logo
Sbornik_2010

Болонский процесс в украинской системе образования: особенности и процедура внедрения

С 2006 года в Украине активно проводится реформирование системы высшего образования, целью которого является повышение его качества и достижение европейского признания. Способом реформирования украинской высшей школы является ее модернизация согласно европейскому образцу. Именно с этой целью Украина присоединилась к Болонской конвенции, задачей которой является приведение высшего образования в европейских странах к единым стандартам и критериям, а также создание к 2010 году единого образовательного пространства. Процесс реформирования продолжается и сегодня. Он сопровождается трудностями, проблемами и множеством споров относительно его целесообразности, что обуславливает актуальность темы данного исследования.

Включение Украины в Болонский процесс означает переход к новой парадигме высшего образования, суть которой заключается в изменении субъект-объектных отношений между преподавателем и студентом, на субъект-субъектные. Иными словами, преподаватель уже является не столько учителем, сколько тренером, помогая при этом студенту учиться самостоятельно. В результате этих отношений студент получает знания, умения и навыки, а преподаватель – мастерство. Учебное заведение мобилизирует студентов, а не просто обеспечивает преподавание, как раньше. Если предыдущая парадигма предусматривала разработку новых программ и курсов с последующей трансляцией их студентам, то новая предполагает создание среды, стимулирующей самоподготовку, оценку знаний в начале, середине и в конце курса, работу с каждым студентом. Результатом работы студента будет получение кредита, который свидетельствует об уровне усвоенных знаний, что будет стимулировать студента быть активным агентом учебного процесса, к поиску и накоплению знаний [1, 190].

Сегодня украинский вариант системы высшего образования представляет собой гибрид болонской и советской образовательных систем, следствием чего является продолжение стремительного падения качества образования, сокращение нагрузок и неполное понимание как студентами, так и самими преподавателями идей новой системы. Эффективному внедрению реформы мешают два факта, которые чиновники пытаются завуалировать за бесчисленным множеством рекомендаций, постановлений и изменений.

Во-первых, отсутствие реальных и адекватных капиталовложений в систему образования не в состоянии компенсировать никакая реформа, даже самая эффективная. Следствием этого является тот факт, что ВУЗы «вытягивают» неуспевающих студентов, дабы выполнить план набора или попросту удержать контрактника, который платит за обучение. Результатом этого является получение диплома неквалифицированным специалистом и его неконкурентоспособность не только на европейском рынке труда, но даже и на внутреннем.

Во-вторых, структура научно-образовательных уровней не соответствует стандартам Болонской системы [2, с. 99]. Причем, если принять во внимание положение о двух циклах образования, то тут мы сталкиваемся с проблемой недооценки уровня бакалавра как со стороны студентов, так и со стороны работодателей. В целом, для западных образовательных систем уровень бакалавра является основанием считать человека специалистом. В Украине же к этому уровню образования относятся как к уровню незаконченного высшего образования.

Попытки приближения отечественной системы образования к стандартам европейских требований привели к еще большему запутыванию структуры квалификационных уровней, не изменив содержательной части учебных планов. Создалась такая ситуация, что бакалавр и магистр являются урезанными и немного расширенными вариантами уровня специалиста и не обеспечивают студента необходимой компетенцией, помогающей развить творческий потенциал [3, с. 253].

В европейских университетах самостоятельная работа студента является основным видом работы. На первом и втором курсах на нее приходится вдвое больше времени, чем на работу в аудитории. На третьем и четвертом курсе это соотношение достигает 1:4. Фактически самостоятельная работа занимает все время студента, кроме двух-трех ежедневных аудиторных занятий по 50 минут на старших курсах. Именно поэтому центром студенческой жизни является не аудитория, а библиотека, работающая круглосуточно без выходных [1, с.198].

Очевидно одно: вступив в Болонский процесс, Украина выбрала правильное направление в развитии системы образования. Болонский процесс – путь к развитию и дальнейшей интеграции Украины в европейское сообщество, так как единые стандарты в сфере образования являются одним из ключевых факторов глобализации. Также это путь к совместной деятельности ученых разных стран, который должен привести к подъему науки на качественно новый уровень. Реализация требований конвенции приведет к интеграции Украины в научно-образовательное пространство Европы с его структурами дополнительного финансирования, мобильностью преподавателей и студентов.

Таким образом, украинская система высшего образования находится на стадии активного реформирования. Происходит интенсивное внедрение новых стандартов в систему обучения и адаптация европейских норм согласно особенностям украинских реалий.

Литература: 1. Волович В. Болонський процес і нова парадигма освіти в Україні // Соціологія: теорія, метод, маркетинг. – 2004. – №4. – С. 189 - 199; 2. Митрофанов С. Плюсы и минусы «болонского процесса» // Русский журнал.– 2003. – № 3. – С. 98-102; 3. Основні засади розвитку вищої освіти України в контексті Болонського процессу / За ред. В.Г. Кременя. – Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2004. – 384 с.

Захарова Юлия

Запорожский национальный университет

(Украина, г. Запорожье)