1.3 Нормативно-правовая база в организации работы с несовершеннолетними правонарушителями в России
Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.
Вопреки распространенному мнению, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы с несовершеннолетними правонарушителями в России действительно существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов "Об основах социального обслуживания населения", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а так же в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.
Как и всякая технология (определенным образом спланированная последовательность действий), общегосударственная технология работы с детьми группы риска гарантированно приводит ее разработчика к получению ожидаемого результата.
В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм их противоправного поведения.
В качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяются следующие:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Российская Федерация, Законы, Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: одобр. Советом Федерации 9 июня 1999 г.].
Основополагающим законом решения проблемы беспризорности и правонарушения несовершеннолетних является Федеральный закон Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних", который был принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. Введение в действие закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
В соответствии и во исполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Правительством Российской Федерации приняты нормативные акты, направленные на ликвидацию условий и причин, способствующих беспризорности и безнадзорности, совершению правонарушений несовершеннолетних:
Например, в статье 1 рассмотрены основные понятия, применяемые в данном законе.
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- Введение
- Глава 1. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема
- 1.1 Понятие правонарушений несовершеннолетних и их причины
- 1.2 Состояние и динамика правонарушений несовершеннолетних в России
- 1.3 Нормативно-правовая база в организации работы с несовершеннолетними правонарушителями в России
- Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем
- Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
- 2.2 Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- 2. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей
- 2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем
- Тема 19. Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы
- §2.3 Особенности технологии по работе с несовершеннолетними правонарушителями.