logo
Адаптация методики поддержания социальной идентичности для российской культуры

1.5 Измерение стратегий поддержания социальной идентичности: принципы адаптации к российскому контексту

Прежде чем приступить к исследованию стратегий поддержания социальной идентичности в России нужно разрешить несколько вопросов. Во-первых, определиться с тем, какие группы и по какому основанию могут быть участниками межгруппового сравнения. Кроме того, необходимо учесть некоторые характеристики этих групп: во-первых, их социо-экономический статус, восприятие сложившихся межгрупповых и статусных отношений, особенности идентичности (степень идентификации с группой) членов каждой из групп (гражданской, этнической, религиозной).

В вышеописанных исследованиях референтными группами сравнения выступали такие группы как этническое большинство и меньшинство (мигранты и принимающее население) [Verkuyten & Reijerse 2008], жители одной страны, разбившейся на две группы по статусам [Blanz et al., 1998], изменение статуса вследствие политико-экономических перемен [Dumont & Waldzus, 2015], также в классических экспериментах Тэшфела и Тернера использовалось искусственное разделение на группы в рамках парадигмы минимальной группы [Tajfel & Turner, 1979].

Таким образом, в России группой большинства являются русские, составляющие примерно 90% населения, однако их статус в различных регионах вариативен: получается, что в определенных субъектах РФ группа русских представляет собой этническое меньшинство, в то время как выступает большинством на уровне всей федерации.

С другой стороны, группа большинства в стране может выступить группой меньшинства при сравнении в межстрановом масштабе. В этой перспективе наиболее референтными группами для сравнения нам видятся США и страны Западной Европы: во-первых, СССР и США являлись основными противостоящими сторонами во время холодной войны; во-вторых, европейские страны служили группой сравнения для России со времен Петра I и его намерений «прорубить окно в Европу».

Таким образом, для проведения исследования стратегий поддержания социальной идентичности в России нам видится наиболее закономерным шагом адаптация методики измерения стратегий поддержания социальной идентичности, которая была разработана Бланцем и коллегами. Далее необходимо определиться с релевантными группами сравнения - в данном случае мы обращаемся к гражданской идентичности россиян и соответственно используем отношение к США и Западной Европе как к значимой группе, а сравнение по экономическому параметру как наиболее релевантное. При адаптации методики будут использоваться все 12 стратегий, описанные Бланцем и коллегами. Для валидизации опросника необходимо определиться с внешними критериями, связанными со стратегиями.

В связи с проведенным теоретическим анализом мы планируем использовать следующие конструкты:

1. Идентичность (гражданская, этническая, религиозная);

2. Показатели благополучия (самоуважение, коллективная самооценка, удовлетворенность жизнь);

3. Восприятие аутгрупп (оценка аутгруппы, отношение к мигрантам).

Таким образом, в итоге проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1. В первую очередь, мы рассмотрели теорию социальной идентичности и ее роль в понимании межгрупповых отношений. В результате было сформулировано противоречие, заключающееся в том, что недостаточный учет контекста отношений приводит к рассогласованию эмпирических данных, кроме того, мы пришли к выводу, что последовательности процессов, связанных с идентичностью, являются слишком жесткими - и при понимании определенных стратегий, которые могут быть посредниками в этих процессах, предложенная последовательность может изменяться.

2. Далее мы проанализировали существующие стратегии, способы их измерения и переменные, исследуемые в связи со стратегиями. Наиболее фундаментальным трудом нам видится работа таксономия стратегий поддержания социальной идентичности Бланца и коллег, в которой они описывают 12 стратегий поддержания социальной идентичности.

3. Для разрешения проблемы, описанной в первом пункте необходим инструмент, измеряющий стратегии поддержания социальной идентичности. Соответственно, в эмпирическом исследовании мы планируем адаптировать методику Бланца и коллег, так как в России нет адаптированных или отечественных методик, предназначенных для измерения стратегий.

4. Помимо этого, на основании теоретического анализа, мы определили дополнительные переменные необходимые для валидизации данной методики. Данные переменные включают в себя параметры идентичности, субъективного благополучия и восприятия аутгрупп.