1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
2. Обсудите в подгруппах различные точки зрения относительно «необходимости», «бессмысленности» и «невозможности» классификации молодежных субкультур.
3. Приведите примеры прикладных задач, для решения которых необходимо типологизировать субкультуры?
4. Выделите разновидности субкульутур на основе анализа дифференциации студенческой молодежи ТУСУРа.
Тема 4.3. Субкультуры современной России:
особенности и тенденции.
Некоторые разновидности современных
молодежных субкультур.
Относительно особенностей современных субкультур у исследователей нет единого мнения.
Луков В. А. в статье «Молодежные субкультуры современной России» выделяет следующие особенности современных субкультур молодежи:
– воспроизводство некоторых черт советского общества;
– воздействие криминализации общества;
– влияние западной культурной экспансии;
– тяга к преодолению рутины повседневности. [16]
Известный исследователь молодежных субкультур, представитель центра «Регион» Елена Омельченко так оценивает тенденции молодежной субкультуры: «Самые важные изменения в молодежной среде, включая и молодежные «протесты», связаны, на мой взгляд, не с политической, а с культурной сферой, с борьбой за перераспределение прав на культурное доминирование. Одно из последних исследований ульяновского Научно-исследовательского центра «Регион» показало, что «политически активной молодежи «не стало больше»: доля желающих включиться в политические процессы, как и везде, не превышает 3%, а вот в культурных акциях готовы участвовать более половины молодых людей (разных страт, возраста, уровня образования и материального достатка). Политические движения и партии остаются для них малопривлекательными, «чистое» волонтерство практически исключается, участие в публичных выступлениях оправдывается прежде всего материальными, а не идеологическими соображениями. В этом следует видеть не падение нравственности молодежи, а естественную реакцию на коммерциализацию всех звеньев политической сферы и, как следствие, недоверчивое отношение к участию в официальной политике, во всяком случае – по идейным соображениям (как говорили раньше, «по зову сердца»). Этот момент очень важен для понимания современного контекста понятий «молодежь» и «молодежная культура». [21]
Нами выделяются следующие особенности современных молодежных субкультур:
– Влияние процессов глобализации: большая часть субкультур имеет западные корни. Чисто российских субкультур мало, восточные субкультуры (например, японская анимация, Отаку) – экзотичны и единичны.
– Тесная связь большинства субкультур с Интернет-пространством;
– Убыстрение темпов трансформации: данные исследований о субкультурах устаревают все быстрее. Пятилетний срок давности меняет субкультуру подчас кардинально.
Огромное количество субкультур в современной России подтверждает тезис о невозможности анализа «молодежной субкультуры» как единого гомогенного явления. В приложении (см. Приложение 1) мы приводим далеко не полный список субкультур, известных в современной России.
Ниже мы рассмотрим некоторые из них.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования