logo
ChOKS_2014

Список используемой литературы:

  1. Прахов, И. А. Преподавание экономики: есть ли альтернатива лекциям? [Текст] / И. А. Прахов // Вопросы образования. – М: ВШЭ. – 2011.-.№1. – С.143-160.

  2. Чичко Ю. В., Деловая игра как эффективный метод обучения экономическим дисциплинам [Текст] / Ю.В. Чичко // Историческая и социально-образовательная мысль. – Краснодар: ПО «Плехановец». – 2010. - №2(4). – С.112-115.

  3. Методика преподавания экономических дисциплин: Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей [Электронный ресурс] / М. В. Сакович, Н. П. Хвесеня; Режим доступа 21http://www.bsu.by/Cache/pdf/48393.pdf. - Дата обращения 10.02.2014г.

  4. Методические пути развития креативности и инновационности экономического мышления и поведения [Электронный ресурс] / Лекции по Методике преподавания экономики; Режим доступа http://gendocs.ru/ru. - Дата обращения11.02.2014г.

  5. Основы финансовой грамотности [Электронный ресурс] Разработка школьной программы; Режим доступа http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=648578. - Дата обращения11.02.2014г

  6. Проза жизни: как экономика влияет на литературу и писателей [Электронный ресурс] / РИА-Новости, под ред. А. Уткина; Режим доступа http://www.finmarket.ru/economics/article/3601037. - Дата обращения 11.02.2014г.

  7. Соколова, Н. Г. Формирование основ экономической культуры старшеклассников путем активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/524437- Дата обращения 10.02.2014г.

  8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст]: Методическое пособие/ А.А. Смоленцева. - М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ В ПАТРОНАТНЫХ СЕМЬЯХ

Д. В. Филатова

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Научный руководитель: Суслова О.И., кандидат педагогических наук

В настоящее время проблема изучения адаптации детей-сирот в патронатных семьях является наиболее актуальной, поскольку важным аспектом адаптации ребенка-сироты в обществе является уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация.

Адаптация детей-сирот в приемной семье имеет целый ряд особенностей, поскольку эти дети испытывают трудности при овладении социальными знаниями, умениями и навыками, у них есть отставание в психическом, интеллектуальном и физическом развитии, возникают трудности при установлении эмоциональных связей с другими людьми, в первую очередь с приемными родителями. [1, c. 29]

Таким образом , социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье - это включение ребенка в семейную среду через его вхождение в систему внутрисемейных отношений и приспособление к этим отношениям не только ребенка, но и всех членов семьи, а также социального окружения, и формирование у ребенка образцов поведения и мышления, которые отражают систему ценностей данной семьи и общества. [6, c. 427]

Адаптация детей сирот изучалась многими учеными как отечественными - Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковым, С.В. Ключниковым, В.В. Ковалевым, Н.И. Свиридовым, В.П. Парохиным, С.Т. Шацким др., так и зарубежными – Р. М. Крири, Р. Шпиц и др.

Целью проведенного исследования было выявление особенностей адаптации детей – сирот в фостерных семьях, в частности отношение детей-сирот с членами приемной семьи.

В исследовании применялись следующие методы: наблюдение, методы количественной обработки результатов, а в период эксперимента применялись рисуночные методики: ДДЧ, КСР, решалась основная задача исследования – анализ полученных результатов.

Выбор диагностического инструментария был обусловлен тем, что рисунок ребёнка рассматривался как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. [4, c. 281] Отличительной чертой данного интервью послужил его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых предпочитают не рассказывать.

Эксперимент проводился на базе Детского санаторно-оздоровительного лагеря «Морская волна» п. Лермонтово, Туапсинского района. В исследовании принимали участие дети-сироты 8-9 летнего возраста в количестве 6 человек, проживавшие в приемных семьях 2 года.

Таким образом, наше исследование выявило ряд особенностей адаптации детей-сирот в приемных семьях, у которых наблюдаются : потребность в сплоченности семьи, положительное взаимодействие с членами семьи, трудности в стремлении раскрыться в кругу семьи, потребность влиться в семейную ситуацию, агрессия по отношению к некоторым членам семьи, чувство отверженности и замкнутости, эгоцентризм, чувство недостаточности эмоциональной теплоты, ощущение своей малоценности, боязнь быть покинутыми, готовность к контактам.

Данное исследование наглядно показало, что адаптация детей-сирот в фостерных семьях происходит неодинаково. Имеются свои особенности - как положительные, так и отрицательные, а определяющую роль играет приемная семья. В дальнейшем нами планируется дальнейшая работа в этом направлении.