logo
Адаптация детей с наследственными заболеваниями к внешнему миру

1. Актуальность проблемы адаптации к внешнему миру детей с наследственными заболеваниями

В настоящие время процесс адаптации детей к внешнему миру является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания (психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д.). Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы адаптации.

Однако проблемы адаптации детей с наследственными заболеваниями в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема адаптации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).