logo search
Лекция по КСО № 3

Тема 3. Динамика благотворительности компаний

Благотворительность, спонсорство. Исторические мотивы благотворительности – нравственные, корыстные, интеллектуальные. Как выстроить стратегию благотворительности компании. Вовлечение клиентов в благотворительность компании. Корпоративное волонтерство: вовлечение сотрудников в благотворительные программы. Модели финансирования социальных благотворительных программ. Корпоративная социальная ответственность и экономическая эффективность социальных и благотворительных программ.

Довирительной деятельностью согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 22.08.04 г.; далее — Закон N 135-ФЗ) понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.   Не являются благотворительной деятельностью направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям; поддержка политических партий, движений, групп и кампаний (п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).

Участниками (сторонами) благотворительной деятельности являются благотворители или добровольцы и благополучатели.

Благотворителями (гражданами и юридическими лицами) называются лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, а также бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности.

Если работы и услуги бескорыстно (безвозмездно или на льготных условиях) осуществляют юридические лица, то они называются благотворителями. Если же выполнение работ в форме безвозмездного труда, в том числе в интересах благотворительной организации, осуществлено гражданином, то он именуется добровольцем.

Благополучатели — это граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность.

Согласно ст. 2 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:

— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; — подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; — оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; — содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; — содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; — содействия защите материнства, детства и отцовства; — содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; — содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; — содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; — охраны окружающей природной среды и защиты животных; — охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Никто не вправе ограничивать свободу выбора целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Благотворительная организация — некоммерческая организация, созданная для ведения благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, но не для получения прибыли. Такая организация не может быть государственной или муниципальной, ее учредителями могут выступать только физические и (или) юридические лица (ст. 6 Закона N 135-ФЗ).

Статус «благотворительная организация» присваивается регистрирующими органами субъекта Российской Федерации. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Благотворительные организации создаются только в следующих организационно-правовых формах:

— общественная организация; — фонд; — учреждение.

Благотворительная организация может быть в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.

Благотворительные некоммерческие организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав.

Имущество, переданное некоммерческой благотворительной организации ее учредителями (учредителем), является собственностью благотворительной организации и может быть использовано лишь для достижения целей, предусмотренных в ее учредительных документах.

При ликвидации благотворительной организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в предусмотренном уставом порядке или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе.

Благотворительные некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, призванную служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.

Для этого благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

— взносы учредителей благотворительной организации; — членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве); — благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; — доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; — поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); — доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности; — поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов; — доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; — труд добровольцев; — иные не запрещенные законом источники.

Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Она включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая расходы на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные сроки.

Денежные средства могут передаваться благотворительной организацией адресно (т.е. непосредственно каждому нуждающемуся) или путем направления их на проведение различных мероприятий по поддержке и социальной адаптации тех или иных категорий граждан.

Для того чтобы сделать благотворительный взнос или пожертвование, не требуется согласие получателя. Такие сделки в соответствии с п. 2 ст. 154 ГК РФ являются односторонними, их письменная форма не обязательна.

Передача средств в целях благотворительности фиксируется в первичном документе (приходном ордере, акте приемки-передачи и т.п.), в котором должны быть указаны данные о получателе и благотворителе.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. В связи с этим целесообразно заключать договор о предоставлении средств в благотворительных целях с тем, чтобы проконтролировать, как и на что были потрачены деньги и как было использовано переданное имущество. В договоре должна быть указана цель предоставления средств и порядок их использования получателем.

Кроме того, наличие договора (контракта) с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности обязательно для целей применения льготы по налогу на добавленную стоимость.

Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана (п. 2 ст. 19 Закона N 135-ФЗ). Благотворительная организация ежегодно представляет в этот орган отчет о своей деятельности в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности в налоговые органы.

Отчет содержит следующие сведения:

— о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Закона N 135-ФЗ по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; — персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; — составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); — содержании и результатах деятельности благотворительной организации.

Отчеты составляют ежегодно и сдают в налоговую инспекцию вместе с бухгалтерской отчетностью.

В отчете указывается, сколько денег и на что потрачено за год, а также перечисляются мероприятия, которые организация проводит и планирует провести за счет благотворительных средств.

Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

При обнаружении в течение года налоговыми органами нарушений в отчете необходимо указать, какие нарушения были допущены и что было сделано для того, чтобы их исправить.

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 1 Закона N 135-ФЗ, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная деятельность осуществляется в целях, поименованных в ст. 2 указанного выше Закона.

В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Перечень целевых поступлений, приведенный в п. 2 ст. 251 НК РФ, включает:

— осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

— суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

— средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

При применении положений п. 2 ст. 251 НК РФ следует иметь в виду, что целевые поступления не будут учитываться в доходах у получателей этих поступлений только при соблюдении следующих условий:

1) целевые поступления не должны относиться к подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью (данные понятия определены в ст. 181 НК РФ); 2) целевые поступления должны быть использованы по назначению (использованы на осуществление благотворительной деятельности в целях, поименованных в ст. 2 Закона N 135-ФЗ; на ведение религиозными организациями уставной деятельности); 3) налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

При нарушении 1-го или 3-го условия полученные целевые поступления будут признаваться внереализационным доходом на дату их получения и, соответственно, учитываться при определении налоговой базы. В случае нарушения 2-го условия, то есть использования полученного имущества (денежных средств) не по целевому назначению, согласно п. 14 ст. 250 НК РФ такие поступления будут также включаться в состав внереализационных доходов, но только на дату их фактического использования не по целевому назначению. Кроме того, в соответствии с указанным пунктом налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой МНС России.

В НК РФ предусмотрено, что в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций должны отражаться не только данные, относящиеся к коммерческой деятельности некоммерческих организаций, но и данные о средствах, поступивших на их содержание и ведение уставной деятельности, и сведения об их расходовании.

Во исполнение п. 14 ст. 250 НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Приказом от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 (с учетом изменений и дополнений) утвердило Лист 10 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Представление налоговой декларации в таком объеме необходимо для осуществления контроля за использованием по целевому назначению целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, объект налогообложения по налогу на прибыль у некоммерческих организаций, в том числе у благотворительных фондов, возникает при нецелевом использовании доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, перечень которых приведен в ст. 251 НК РФ.

Для организаций, участвующих в благотворительной деятельности, следует учитывать, что средства, направленные на благотворительную деятельность, налогооблагаемую прибыль не уменьшают, так как в соответствии с п. 34 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на содержание некоммерческих благотворительных организаций и ведение ими уставной деятельности.

Налог на добавленную стоимость

На основании п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается налогом на добавленную стоимость передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.

В налоговой декларации по НДС операции по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), проводимые в рамках благотворительной деятельности, отражаются в разделе 5 «Операции, не признаваемые объектом налогообложения :», код операции 1010288.

Для подтверждения права на освобождение от НДС организация должна представить в налоговые органы пакет документов (п. 26 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447, далее — Методические рекомендации):

— договор (контракт) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности; — копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); — акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, в налоговый орган представляется документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров (работ, услуг).

Обязательное предоставление перечисленных документов для применения льготы не установлено положениями НК РФ, однако положения Методических рекомендаций обязательны для налоговых органов во избежание претензий по поводу правомерности применения льготы по НДС. При этом если организация применяет льготу в соответствии с НК РФ, то обязанность доказывания неправомерности применения льготы лежит на налоговых органах (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.04 г. по делу N А19-14079/03-41-Ф02-776/04-С1).

Напомним, что на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ, согласно которому суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

В связи с этим если организация облагает операции по безвозмездной передаче имущества в рамках осуществления благотворительной деятельности по причине недостаточности документов, установленных Методическими рекомендациями, то относительно вычета «входного» НДС существуют риски признания его неправомерным.

Вопрос о начислении НДС на стоимость переданного в рамках благотворительности имущества напрямую зависит от того, признается ли деятельность благотворительной в соответствии с Законом N 135-ФЗ.

Благотворительностью признаются пожертвования на строго определенные цели, перечисленные в ст. 2 Закона N 135-ФЗ. Например, на социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Пример 1. Организация в порядке благотворительности безвозмездно передала муниципальной средней общеобразовательной школе компьютеры для их использования в образовательном процессе.

Согласно ст. 2 Закона N 135-ФЗ содействие деятельности в сфере образования признается благотворительной деятельностью.

