logo
Фостерная семья - стратегия работы с детьми-сиротами

2.2 Практика работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в развитых зарубежных странах

В мировой практике страны Западной Европы и США шли несколько разными путями в развитии системы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Историю общественного воспитания в США и странах Западной Европы можно разделить на четыре этапа.

Первый домов и тюрем «эффективных», т. е. социально сохранных, детей и поместить их в учреждения с более благоприятными для нормального развития условиями.

Второй этап характеризуется отказом от существующих крупных воспитательных учреждений и созданием воспитательных домов семейного типа, называемых «коттеджами».

На третьем этапе, с начала XX в., а в большей степени после Второй мировой войны, начинает развиваться институт профессиональной семьи, который предполагает проживание приемных детей непосредственно в семье и родительскую ответственность за детей на период патроната.

На четвертом этапе деинституционализация воспитания детей-сирот становится ведущей тенденцией в социальной политике стран Западной Европы и Америки. Детские дома и приюты практически прекращают свое существование. В оставшихся проживают дети, которые по медицинским показаниям не в состоянии удержаться в замещающих семьях. Подавляющее большинство детей, лишенных родителей, воспитываются в приемных семьях, в том числе и профессиональных Уманская М. Потерянное поколение детей Израиля. 2010 [16].

Решение проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в международной практике имеет многолетнюю историю, накоплен и интересный опыт.

В 1853 г. Чарльз Лоринг Брейс основал в Нью-Йорке Общество помощи детям, основной идеей которого была практика их бесплатного перемещения с улиц города в приемные семьи фермеров, проживающих в сельскохозяйственных районах на западе страны. Однако при этой системе договоры не заключались, право попечительства сохранялось за Обществом помощи детям, что теоретически позволяло забирать ребенка из семьи в любое время. Несмотря на критику данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, эта идея получила широкое распространение, и к концу XIX в. помещение сирот в фостерные (приемные) семьи стало общепринятым явлением.

В США в патронатных семьях находится более 500 тыс. детей. Фостерная семья в переводе означает семью, заменяющую кровную и обеспечивающую заботу, уход и воспитание. Фостерная семья представляет условия для содержания и ухода за ребенком. Этой семье не передается «родительская ответственность» по отношению к ребенку (так как она совместно исполняется родителями и местными органами власти), но семья наделяется полномочиями действовать в соответствии с разумной необходимостью с целью защиты и обеспечения ребенка.

Патронатная семья рассматривается как форма временного устройства ребенка на период активного социального вмешательства в биологическую семью. При этом сохраняются в максимально возможном объеме контакты ребенка с его биологическими родителями, братьями или сестрами. Например, в Великобритании около 85 % детей после пребывания в патронатной семье возвращаются в родные семьи. Достижение подобных результатов становится возможным благодаря высокому уровню развития социальных служб, занятых реабилитацией семьи, а также наличию законодательства, позволяющего активно проводить социальную работу с семьей.

В настоящее время фостерная семья в США является одним из ведущих способов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными причинами помещения ребенка в приемную семью являются: обеспечение его безопасности, угроза жизни и здоровью вследствие чрезвычайных обстоятельств (например, жестокого обращения); трудная жизненная ситуация родителей (потеря работы, отсутствие постоянного заработка, утрата местожительства и т. д.) [11].

В 1964 г. в США был принят закон о защите семьи для сбалансирования прав детей и родителей. Закон предоставил полномочия штатам делать все возможное для сохранения семьи и устройства детей с наименьшими ограничениями для их воспитания. Согласно данному закону родителям оказывается поддержка в случае их неспособности осуществлять воспитание до тех пор, пока эмоциональное и физическое состояние родителей не будет вне опасности. Если ребенок изолирован от семьи, то закон предусматривает помещение ребенка в условия, близкие к семейным.

В 1950-х гг. в США было закрыто 300 учреждений сиротского типа. После публикации знаменитого исследования Дж. Боулби эта тенденция стала нарастать вплоть до полного отказа от сиротских учреждений [14].

Около 77 % всех случаев помещения ребенка в семьи родственников происходит на добровольной основе, без вмешательства социальных служб и судебной системы, в результате так называемой частной опеки . Американские специалисты считают, что помещение детей в семьи к родственникам имеет ряд преимуществ: они могут обеспечить надлежащий уровень поддержки, чаще общаются с родителями ребенка и другими членами семьи, перемещение ребенка менее травматично для его физического и психического здоровья .

