logo
гос

1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?

2. Обсудите в подгруппах различные точки зрения относительно «необходимости», «бессмысленности» и «невозможности» классификации молодежных субкультур.

3. Приведите примеры прикладных задач, для решения которых необходимо типологизировать субкультуры?

4. Выделите разновидности субкульутур на основе анализа дифференциации студенческой молодежи ТУСУРа.

Тема 4.3. Субкультуры современной России:

особенности и тенденции.

Некоторые разновидности современных

молодежных субкультур.

Относительно особенностей современных субкультур у исследователей нет единого мнения.

Луков В. А. в статье «Молодежные субкультуры современной России» выделяет следующие особенности современных субкультур молодежи:

– воспроизводство некоторых черт советского общества;

– воздействие криминализации общества;

– влияние западной культурной экспансии;

– тяга к преодолению рутины повседневности. [16]

Известный исследователь молодежных субкультур, представитель центра «Регион» Елена Омельченко так оценивает тенденции молодежной субкультуры: «Самые важные изменения в молодежной среде, включая и молодежные «протесты», связаны, на мой взгляд, не с политической, а с культурной сферой, с борьбой за перераспределение прав на культурное доминирование. Одно из последних исследований ульяновского Научно-исследовательского центра «Регион» показало, что «политически активной молодежи «не стало больше»: доля желающих включиться в политические процессы, как и везде, не превышает 3%, а вот в культурных акциях готовы участвовать более половины молодых людей (разных страт, возраста, уровня образования и материального достатка). Политические движения и партии остаются для них малопривлекательными, «чистое» волонтерство практически исключается, участие в публичных выступлениях оправдывается прежде всего материальными, а не идеологическими соображениями. В этом следует видеть не падение нравственности молодежи, а естественную реакцию на коммерциализацию всех звеньев политической сферы и, как следствие, недоверчивое отношение к участию в официальной политике, во всяком случае – по идейным соображениям (как говорили раньше, «по зову сердца»). Этот момент очень важен для понимания современного контекста понятий «молодежь» и «молодежная культура». [21]

Нами выделяются следующие особенности современных молодежных субкультур:

– Влияние процессов глобализации: большая часть субкультур имеет западные корни. Чисто российских субкультур мало, восточные субкультуры (например, японская анимация, Отаку) – экзотичны и единичны.

– Тесная связь большинства субкультур с Интернет-пространством;

– Убыстрение темпов трансформации: данные исследований о субкультурах устаревают все быстрее. Пятилетний срок давности меняет субкультуру подчас кардинально.

Огромное количество субкультур в современной России подтверждает тезис о невозможности анализа «молодежной субкультуры» как единого гомогенного явления. В приложении (см. Приложение 1) мы приводим далеко не полный список субкультур, известных в современной России.

Ниже мы рассмотрим некоторые из них.