В соответствии с Законом РФ от 10.07.92 г. N 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 21.07.05 г.) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Поскольку получение муниципальной средней общеобразовательной школой имущества соответствует целям благотворительной деятельности, установленным законодательством, безвозмездная передача организацией компьютеров в соответствии с п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС.

Для признания операции благотворительной существенное значение имеет статус получателя помощи.

На основании п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ финансовая или любая другая помощь в адрес коммерческих организаций, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является.

Пример 2. Организация в порядке благотворительности передала строительной организации кирпич керамический на строительство школы.

Поскольку получателем благотворительной помощи является коммерческая организация, безвозмездная передача кирпича керамического на основании п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ не признается благотворительной деятельностью и, следовательно, подлежит обложению НДС на общих основаниях.

Передача имущества в порядке спонсорства не является благотворительной деятельностью. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 18.07.95 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 21.07.05 г.) под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Таким образом, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно являются рекламодателем и рекламораспространителем.

У получателей спонсорской помощи возникают обязанности по осуществлению рекламы организации, которая является спонсором. Согласно Федеральному закону «О рекламе» спонсор — это организация, которая передает имущество, оказывает финансовую поддержку либо выполняет за свой счет какие-либо работы в обмен на то, что о ней и ее продукции будет распространена информация.

В связи с этим спонсорская и благотворительная помощь имеют разные цели.

Следует определить, в рамках благотворительной или спонсорской помощи осуществляется безвозмездная передача товаров (работ, услуг). Поскольку иногда различие между благотворительностью и спонсорством является незначительным, необходимо внимательно рассмотреть условия договора, на основании которого осуществляется операция, и проанализировать, возникают ли у получателя средств какие-либо обязанности в отношении стороны, осуществляющей передачу имущества, в частности, распространение информации в какой-либо форме (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.04 г. по делу N А19-14079/03-41-Ф02-776/04-С1).

Пример 3. Организация передала безвозмездно хоккейному клубу автобусы. За это на свитерах хоккеистов был размещен фирменный логотип организации. В данном случае расходы на покупку автобусов — это спонсорская помощь, организация — спонсор, а хоккейный клуб — спонсируемый.

Признание операции спонсорской по указанным квалифицирующим признакам определяет режим ее налогообложения. Главой 21 НК РФ льготы для спонсоров не предусмотрены, а спонсорский вклад, являющийся платой за рекламу, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2004 N 212-ФЗ «О внесении изменений в статьи 212 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации „Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации“, в соответствии с которым внесена поправка в абз.4 п. 8 ст. 217 гл. 23 „Налог на доходы физических лиц“ Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с данной поправкой была исключена норма об утверждении Правительством Российской Федерации перечней российских и иностранных благотворительных организаций. Начиная с 2005 г. предусмотрено освобождение от налогообложения сумм единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ „О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“ благотворительная помощь осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, а также оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам и т.д.

Таким образом, если единовременная материальная помощь оказывается в виде благотворительной помощи зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями в целях улучшения материального положения граждан, перечисленных вышеназванным Законом, то данные суммы не будут облагаться налогом на доходы физических лиц.

Так же, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 219 НК, социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам:

— в сумме перечисленной на благотворительные цели денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд;

— в сумме пожертвований, перечисленных (уплаченных) религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.

Размер вычета в части расходов на благотворительные цели не может превышать 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде, в котором произведены указанные расходы.

По окончании года такой налогоплательщик подает в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, к которой прилагает документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты и социальный налоговый вычет в связи с его расходами на благотворительные цели.

Для получения социального налогового вычета в части расходов на благотворительные цели к налоговой декларации прилагаются:

— заявление о предоставлении вычета; — документы, подтверждающие участие в благотворительной деятельности; — платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели; — справки о доходах по форме N 2-НДФЛ, подтверждающие суммы полученного дохода и уплаченного налога.

Применение ККТ

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 02.11.2004 г. N 33-0-09/691, учитывая, что законодатель напрямую связал обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, ряд юридических фактов или занятие видами деятельности, которые не предполагают продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, исходя из положений Федерального закона, не требуют применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если организация или индивидуальный предприниматель выступают получателями наличных денежных средств в результате совершения операций, не связанных с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, они не должны применять контрольно-кассовую технику, в том числе при получении безвозмездной благотворительной помощи, если получение этой помощи не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги.