1.4 Социокультурная коммуникация как средство презентации имиджа региона
Особенности социокультурной коммуникации, элементы коммуникационной цепочки рассматриваются как инструменты презентации имиджа региона. При этом имидж региона создается, транслируется и воспринимается в рамках социокультурной коммуникации, которая представляет собой процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией.
Опираясь на традиционную схему коммуникационного процесса, выделяют такие его элементы, как: коммуникатор (отправитель), канал, сообщение, адресат (получатель), обратная связь.
Коммуникаторы бывают двух видов - заказчики и исполнители (создатели имиджа). К первой группе относится региональная исполнительная власть, которая артикулирует желания различных социальных групп региона. Ко второй - специалисты по связям с общественностью (РR-специалисты), которые отвечают за коммуникации региона и чаще всего работают в такой структуре, как пресс-служба. Если сотрудник пресс-службы отвечает за разработку и трансляцию имиджа региона, его называют имиджмейкером. Наряду с пресс-службой, которая является подразделением правительства региона, в процесс имиджирования территории могут быть вовлечены сторонние организации или специалисты.
Адресат - внутренняя и внешняя общественность региона. К внешней общественности автор относит: общественность, находящуюся на территории той страны, частью которой является регион; общественность, находящуюся за пределами страны, частью которой является регион. Внутренняя общественность включает следующие группы: жители региона; средства массовой информации; некоммерческие организации региона; коммерческие организации региона и др.
Сообщения, транслируемые в рамках имиджирования региона, можно разделить на две группы - базовые и дополнительные. Каждое из них может носить вербальный, невербальный и креолизованный характер. Базовые крайне редко подвергаются изменениям и к ним относятся наименование, история, девиз (слоган), гимн, герб, флаг региона и др. Дополнительные сообщения могут быть как письменными (новости, размещенные на официальном сайте местной власти), так и устными (выступления представителей власти). Креолизованные дополнительные сообщения активно используются в процессе формирования имиджа региона, так как позволяют максимально увеличить эффективность сообщения. Они могут быть оформлены в виде книги, буклета, проспекта, брошюры, имиджевой статьи, имиджевого интервью и т.п.
В процессе трансляции имиджа региона важно учитывать особенности того канала, по которому передается сообщение. С каждым годом все большее влияние на общество оказывает Интернет, который предоставляет разработчикам имиджа как возможности, так и угрозы. В процессе формирования имиджа региона важную роль играет официальный сайт(ы) территории, который размешается в сети и доступен различным аудиториям. Грамотное использование официального сайта в процессе формирования имиджа региона позволяет решить многие задачи, которые ставятся перед разработчиками нематериального ресурса.
Обратная связь в процессе трансляции имиджа региона может быть как актуальной, ежемоментной, так и отсроченной. В контексте формирования имиджа региона под обратной связью в социокультурной коммуникации можно понимать: вопросы журналистов, которые задаются на пресс-конференции руководства региона; онлайн-обращения (интернет приёмная на официальном сайте территории); комментарии, оставленные в блоке губернатора и др.
В зависимости от особенностей канала и сообщений, передаваемых в рамках трансляции имиджа региона, можно выделить две формы социокультурной коммуникации - прямую и медиаформу. Отличие данных видов состоит в том, что в первом случае между отправителем и получателем устанавливается прямой контакт, во втором коммуникация осуществляется посредством телевидения, радио, Интернет и пр. К формам прямой коммуникации в контексте нашей работы целесообразно отнести различного рода специальные мероприятия. К медиаформам коммуникации можно отнести рекламные и РR-материалы, размещенные в печатных СМИ, телевизионную и радиорекламу, сайт и др.
Таким образом, имидж региона ярко проявлен в каждом элементе социокультурной коммуникации. Отправитель формирует имидж региона, учитывая особенности региональной культуры. Получатель воспринимает транслируемый адресатом имидж. В сообщениях, которые передаются по различным каналам коммуникации, должны быть закодированы ценности, составляющие основу имиджа. Обратная связь - показатель, позволяющий понять, насколько успешно прошла коммуникация.
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты культурологического изучения имиджа региона
- 1.1 Имидж региона: теоретические концепции и актуальные модели в контексте культурологии
- 1.2 Имидж региона в пространстве культуры
- 1.3 Социокультурная морфология имиджа региона
- 1.4 Социокультурная коммуникация как средство презентации имиджа региона
- Глава 2. Имидж современного российского города на примере Березники
- 2.1 Понятие и составляющие имиджа города
- 2.3 Двойственный имидж города Березники: «центр химической промышленности», или «город, уходящий под Землю»
- 2.4 Проект «Город-Авангард»
- 1.2. Формирование имиджа города как обязательная составляющая территориального маркетинга.
- Глава 1. Имидж города как основа его продвижения.
- Постановление администрации города березники пермского края
- Глава 3. От имиджа города к имиджу страны: факты, примеры, тенденции
- 2.1. Программа: Березники – город сбалансированной экономики.
- Раздел IV. Механизм реализации стратегии развития города
- Имидж города.
- Раздел 6. «Визитная карточка» города. Имиджевые составляющие города.
- Тема: Имидж города и факторы его определяющие