Cоциокультурное составляющие имиджа современного российского города (на примере города Березники)

курсовая работа

Введение

имидж российский город

Современное общество, в котором ценность информации бесспорна, порождает множество разнообразных информационно-знаковых продуктов, одним из которых является имидж. Специфика данного социокультурного явления заключается в том, что он всегда возникает по инициативе субъектов культуры и призван решать задачи, сформулированные его создателями. Круг данных задач достаточно разнообразен: привлечение внимания к объекту, имидж которого создается; акцентирование взгляда на определенных характеристиках данного объекта; формирование позитивного отношения к нему.

Следует заметить, что в целом имидж призван оптимизировать взаимодействие между его создателями, в качестве которых выступают субъекты социокультурной коммуникации, функционирующие в политической, экономической и социальной сферах, и аудиторией. От характеристик персонального имиджа зависит успех конкретной персоны, от корпоративного - восприятие определенной компании, от территориального - эффективность функционирования города, региона или страны.

Имидж в современной России стал восприниматься органами власти как важнейший нематериальный ресурс, порой даже более значимый, чем материальные ресурсы. Это связано с тем, что имидж территории позволяет ей выделиться из общего контекста за счет акцентирования внимания на ее уникальных характеристиках. Имидж территории дает возможность привлекать внимание к территории различных целевых аудиторий (инвесторов, туристов и пр.), которые постоянно с ней взаимодействуют, а также имидж выступает важнейшим ресурсом развития территории. Грамотно выстроенный имидж способствует продвижению территории. Отказ от целенаправленного выстраивания имиджа может приводить к деструктивным тенденциям в восприятии данного объекта как политического, экономического и культурного партнера. Поэтому на уровне страны, регионов и городов сегодня ведется активная работа по формированию и трансляции имиджей территорий.

Имидж региона - это явление не менее сложное по структуре и функциям, чем имидж страны. Поэтому его изучение требует междисциплинарного подхода, в котором особое место занимает культурологический анализ. Это связано с тем, что заказ на эффективный имидж региона, прежде всего, формируется и артикулируется в пространстве политической культуры. Кроме того, при создании имиджа необходимо учитывать особенности региональной культуры, каждый элемент которой должен найти место в ходе конструирования имиджа территории. И, наконец, особое значение в процессе изучения имиджа занимает анализ социокультурной коммуникации как среды, в рамках которой и осуществляется трансляция имиджа региона различным аудиториям.

Недостаточная изученность имиджа региона, его социокультурной морфологии и особенностей функционирования в рамках социокультурной коммуникации определяет актуальность исследования как для теории культуры, так и для прикладной культурологии, несомненная значимая роль данного феномена для современного социокультурного пространства составляет проблему исследования.

В последнее время в России встал вопрос об имидже целых городов и регионов. Опыт показывает, что регионы, в которых руководство понимает важность имиджа и принципы его построения, получают большую заинтересованность со стороны партнеров, инвесторов при условии, что имидж несет объективную, положительную окраску. Каждый аспект жизни города от чистоты улиц до работы предприятий и настроения их работников - влияет на имидж города.

Структурированный имидж города носит оценочную и мотивационную нагрузку, благодаря чему оказывает влияние на поведение людей, носителей этого имиджа, на их отношение к реальным событиям. Имидж воздействует на стратегическую линию поведения людей на базе лежащих в его основе социальных установок и стереотипов. Будучи устойчивым духовным образованием в массовом сознании, имидж моделирует реакции масс населения на новые, зачастую непредвиденные ситуации.

Современный этап цивилизованного развития общества характеризуется изменениями в содержании и направленности научно-технического прогресса, характером информационно-коммуникативного взаимодействия, трансформацией социально-экономических и политических процессов. Сегодня изучение имиджа города теснейшим образом связано с попытками всестороннего осмысления процессов, происходящих в обществе и мире в целом с учетом исторического контекста.

Представители разных исследовательских направлений (Л.Коган, В.Семенов, С.Полторак, И. Страутманис, М. Черноушек и др.) проводили эксперименты в разных городах, но выводы, полученные ими, позволяют объединять их в единую теорию большого города. Большинство экспериментов, касающихся особенностей жизни людей в городе, так или иначе, связаны с восприятием городского пространства и последствиями городского имиджа. Однако многие исследования не раскрывают вопроса об имидже города, как о социально-психологическом пространстве, в котором жизнь людей может рассматриваться как социокультурное явление.

Актуальность исследования заключается в том, что отсутствие исследовательских работ по изучению имиджа города в представлении различных возрастных категорий населения затрудняет рассмотрение жизни людей в городе как комплексное «социокультурное явление». При этом имидж города необходимо рассмотреть как носитель особых психических свойств, как многоаспектное явление, как сложный биосоциально-экономический организм.

Объект исследования: имидж региона как социокультурное явление.

Предмет исследования: структурно-функциональные характеристики, особенности выстраивания и трансляции имиджа региона в социокультурной коммуникации.

Цель исследования: изучить характеристики имиджа региона (на примере города Березники), функционирующего в социокультурной коммуникации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть концептуальные подходы к осмыслению имиджа региона в контексте культурологии и его актуальные модели.

2. Проанализировать функционирование имиджа региона в пространстве культуры (политической, региональной, медиакультуры).

3. Описать социокультурную морфологию имиджа региона.

4. Представить социокультурную коммуникацию как средство презентации имиджа региона.

5. Охарактеризовать социокультурную модель имиджа региона, на примере города Березники.

6. Проанализировать особенности трансляции имиджа города Березники в рамках социокультурной коммуникации.

7. Провести исследование позволяющее выявиться мнение жителей об имидже своего города.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщения.

Делись добром ;)