В странах Восточной Европы также были проведены значительные преобразования, касающиеся устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в Румынии после 1995 г. было закрыто более 50 % учреждений, сократилась численность воспитанников школ-интернатов и детских домов. В Швеции благодаря изменившемуся законодательству в послевоенный период закрылись детские дома, а начиная с 1990-х гг. семья стала считаться оптимальным учреждением по уходу за детьми. Аналогичные трансформации происходили и в других европейских странах. При этом законодательство также активно развивалось, обосновывая необходимость предоставления семьям, особенно семьям в трудной ситуации, различного вида помощи.

Таким образом, в странах Европы и Северной Америки основным направлением деятельности социальных служб является предупреждение социального сиротства: социальная поддержка и оказание психолого-педагогической помощи семьям группы риска, активное выявление дисфункциональных семей и вовлечение их в коррекционную работу. Для своевременного выявления семей, нуждающихся в особой поддержке государства, представители социальных служб (здравоохранения или социальной защиты) посещают семьи всех новорожденных и при выявлении факторов риска социального сиротства вовлекают их в профилактическую работу.

Приоритетной задачей социальных служб в большинстве стран Европы и США является воссоединение семьи, поэтому агентства социальной помощи предлагают широкий спектр услуг по оказанию психологической помощи детям и социальной поддержке семьям. Этому способствует законодательно закрепленное положение о праве ребенка на возвращение в биологическую семью.

Документы каждого ребенка, переданного в замещающую семью или приют, регулярно пересматриваются, чтобы по возможности вернуть ребенка биологическим родителям в том случае, если условия проживания в биологической семье будут признаны приемлемыми и безопасными.

Устройство ребенка в замещающую семью рассматривается как временная мера, необходимая на период, пока агентство пытается помочь кризисной семье и совместно с судом решает вопрос о возможности воссоединения семьи или передачи ребенка на усыновление. В последнее время все большее распространение получает устройство детей в семьи родственников, особенно когда дети нуждаются в приюте на короткий срок 17..Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999.[17].

Во всем мире самым приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот является, конечно, усыновление. В США же, как и в большинстве стран Западной Европы (за исключением скандинавских), будущим родителям не только не полагается «компенсация» за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собственной состоятельности для принятия такого решения. Потенциальные усыновители должны предъявить практически все документы, которые могут описать их жизнь: от финансовых документов, свидетельствующих, что они в состоянии обеспечить ребенку нормальный уровень проживания, образования и т. д., до медицинских анализов. Зато потом, после усыновления, они вправе рассчитывать на поддержку общества: к их услугам психологи, социальные работники, кризисные центры. В некоторых штатах США услуги врача и психолога для усыновленного ребенка предоставляются бесплатно [10].

В вопросах адаптации детей-сирот в новых семьях в западных странах (а теперь и в Восточной Европе) большую роль играют разнообразные религиозные организации и общины. Церковные центры помощи семьям в Западной и Восточной Европе особое внимание уделяют будущим родителям, желающим усыновить ребенка. Справедливо считается, что психическое состояние нового члена семьи будет во многом зависеть от общего семейного климата [12].

В мировой практике задачи подготовки, сопровождения и интеграции в той или иной степени решает институт фостерной помощи. Хотя о фостерстве в целом нельзя говорить однозначно-- фостерная семья всегда имеет национальные особенности. В Америке фостеры в основном обеспечивают временное устройство детей на тот период, пока родная семья не преодолеет кризис, или не найдутся приемные родители. Можно услышать, что американские фостеры "зарабатывают на детях", хотя компенсация на самом деле составляет что-то около100-150 долларов. При этом все они обязаны проходить 53-часовое обучение, получать лицензию и ежегодно проходить 10-часовое повышение квалификации. Французское фостерство входит в систему судебной защиты молодежи и выполняет иную функцию - семьи принимают детей-правонарушителей, предварительно пройдя подготовительные курсы. Французы получают 26 евро вдень, и только за те дни, когда несовершеннолетний присутствует в семье (если он сбежал, компенсация не выплачивается). А заработной платы французские фостеры не получают вовсе.

В Великобритании фостерство достаточно высоко оплачиваются, но и стать фостером сложнее -- это возможно только после годового обучения, требует постоянной супервизии и еженедельных консультаций у психолога. При пересчете с фунтов стерлингов, оплата труда британских фостеров чуть превышает 40 тысяч рублей. И даже при таком уровне компенсации, поддержке специализированных фостерных центров, различных образовательных программах, обилии тематической литературы в Великобритании не хватает людей, которые решились бы на такую профессию. Английские специалисты с грустью признают "Мы можем создать любую инфраструктуру, но заставить людей быть фостерами-- не можем".

В Швеции, если семья оказалась в трудной ситуации, ей выделяется "семья-помощник". Помогающая семья ходит в гости, приглашает в гости, берет детей на пару-тройку дней, морально поддерживает при уборке квартиры, и вообще, всячески учит собственным примером, как надо правильно строить семью. Помогает с посещениями врачей. Родители из помогающей семьи получают зарплату. Ребенок из кризисной семьи изымается только в крайнем случае, и только после того, как "уже все попробовали". В таких случаях "контактные семьи" принимают в семью здоровых детей, а "вспомогательные"-- детей с особыми потребностями. Есть еще "kontaktperson", которые помогают "трудным" подросткам. В "семейный дом" дети отправляются на более длительный срок, но все равно в последствии возвращаются в семью.

В Германии Конституцией предусматривается баланс прав родителей и требований к обеспечению благополучия ребенка, при этом права родителей пользуются большим уважением. Решение о лишении родительских прав рассматривается как серьезное вмешательство в дела семьи, допустимое только в том случае, если после использования всех возможностей сохраняется серьезная угроза безопасности ребенка [16]. В Германии труднее лишить родителей родительских прав, а социальные службы готовы длительное время расходовать значительные средства на оказание помощи ребенку, определенному в замещающую семью на длительный срок.

В Японии ребенок считается главным «сокровищем нации», поэтому инвестиции в детей, их социализация и обращение с ними рассматриваются как единственная и наиболее важная область социальной политики. При решении вопроса об устройстве детей, оставшихся без опеки родителей, предпочтение отдается именно детскому дому, очень незначительно используются альтернативные формы заботы о детях, такие как воспитание в приемной в семье (фостеринг), что, несомненно, является выражением доверия государственному попечению. Количество детей, проживающих в детских домах, постоянно возрастает и составляет 0,1 % от общего количества несовершеннолетних, проживающих в Японии. При устройстве детей в детские дома суды принимают участие крайне редко Иванова Н.П. и др. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). - М., 1999.[19].

Вместе с тем в Японии поощряется временное помещение ребенка в детский дом самими родителями при сохранении последними своих родительских прав с тем, чтобы они могли возобновить заботу о своем ребенке в любое время, в отличие от принудительного помещения ребенка на постоянное проживание, осуществляемое органами государственной власти. В этой стране более 90 % детских домов являются частными, и именно частные институты и организации, созданные в конце XIX столетия, привели к созданию института защиты прав ребенка.

Большинство детских домов в Японии рассчитаны в среднем более чем на 50 человек и имеют тенденцию как к увеличению количества мест проживания, так и к развитию инфраструктуры, предназначенной для их обслуживания. За последние два десятилетия средняя продолжительность пребывания в детских домах становится более длительной и в среднем составляет почти пять лет. В Японии существует лишь очень небольшое количество специализированных учреждений, оказывающих терапевтические услуги для детей, и их лечение в детских домах, оказываемое без предоставления какой-либо специализированной помощи, является все еще нормой.

Во многих странах мира отказались от практики помещения детей, оставшихся без опеки родителей, в детские дома и интернаты. Широкое применение получила практика воспитания брошенных детей в замещающих, приемных или фостерных семьях. На сегодняшний день институт замещающих семей распространен в Европе, Америке, России, Украине, Молдавии, Грузии, Польше, Армении, Китае и Африке.

Научные исследования в области защиты прав детей показали, что обеспечить потребности развития ребенка можно только в семье - в собственной или замещающей - на основе формирования привязанности и принятия ребенка родителями.

Если ребенок подвергается насилию в семье и требуется экстренно поместить его в безопасные условия, ребенок передается в фостерную семью на короткий промежуток времени, пока социальные службы не определят его дальнейшее жизнеустройство. Часто бывает, что для кровной семьи ребенка оказание социальной или любой другой помощи бывает достаточно, чтобы миновал кризис, и ребенок возвратился к своим родителям.

Когда возвращение в кровную семью для ребенка невозможно, он может находиться в фостерной семье достаточно долго, на срок от 6 месяцев и более, до своего совершеннолетия. В некоторых странах фостерные семьи воспитывают детей до 24 летнего возраста. Распространен такой вид фостеринга, как периодическое устройство - на выходные дни, школьные каникулы детей забирают в приемные семьи. В ряде стран в семью может быть устроена несовершеннолетняя мать с младенцем, чтобы профессиональные фостерные воспитатели обучили ее навыкам ухода за новорожденными и методам воспитания детей; в Англии в семьях живут малолетние правонарушители, ожидающие суда. Форма устройства зависит от потребностей конкретного ребенка и может меняться с изменением его возраста или ситуации в его кровной семье.