logo
Лекция по КСО № 3

Подводные камни волонтерства

На Западе исследованиями корпоративного волонтерства занимаются давно и подробно. В Украине такая работа началась недавно, и соответственно организаций, которые проводят исследования в этой области, немного. Среди них Центр филантропии, Центр инноваций и развития, донецкий фонд «Турбота» и центр волонтериата «Добра воля» при ресурсном центре «Гурт». Последний занимается и методической поддержкой коммерческих структур, разрабатывая программы с четким механизмом реализации для каждой отдельной компании. Такие программы могут помочь избежать «подводных камней» при организации волонтерских программ.

Одной из основных причин, по которым украинские компании не спешат заниматься корпоративным волонтерством, является сложность оценки результатов. Очевидно, что эффект от благотворительности - очень сложная для анализа материя, ведь часто он проявляется через много лет, и далеко не всегда степень достижения цели такой программы может быть инструментально измерена. Однако если кого-то все же не устраивает субъективная оценка результатов, можно использовать приемы оценки PR-кампаний, дополнив их мониторингом достижения внутренних целей корпорации.

Еще одним подводным камнем может оказаться неправильная организация волонтерского труда, в результате чего волонтерство станет для сотрудников делом «добровольно принудительным» и текучесть кадров только увеличится. Навязывать корпоративную мораль никогда не стоит, ведь эффект корпоративного волонтерства главным образом и базируется на том, что инициатива должна исходить от самих сотрудников. Очень осторожно, как считают западные эксперты, нужно подходить и к формированию бюджета волонтерских программ.

Разработка единой методологии при оценке эффективности волонтерских программ и рекомендаций для компаний, которые решили при проведении благотворительных акций использовать волонтерский ресурс, в развитых странах ведется давно.

Одна из основных работ, посвященная этой теме, - Measuring the Value of Corporate Citizenship, опубликованная Американским советом фондов в 1994 г. Приведем ряд рекомендаций, которые даются в этом исследовании. Во-первых, по мнению авторов исследования, корпоративное волонтерство должно проводиться в рамках взвешенной благотворительной стратегии, то есть преследовать те же стратегические цели, что и вся благотворительная политика компании. Во-вторых, ключом к успеху волонтерских программ должна стать профессионализация служащих, отвечающих за филантропическую политику. Они должны иметь доступ к руководству компании для обсуждения своих насущных проблем и принимать участие в принятии стратегических решений.

Во многих западных корпорациях, которые имеют солидный опыт реализации волонтерских программ, существуют отделы, которые такие программы координируют. Например, в центральном представительстве компании Lucent Technjlogies постоянно функционирует отдел волонтерства, ежегодно организующий «мировой день заботы», при участии 10000 сотрудников компании из 25 штатов США и 17 стран.

По словам Василия Назарука, президента центра волонтериата «Добра воля» при ресурсном центре «Гурт», до организации отделов волонтерства в украинских компаниях еще далеко, но перспективы у такой формы благотворительности в Украине большие, поскольку рано или поздно возникнет социальная конкуренция, и украинские компании столкнутся с потребностью принимать участие в местных социальных программах.

Последнее исследование, проведенное Центром по изучению связей корпораций и общественных организаций Бостонского колледжа, отмечает, что большинство транснациональных корпораций используют свои социальные наработки в заграничных филиалах. При этом на осуществление социальных программ выделяются значительные средства. Такие компании с успехом используют благотворительные программы для продвижения продукции и налаживания контактов с государственными структурами и местным обществом и занимают лидирующие позиции, оставляя далеко позади себя национальных производителей товаров услуг. В этой ситуации для украинских компаний важно занять свое место на рынке социальных программ, даже если на первый взгляд участие в таких программах не является первоочередной задачей.

Модели взаимодействия бизнеса и органов региональной власти и местного

самоуправления в социальной сфере

Основами успеха бизнеса сегодня являются его внутренняя восприимчивость к

высоким технологиям, знание экономики, способность принимать инновационные

решения в условиях неполноты информации. Сегодня очень важно, чтобы

интеллектуальная основа бизнеса стала доступной для руководителей и

менеджеров в сфере городской экономики, чтобы ценности делового стиля жизни

укоренились в качестве прагматической ориентации мышления тех, кто управляет

сложным – и зачастую технологически отсталым – городским хозяйством в

условиях постоянного недостатка финансовых средств.

Модель 1. «Добровольно-принудительная благотворительность»

Основная характеристика этой модели – диктат власти, препятствующий росту

эффективности корпоративных программ и повышению качества государственного и

муниципального управления.

