logo
Cоциокультурное составляющие имиджа современного российского города (на примере города Березники)

1.4 Социокультурная коммуникация как средство презентации имиджа региона

Особенности социокультурной коммуникации, элементы коммуникационной цепочки рассматриваются как инструменты презентации имиджа региона. При этом имидж региона создается, транслируется и воспринимается в рамках социокультурной коммуникации, которая представляет собой процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией.

Опираясь на традиционную схему коммуникационного процесса, выделяют такие его элементы, как: коммуникатор (отправитель), канал, сообщение, адресат (получатель), обратная связь.

Коммуникаторы бывают двух видов - заказчики и исполнители (создатели имиджа). К первой группе относится региональная исполнительная власть, которая артикулирует желания различных социальных групп региона. Ко второй - специалисты по связям с общественностью (РR-специалисты), которые отвечают за коммуникации региона и чаще всего работают в такой структуре, как пресс-служба. Если сотрудник пресс-службы отвечает за разработку и трансляцию имиджа региона, его называют имиджмейкером. Наряду с пресс-службой, которая является подразделением правительства региона, в процесс имиджирования территории могут быть вовлечены сторонние организации или специалисты.

Адресат - внутренняя и внешняя общественность региона. К внешней общественности автор относит: общественность, находящуюся на территории той страны, частью которой является регион; общественность, находящуюся за пределами страны, частью которой является регион. Внутренняя общественность включает следующие группы: жители региона; средства массовой информации; некоммерческие организации региона; коммерческие организации региона и др.

Сообщения, транслируемые в рамках имиджирования региона, можно разделить на две группы - базовые и дополнительные. Каждое из них может носить вербальный, невербальный и креолизованный характер. Базовые крайне редко подвергаются изменениям и к ним относятся наименование, история, девиз (слоган), гимн, герб, флаг региона и др. Дополнительные сообщения могут быть как письменными (новости, размещенные на официальном сайте местной власти), так и устными (выступления представителей власти). Креолизованные дополнительные сообщения активно используются в процессе формирования имиджа региона, так как позволяют максимально увеличить эффективность сообщения. Они могут быть оформлены в виде книги, буклета, проспекта, брошюры, имиджевой статьи, имиджевого интервью и т.п.

В процессе трансляции имиджа региона важно учитывать особенности того канала, по которому передается сообщение. С каждым годом все большее влияние на общество оказывает Интернет, который предоставляет разработчикам имиджа как возможности, так и угрозы. В процессе формирования имиджа региона важную роль играет официальный сайт(ы) территории, который размешается в сети и доступен различным аудиториям. Грамотное использование официального сайта в процессе формирования имиджа региона позволяет решить многие задачи, которые ставятся перед разработчиками нематериального ресурса.

Обратная связь в процессе трансляции имиджа региона может быть как актуальной, ежемоментной, так и отсроченной. В контексте формирования имиджа региона под обратной связью в социокультурной коммуникации можно понимать: вопросы журналистов, которые задаются на пресс-конференции руководства региона; онлайн-обращения (интернет приёмная на официальном сайте территории); комментарии, оставленные в блоке губернатора и др.

В зависимости от особенностей канала и сообщений, передаваемых в рамках трансляции имиджа региона, можно выделить две формы социокультурной коммуникации - прямую и медиаформу. Отличие данных видов состоит в том, что в первом случае между отправителем и получателем устанавливается прямой контакт, во втором коммуникация осуществляется посредством телевидения, радио, Интернет и пр. К формам прямой коммуникации в контексте нашей работы целесообразно отнести различного рода специальные мероприятия. К медиаформам коммуникации можно отнести рекламные и РR-материалы, размещенные в печатных СМИ, телевизионную и радиорекламу, сайт и др.

Таким образом, имидж региона ярко проявлен в каждом элементе социокультурной коммуникации. Отправитель формирует имидж региона, учитывая особенности региональной культуры. Получатель воспринимает транслируемый адресатом имидж. В сообщениях, которые передаются по различным каналам коммуникации, должны быть закодированы ценности, составляющие основу имиджа. Обратная связь - показатель, позволяющий понять, насколько успешно прошла коммуникация.