9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
Вопрос о роли образования и науки в жизни общества становиться тем более актуальным, чем крепче современный мир становиться на рельсы постиндустриализма. Скептики могут заявить: причем здесь Россия? Тенденции постиндустриального устройства не занимают здесь ведущих позиций. Вероятно – да, не занимают. Но это только пока. Кроме того, здесь нужно учитывать и другой аспект: вопрос активного включения России в глобальный мир, мир, где действуют иные правила игры, и где образование и наука играют одну из первых ролей, на данный момент является лишь вопросом времени.
Под образованием обычно понимают целенаправленный процесс познавательной деятельности людей, направленный на получение знаний, умений и навыков, либо их совершенствование. В том случае, если необходимые знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи педагогов, говорят о самообразовании. Как социальный институт образование представляет собой совокупность норм, статусов и ролей, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения. В своем организационном качестве образование предстает в виде сложной системы учреждений, организующих учебную деятельность по определенным программам и стандартам. Следует так же отметить, что люди, находящиеся в системе образования, образуют специфическую общность, объединенную общими интересами, образом жизни, а так же ментальными чертами.
Образование выполняет в обществе ряд важнейших функций:
создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или группы. Здесь достаточно вспомнить, что П. Сорокин видел в образовании один из важнейших лифтов социальной мобильности;
сохраняет и ретранслирует культурное достояние общества из поколения в поколение;
обеспечивает социализацию личности;
выполняет первичную социальную дифференциацию молодого поколения на основе успехов в обучении;
обеспечивает профессиональную ориентацию учащейся молодежи;
наконец, выполняет функцию социального контроля над повседневным поведением молодежи.
Образование - продукт культурно-исторического развития как в отношении общецивилизационных черт, так и в отношении национальных особенностей. С одной стороны, образование непосредственно ориентируется на мировой уровень развития науки и культуры. В Законе РФ «Об образовании» содержание образования прямо ориентируется на «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира...».1 Но, с другой стороны, институт образования участник социокультурного развития народа. Образование в любую эпоху выполняет миссию национально-культурной интеграции и идентификации, несет в себе национально-воспитательное и патриотическое начало.
Взгляд на образование под институциональным углом зрения позволяет трактовать его как некую структуру, систему. Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а так же комплекс принципов, определяющих ее функционирование. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности, учебный процесс как вид социально-культурной деятельности, методическое сопровождение.
Однако чаще всего система образования стратифицируется по ее организационным уровням. К общеобразовательным относят следующие ступени образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее. Профессиональное же образование стратифицируют по другим уровням: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Каждый из них имеет особые институциональные качества, а, следовательно, - свою особенную систему целей, норм, ценностей, а так же статусных позиций.
По отношению к учебному процессу в системе образования выделяют три базовые социально-статусные общности: обучающие, учащиеся и вспомогательный персонал. Преподаватели могут быть дифференцированы по самым разным критериям: по предметной направленности, по квалификации, по месту жительства, по ступени образования, по полу, по возрасту, по авторитету у коллег и у учащихся, по предпочитаемым методам учебной деятельности, по мировоззренческим установкам и т. д.
Помимо этого, у учителей и преподавателей вузов - свои особенные позиции в макросоциальной структуре общества. К сожалению, снижающаяся престижность преподавательского труда - это общемировая тенденция. И хотя любое государство заинтересовано в привлечении квалифицированных кадров в эту сферу, только развитые национальные экономики могут обеспечить солидные финансовые источники для развития образования и тем самым поддерживать материальный уровень преподавательского статуса. Например, согласно Закону РФ «Об образовании» размер средней ставки заработной платы и должностного оклада учителей должен быть не ниже средней заработной платы работников промышленности, а профессорско-преподавательского состава - превышать в два раза. Однако реальность говорит об обратном. И дело здесь не только в отношении к преподавательскому труду. К сожалению, социальные обязательства, взятые на себя государством, пока не в должной мере поддерживаются реальными темпами экономического развития.
Обратимся теперь к дифференциации собственно учащихся. Значимые позиции учащихся даже внутри самой системы образования во многом определяются социальным рангом их родителей. Так, согласно Б. Бернстайну, дети из низших слоев общества обладают «ограниченным кодом» общения, то есть используют в повседневной жизни преимущественно эмоциональные формы речи. Это, в свою очередь, обрекает их на затруднения в овладении отвлеченным и неэмоциональным языком школы, а, значит - и на неуспеваемость. Да и внутри школы дети образуют группировки на основе социального происхождения. Дифференцирующие свойства имеют так же расовые, половые, национальные характеристики учащихся, их предметные предпочтения, ступени обучения, степень успеваемости и т. д. В ходе учебной и внеучебной деятельности учащиеся так же образуют системы личных статусов внутри классов и учебных групп.
Важнейшая роль в системе образования отводится федеральным и региональным органам власти в лице Министерства образования, Департаментов и комитетов по образованию. Они непосредственно организуют контрольно-ревизионную деятельность (через комплексную оценку деятельности образовательных учреждений, их лицензирование и аккредитацию, создание полиции качества и т.д.), проводят методическую работу, а так же осуществляют соответствующую исследовательскую деятельность. Через министерство осуществляется финансирование высшего образования и софинансирование более низших ступеней обучения. В настоящее время Министерство образования осуществляет реформу сложившейся практики образовательной деятельности путем поиска более эффективных путей финансирования вузов, определения их правового статуса, контроля итоговых знаний выпускников средних образовательных школ (реализация ЕГЭ – единого государственного экзамена и его перевод в ближайшее время из разряда эксперимента в ранг обязательной процедуры).
Наконец, функционирование системы образования осуществляется на основе ряда принципов. В качестве таковых Законом РФ «Об образовании» провозглашены следующие:1
гарантии получения образования независимо от расы национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости;
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
общедоступность образования;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Найти определенные пробелы в реализации можно по большинству из этих пунктов. Но наиболее острым во многих муниципальных образованиях России стал вопрос доступности образования. На протяжении последнего десятилетия сохраняется практика сокращения численности дошкольных заведений и общеобразовательных школ. Она приводит к самым губительным последствиям, особенно в сельской местности. Конечно, с точки зрения рентабельности содержать школы, в которых учатся 15-20 учеников или детские сады, в которых 2-4 ребенка, затратно. Но их ликвидация приводит к появлению проблем другого характера: как добраться до нового учебного заведения. На ее решение направлена федеральная программа «Школьный автобус», однако положение дел в этой сфере по-прежнему далеко от идеального.
Таким образом, образование представляет собой сложно дифференцированную систему формальных и неформальных статусов и отношений между ними. Оно всегда отражает характер социальной структуры общества и уровень его социально-экономического развития. Равно как выступает в качестве важнейшего фактора становления личности.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.