logo
Адаптация методики поддержания социальной идентичности для российской культуры

2.1 Методологический раздел

Во множестве исследований, проведенных на основе теории социальной идентичности, неоднократно проверялись предположения о взаимосвязи идентичности, различных феноменов межгрупповых отношений (в первую очередь, ингрупповой фаворитизм, аутгрупповая агрессия) и самооценки, однако, характер взаимосвязи был изменчивым (речь идет как о величине коэффициента корреляции, так и о знаке (направлении)) [Baumeister, Leary, 1995; Heine et al., 1999; Farnham, Greenwald, 1999; Brown, 2000; Duckitt et al., 2005; Voci, 2006; Verkuyten, 2007].

Мы полагаем, что причина такого непоследовательного характера взаимосвязи заключается в том, что в измерения производятся в определенном контексте, который не учитывается. Исследование стратегий поддержания социальной идентичности позволяет в большей степени учитывать контекст, так как таких стратегий существует множество и каждая из них релевантна определенной ситуации. Соответственно, для измерения стратегий необходим инструмент - в данном исследовании мы адаптируем, на наш взгляд, наиболее тщательно разработанную методику, учитывающую 12 стратегий поддержания социальной идентичности [Blanz et al., 1998].

Актуальность данной работы заключается в потребности в новом инструменте для разрешения проблемы, проистекающей из противоречивых эмпирических данных, а также, использование адаптированной версии методики позволит улучшить понимание причин различных феноменов межгрупповых отношений, процессов стереотипизации и дискриминации, развития социальной идентичности, ее поддержания и изменения.

Соответственно, научная новизна данной работы заключается в том, что как не существует отечественной методики, направленной на измерение стратегий поддержания идентичности, так и не проводилось валидизации существующих методик.

Таким образом, практическая значимость данный работы заключается не только в том, что ее результат позволит исследовать многие связанные с данной областью проблемы - адаптация методики является расширением методологической базы.

Целью исследования является адаптация методики измерения поддержания социальной идентичности в российском контексте.

Для достижения этой цели нам необходимо выполнить ряд следующих задач:

Теоретические задачи:

1. Провести анализ теории социальной идентичности Г. Тэшфела: выделить основные положения, развитие, структуры и существующие противоречия.

2. Описать стратегии поддержания социальной идентичности и их роль в понимании межгрупповых отношений и разрешении возможных противоречий теории социальной идентичности.

Методические задачи:

1. Выбрать исследуемые стратегии и подобрать методику для их измерения.

2. Определиться с релевантными группами сравнения.

3. Выбрать дополнительные переменные для валидизации методики и подобрать инструменты для их измерения.

4. Перевести опросник и заменить нерелевантных для российского контекста вопросов на релевантные.

5. Провести оценку переведенного опросника экспертами и скорректировать формулировки в соответствии с рекомендациями экспертов.

Эмпирические задачи:

1. Провести когнитивные интервью с потенциальными респондентами и, при необходимости, повторно скорректировать формулировки.