Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
Профилактика различных форм деструктивного поведения, социальная реабилитация подростков групп социального риска являются сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Резкий рост преступности среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. С каждым годом все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и многие другие, которые характеризуются высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом.
Анализ статистических данных за последние три года, характеризующих состояние криминогенной ситуации в Республике Коми, свидетельствует о постепенном снижении количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. На общем фоне снижения преступности среди несовершеннолетних уровень преступности среди учащихся образовательных учреждений в 2007 году вырос на 12% (в 2006 году ими было совершено – 1100 преступлений, а в 2007 году – 1232). Наибольший рост преступлений среди учащихся зарегистрирован в гг. Печоре, Усинске, в Эжвинском, Усть-Вымском, Усть-Куломском и Усть-Цилемском районах.
Детская беспризорность и безнадзорность остаются одной из наиболее острых и тревожных для российского общества проблем, так как ведут к социальной дезадаптации детей, деформации или утрате их социальных связей с семьей, школой, отчуждению от познания и труда, росту ранней подростковой алкоголизации, девиантному поведению, правонарушениям. Смягчить остроту этих проблем помогает в значительной степени сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Социально-реабилитационные центры оказывают помощь детям и семьям, которая включает в себя социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую реабилитацию, а также проведение профилактических мероприятий по безнадзорности, раннее выявление дезадаптированных семей.
Социальная реабилитация является общей категорией для разных наук, но во всех случаях она предполагает устранение проблем ресоциализации и интеграции личности подростка в социум. Основа ее в восстановлении нарушенных связей и отношений с социальной средой (коллективом, семьей, средой неформального общения). Социальная реабилитация заключает в себе двоякий эффект: личностный – социальная реабилитация детей, возвращение их к нормальному процессу социализации и социальный – сокращение численности детей «группы риска», уменьшение резерва преступности несовершеннолетних. Задачи социальной реабилитации определяются как создание условий, гарантирующих каждому ребенку реальное включение в жизнь окружающей его культурной среды. Различаются следующие виды социальной реабилитации: социально-медицинская, социально-психологическая, педагогическая, социально-экономическая профессиональная, трудовая терапия, арт-терапия, спортивная и другие.
В центры поступают подростки-правонарушители с нарушением эмоционально-психологической сферы: эмоционально неустойчивы, непредсказуемы в своих действиях, не способны адекватно оценивать свое поведение. Несовершеннолетние пребывают в стрессовом состоянии: высокая тревожность, раздражительность, импульсивность, враждебность или замкнутость, недоверие. Основная часть подростков с низким интеллектуальным уровнем. Главное в программе психолога, специалиста по социальной работе в процессе социальной реабилитации - восстановить, укрепить душевное здоровье и психику подростка, помочь поверить в себя, довериться взрослым, а также обрести чувство собственного достоинства, желание освоить профессию, уметь строить перспективу жизни. Социальная реабилитация – это, прежде всего воспитание, в процессе которого подросток получает то, чего он был лишен в семье.
В ходе работы в центре осуществляется поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающие восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи; оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения; содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования; включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей; оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
Свою деятельность социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют в соответствии с концепцией реабилитационного пространства, сформулированной в ходе практической работы с подростками и их родителями. Все отклонения в поведении несовершеннолетних - безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, - имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию. В свою очередь, причина социальной дезадаптации - проблемы в семье. Оптимальная среда для полноценного развития ребенка - это родная семья. Лишение семьи всегда становится травмой для ребенка. Это означает, что основные усилия специалистов должны быть направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем. Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультативность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка.
Социально дезадаптированный подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие и самореализацию в обществе грубо нарушены. Даже в том случае, когда он сам становится правонарушителем, это способ, которым он дает знать обществу о своих нарушенных правах. И это может стать сигналом для начала социальной реабилитации. Только комплексный социально-медико-психолого-педагогический подход к реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации.
- Актуальные вопросы организации работы с молодежью
- 24 Апреля 2009 г. Выпуск 1
- Содержание
- Раздел 1. Междисциплинарный подход
- Раздел 2. Проблемы молодежи в сфере образования и занятости 61
- Раздел 3. Молодежная политика современной россии: пути решения проблем 106
- Раздел 4. Социальная работа
- Раздел 5. Проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи 187
- Раздел 1 междисциплинарный подход к изучению мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи и социальной работы с молодежью
- Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников
- Библиографический список:
- Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья
- Библиографический список
- Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза
- Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи
- Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи
- Актуальность социальной работы с молодежью в России
- Библиографический список
- Социальная работа в Украине в условиях трансформации общественных отношений
- Библиографический список
- Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов
- Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов
- Толерантность в молодежной среде
- Библиографический список
- Ценностные ориентации современной молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе
- Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы
- Исследование ценности родительства в структуре личностных ориентаций молодежи
- Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития
- Стратегии ценностного выбора молодежи
- Раздел 2
- Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных
- Организационные элементы управления молодежным рынком труда
- Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики
- Библиографический список
- Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи
- Библиографический список
- Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда
- Библиографический список
- Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи
- Библиографический список
- Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи
- Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи
- Библиографический список:
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии
- Молодежь как социально-уязвимая категория на рынке труда
- Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте
- Библиографический список
- Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи
- Раздел 3
- Библиографический список:
- Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях.
- Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа
- Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа
- Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи
- Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы
- Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области
- Библиографический список
- Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах снг
- Библиографический список
- Значение студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики
- Библиографический список
- Молодежная политика как средство решения молодежных проблем
- Общественные организации как субъект патриотического воспитания молодежи
- Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина
- Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области)
- Библиографический список
- Раздел 4
- Профилактика суицида среди молодежи
- Библиографический список
- Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков
- Библиографический список
- Агрессивное поведение подростков как социальная проблема
- Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных
- Библиографический список
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома
- Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних
- Библиографический список
- Влияние криминальной субкультуры на молодежь
- Библиографический список
- Гендерная агрессия в молодежной среде
- Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями
- Библиографический список:
- Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков
- Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы
- Библиографический список
- Особенности профилактики алкоголизации молодежи в современном обществе
- Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
- Раздел 5 проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи
- Социальный стресс как фактор жизнеспособности молодого поколения
- Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей
- Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники)
- Библиографический список
- Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи
- Библиографический список
- Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации
- Библиографический список
- К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений
- Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области
- Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи
- Студенческая семья как особая категория молодых семей
- Библиографический список
- Социальная защита несовершеннолетних матерей в России
- Библиографический список
- Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы
- Часть 1 - «Разговор о правильном питании».
- Часть 2 - «Две недели в лагере здоровья».
- Часть 3 - «Формула правильного питания».
- Современная сельская молодая семья: состояние и тенденции
- Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков
- Молодая семья: состояние и тенденции развития
- Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода
- Сведения об авторах