logo
Методы социальной работы с подростками, склонными к агрессии в МВСОУ "Центр образования" г. Петрозаводска

1.4 Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии

Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии, можно разделить на два направления: профилактическое и коррекционное (или социально-реабилитационное).

Социальная профилактика - это "сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата" [23, с. 193].

Социальная профилактика агрессивного поведения подростков выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых относятся: регулятивно - предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции.

Отмечается, что в рамках профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания, эффективная реализация которой во многом определяет позитивную направленность развития личности ребенка. Воспитание (как в широком, так и в узком смысле), присутствуя практически в любом общественном институте и решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Таким образом, воспитание изначально предполагает упреждение отклонений в поведении личности, в том числе и таких, как агрессивность.

Исходя из функций профилактики социальных отклонений, выделяются основные задачи, которые должны решаться в ходе этой деятельности, а именно:

мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих социальным отклонениям в среде несовершеннолетних;

изучение специфических особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних, которые приводят к их личностной деформации и формируют мотивацию отклоняющегося поведения;

устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности несовершеннолетнего;

постоянное выявление лиц, характеризующихся нравственными аномалиями и нестандартным поведением;

активное профилактико-реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности.

Коррекционная составляющая деятельности социального работника с подростками, склонными к агрессии, направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционной работы требуется решить возникший у подростков конфликт "личность - общество", "личность - социальная среда", "личность - группа", "личность - личность" [9, с.101].

При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления агрессивности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная - формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения [9; 105].

В литературе по социальной работе перечислены приемы коррекционного взаимодействия социального работника и его клиента:

снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;

вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;

организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;

демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [25, с.94].

Профилактика и коррекция отклоняющегося (в том числе и агрессивного) поведения школьников должна осуществляться через совместную деятельность специалистов образовательных и других учреждений (комплексное сопровождение), направленную на формирование у детей и подростков личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, социально-приемлемого поведения, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций, в противостоянии влиянию асоциальных и криминальных групп.

Анализ пособий по профессиональной подготовке социальных работников, статей, монографий, материалов диссертаций, нормативных документов позволил выделить позволил выделить основные направления деятельности социального педагога с подростками, склонными к агрессии [28, с.118]:

защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка. Это права на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и т.д.;

выявление неблагополучных семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволит определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организации;

содействие в оказании юридической помощи: отставание интересов подростков и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг и т.п.;

направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

организация досуга и отдыха подростков совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

оказание помощи в трудоустройстве во внеучебное время подростков, достигших 14 лет;

помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с уже существующими группами, отдельными лицами и т.п.;

помощь в организации различных курсов, кружков и т.п.

участие в разработке и реализации социальных проектов, программ, частных инициатив, направленных на достижение положительных результатов процесса социализации подростков, склонных к агрессии.

Авторы трудов по социальной работе с подростками отмечают, что в современных условиях деятельность социального работника направлена на изменение негативных условий жизни ребенка, которые не способствуют процессу его социализации. Это предупреждение и преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении [24, с.117].

Деятельность социального работника выстраивается на основе диагностики проблем ребенка и среды. Следовательно, социальный работник должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические). На основании диагноза социальный педагог проектирует условия, которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка. Одним из методов диагностики является тестирование.

Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз [24; 116].

От других способов обследования тестирование отличается большей точностью.

Однако использование тестирования в социальной работе требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности. Социальный работник должен уметь выбирать методы и средства работы, обеспечивающие наиболее эффективный результат.

Достаточно широкое применение в социальной работе находит такой метод диагностики, как анализ документов. Их изучение позволяет выявить условия среды, способствующие формированию и закреплению индивидуально-психологических качеств, педагогических характеристик, способствующих или препятствующих обучению, воспитанию, адаптации учащегося, определить направления дальнейшей работы.

Среди документов образовательного учреждения важнейшим для социального работника является его социальный паспорт, в котором содержатся сведения о нуждающихся в различного рода социальной помощи детях и их семьях, о различных категориях семей, дети из которых обучаются в школе [24; 116].

Наиболее распространенным в социальной работе эмпирически методом изучения человека является наблюдение. Под наблюдением понимается "целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта" [24; 116].

Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от "нормальных".

Главными особенностями метода наблюдения являются:

непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его "культуры наблюдения".

Широко распространенные в социальной работе эмпирические методы получения сведений (информации) о подростке, его семье - беседа, интервью и анкетирование.

В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, родителей, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

Однако беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный - для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:

наличие четкого, продуманного плана беседы;

обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни;

варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру социально - педагогического эксперимента [24; 117].

Интервью называют целенаправленным опросом: интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.

Анкетирование - "эмпирический социально - педагогический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету" [24; 117]. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывает исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов.

Социальных работников анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов клиентов.

При составлении анкеты учитываются:

содержание вопросов;

форма вопросов - открытые или закрытые;

формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответов и т.д.);

количество и порядок следования вопросов.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае должно отвечать двум требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Решение некоторых проблем (улучшение здоровья, материального положения) социальный работник не сможет осуществить самостоятельно. Тогда он выступает в роли посредника и координатора действий психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста, административных органов образования, здравоохранения, социальной защиты и др. для разрешения проблем ребенка.

В своей работе с подростками, склонными к агрессии, социальный работник использует разнообразные методы и формы деятельности.

Социальный работник применяет такие методы и формы работы, как:

индивидуальные беседы, консультации, лекции для детей и родителей;

групповые формы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Таким образом, существуют различные технологии и методы профилактики и коррекции подростковой агрессивности. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей подростков и ситуации, в которой они оказались.

Выводы:

1. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.