2.1 Методологический раздел
Во множестве исследований, проведенных на основе теории социальной идентичности, неоднократно проверялись предположения о взаимосвязи идентичности, различных феноменов межгрупповых отношений (в первую очередь, ингрупповой фаворитизм, аутгрупповая агрессия) и самооценки, однако, характер взаимосвязи был изменчивым (речь идет как о величине коэффициента корреляции, так и о знаке (направлении)) [Baumeister, Leary, 1995; Heine et al., 1999; Farnham, Greenwald, 1999; Brown, 2000; Duckitt et al., 2005; Voci, 2006; Verkuyten, 2007].
Мы полагаем, что причина такого непоследовательного характера взаимосвязи заключается в том, что в измерения производятся в определенном контексте, который не учитывается. Исследование стратегий поддержания социальной идентичности позволяет в большей степени учитывать контекст, так как таких стратегий существует множество и каждая из них релевантна определенной ситуации. Соответственно, для измерения стратегий необходим инструмент - в данном исследовании мы адаптируем, на наш взгляд, наиболее тщательно разработанную методику, учитывающую 12 стратегий поддержания социальной идентичности [Blanz et al., 1998].
Актуальность данной работы заключается в потребности в новом инструменте для разрешения проблемы, проистекающей из противоречивых эмпирических данных, а также, использование адаптированной версии методики позволит улучшить понимание причин различных феноменов межгрупповых отношений, процессов стереотипизации и дискриминации, развития социальной идентичности, ее поддержания и изменения.
Соответственно, научная новизна данной работы заключается в том, что как не существует отечественной методики, направленной на измерение стратегий поддержания идентичности, так и не проводилось валидизации существующих методик.
Таким образом, практическая значимость данный работы заключается не только в том, что ее результат позволит исследовать многие связанные с данной областью проблемы - адаптация методики является расширением методологической базы.
Целью исследования является адаптация методики измерения поддержания социальной идентичности в российском контексте.
Для достижения этой цели нам необходимо выполнить ряд следующих задач:
Теоретические задачи:
1. Провести анализ теории социальной идентичности Г. Тэшфела: выделить основные положения, развитие, структуры и существующие противоречия.
2. Описать стратегии поддержания социальной идентичности и их роль в понимании межгрупповых отношений и разрешении возможных противоречий теории социальной идентичности.
Методические задачи:
1. Выбрать исследуемые стратегии и подобрать методику для их измерения.
2. Определиться с релевантными группами сравнения.
3. Выбрать дополнительные переменные для валидизации методики и подобрать инструменты для их измерения.
4. Перевести опросник и заменить нерелевантных для российского контекста вопросов на релевантные.
5. Провести оценку переведенного опросника экспертами и скорректировать формулировки в соответствии с рекомендациями экспертов.
Эмпирические задачи:
1. Провести когнитивные интервью с потенциальными респондентами и, при необходимости, повторно скорректировать формулировки.
- Введение
- Глава 1. Стратегии поддержания социальной идентичности: их значение для понимания межгрупповых отношений и методика измерения
- 1.1 Теория социальной идентичности: основные положения, развитие, структура
- 1.2 Стратегии поддержания социальной идентичности и их взаимосвязь с межгрупповыми отношениями
- 1.3 Факторы выбора стратегий поддержания социальной идентичности
- 1.4 Проблемы и противоречия теории социальной идентичности
- 1.5 Измерение стратегий поддержания социальной идентичности: принципы адаптации к российскому контексту
- Глава 2. Адаптация методики поддержания социальной идентичности в российском контексте
- 2.1 Методологический раздел
- Корпоративная культура и корпоративная идентичность.
- Социокультурная идентичность. Трансформация личности в процессе адаптации к иной культуре.
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- 1. Психологические проблемы адаптации к новой культуре
- 14. Адаптация чужеродных элементов культуры
- 54. Формирование и изменение этнической идентичности
- Концепция российской идентичности и.А. Ильина*
- 2. Профессиональная идентичность социального работника
- Вопрос 17. Стратегии поддержания социальной идентичности