, основных форм, перспектив развития.

В научной литературе присутствует довольно незначительное количество специальных исследований, объектом которых выступает природа и сущность благотворительности как социокультурного явления и социального института. Изучению отдельных аспектов благотворительности посвящены работы Д. Акимова, А. Векслера, Ю. Зеликовой, Б. Модель, И. Модель, А. Моросовского, Ю. Тазьминой, Л. Темниковой, Г. Тульчинского, Ю. Чернецкого, Е. Чикадзе, Э. Фомина и др.

Учитывая важную роль благотворительности в реализации государственной социальной политики и становлении гражданского общества, представляется целесообразным определить и проанализировать этапы развития благотворительной деятельности в контексте социологического дискурса.

В истории становления и развития благотворительности исследователи А. Векслер и Г. Тульчинский выделяют следующие основные этапы [1, с. 48]:

Необходимо дать краткую характеристику каждому из них. Первая достоверная информация о бескорыстной помощи государства и отдельных лиц, которую можно назвать благотворительностью, относится к эпохе античности. В античную эпоху идея помощи ближнему, хоть и в усеченном виде, утвердилась в системе общественных ценностей. Распад Римской империи и развитие христианства положили начало «христианской эры» благотворительности, которая доминировала на протяжении столетий до эпохи позднего средневековья.Христианство интенсифицировало развитие благотворительности, получившей теоретическое обоснование в виде учения о любви и милосердии. Это христианское учение открывало более широкие возможности для осуществления помощи нуждающимся, чем определенная государством принудительная обязанность по оказанию поддержки некоторым категориям населения. В то же время оно породило явление «нищелюбия», которое определяло развитие благотворительности до конца XVII века. Стремительное развитие нищенства и бродяжничества в ХIV-ХVI веках вызвало появление довольно строгих законов, предусматривающих борьбу с этими социальными явлениями [2, с. 34-35].

Экономическое развитие на Европейском континенте, ускоренное либерально-демократическими реформами 60-70-х гг. XIX века, привело к росту предпринимательства, накоплению капиталов, что в свою очередь создало материальную основу для ускоренного развития общественной и частной благотворительности. А начиная с 1862 года процедура основания благотворительных организаций была существенно упрощена и полностью зависела от Министра внутренних дел.Период с 1917 г. до 1990 г. характеризуется отсутствием явления благотворительности в СССР. В государствах, которые входили в состав Союза, официально светская благотворительность была запрещена в 1923 г., церковная — в 1928 г. [1, с. 54]. Поддержка нуждающихся полностью обеспечивалась государственной системой социального обеспечения населения.Начиная с 1991 г. в Украине появляются благотворительные фонды, учредителями которых выступают достаточно известные люди, например Фонд Виктора Пинчука, Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины», Фонд «Украина 3000», основанный Катериной Ющенко и др. Современное состояние благотворительности характеризуется наличием благотворительной деятельности, направленной на развитие науки, образования, здравоохранения, физической культуры, сохранение культурного наследия, предоставление помощи талантливой молодежи и т.п. [3, с. 115].

Благотворительность в своих проявлениях и по своей природе чрезвычайно многолика. Разные народы, культуры и политические режимы рождали многообразие ее видов. Особенности же отечественной благотворительности продиктованы такими духовными качествами украинского человека, как сострадание, сочувствие, жалость, любовь к ближнему.

Таким образом, благотворительность в Украине, насчитывающая не одно столетие, прошла в своем развитии несколько качественно различных этапов, накопив огромный опыт общественного призрения, частной филантропической деятельности, меценатства и социального обеспечения. Этот исторический опыт вобрал в себя и использование передовых технологий зарубежных стран, и выработку своих направлений и методов работы с различными категориями населения. Несомненно, он должен быть учтен и в современной практике, поскольку многие проблемы, с которыми сталкивалось общество на протяжении нескольких столетий вплоть до XX в., характерны и для начала XXI века.

Литература:1. Векслер А., Тульчинский Г. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность [Текст] / А. Векслер, Г. Тульчинский. — М.: Вершина, 2008. — 336 с; 2. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности: учеб. пособие для вузов [Текст] / Т.Б. Кононова; [под общ. ред. В.И. Жукова]. — М.: «Дашков и К», 2005. — 340 с; 3. Черных Е.В. Благотворительность в Украине: современное состояние [Текст] // Социология: теория, методы, маркетинг. — К., 2007. — №3. — С. 114-119.

Зайдель Марина

Харківський національний університет ім. В.Н.Каразіна

(Україна, м. Харків)