Бизнес вынужден следовать директивам власти, упуская существенный элемент

управления – экспертизу целесообразности финансируемой деятельности, оценку

ожидаемых результатов, поиск решений, наиболее полезных для своих

сотрудников, членов их семей и местных сообществ в целом. «Социальная

нагрузка» становится для компании условием вхождения в рынок, способом

преодоления административных барьеров и в ряде случаев влияет на оценку

привлекательности инвестиционных проектов.

Желание органов региональной власти сохранить существующую социальную

инфраструктуру, страх перед структурными реформами, которые могут потребовать

сокращения работников бюджетной сферы или их профессиональной переориентации,

приводят к тому, что средства, запрашиваемые у бизнеса, направляются на

консервацию существующей социальной сферы, зачастую не слишком полезной для

населения.

Прямым следствием «добровольно-принудительной благотво­ритель­ности является

низкая эффективность социальных программ бизнеса. Типичными примерами в этом

отношении являются:

§ строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы

спорта), которые муниципалитеты впоследствии не могут содержать;

§ поддержка «умирающих» объектов социально-культурной сферы,

препятствующая оптимизации сети бюджетных учреждений;

§ прямые доплаты к заработной плате работников бюджетных

учреждений, «консервирующие» неэффективную структуру занятости.

Корпоративное финансирование, зажатое в рамки «добровольно-принудительной

благотворительности», порождает иждивенчество и бюрократизм. Последствиями

«добровольно-принудительной благотворительности является низкая эффективность

социальных программ бизнеса. Типичными примерами в этом отношении являются

строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы спорта), которые

муниципалитеты впоследствии не могут содержать; поддержка «умирающих»

объектов социально-культурной сферы, препятствующая оптимизации сети

бюджетных учреждений; прямые доплаты к заработной плате работников бюджетных

учреждений, «консервирующие» неэффективную структуру занятости. Таким

образом, корпоративное финансирование, зажатое в рамки «добровольно-

принудительной благотворительности», может привести к своеобразным

«контрреформам», порождать иждивенчество и бюрократизм.

Модель 2. «Торг»

В этой модели ни власть, ни бизнес не могут диктовать другой стороне свои

правила игры. Взаимодействие строится исходя из принципа: «Выгодно одному –

невыгодно другому». Социальная ответственность в этом контексте понимается

как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга.

Представители власти считают, что решение о выборе направлений социальных

программ нужно принимать на уровне региональной власти и органов местного

самоуправления, так как предприниматели не понимают нужд населения и

социальных проблем территории в целом. Обычно бизнес участвует в реализации

социальных программ и акций, инициированных местной администрацией, что не

исключает ряда взаимных претензий. Претензии компаний в основном связаны с

многочисленными не скоординированными друг с другом «запросами» на оказание

помощи; претензии администрации – с тем, что бизнес выделяет недостаточно

финансирования. Общественность, население в этой модели рассматриваются

исключительно как потенциальные избиратели.

Один из способов осуществления «торга» – так называемая «партийная

благотворительность», то есть финансирование социальных программ в рамках

избирательных кампаний. Благотворительность – удобный и эффективный способ

войти в квартиру пенсионеров и инвалидов. Безусловно, подобная практика,

мягко говоря, небезупречна с этической точки зрения.

Модель 3. «Власть-корпорация»

Основная характеристика этой модели – диктат бизнеса, невыгодный, однако,

самому бизнесу. Корпорация вынуждена выполнять компенсирующую функцию,

“достраивать” город до уровня, который нужен для обеспечения производства -

от продукции высоких биоинженерных технологий до продуктов питания. В каком-

то смысле бизнес сам вынужден “стать городом”, однако такой город не может

быть полноценным, это “город при заводе”, город-комбинат.

Вклады бизнеса определяются исходя из необходимости обеспечивать ресурсы для

производства и сбыта продукции. Это не только энерго-, водо- и

теплоснабжение, но и воспроизводство рабочей силы, требующее поддержания

системы общего и профессионального образования, здравоохранения, досуга и

рекреации. Жилищно-коммунальное хозяйство - один из “цехов” комбината. Вся

городская жизнь, включая внутригородское распределение земель по видам

использования и типам застройки, подчинена интересам производства. Местное

самоуправление существует, однако не обладает реальной властью. Местные

сообщества не вовлечены в процесс принятия решений. Мэр города является

«ставленником» корпорации.

Модель 4. «Социальное партнерство»

В этой модели стороны осознают, что ни государство, ни бизнес, ни местное

самоуправление, ни общественность в одиночку не могут обеспечить

благосостояние территорий, политическую и экономическую стабильность.

Взаимодействие строится по принципу: «Выгодно каждому – выгодно всем».

Исследование Ассоциации российских менеджеров показало, что наиболее

эффективной, с точки зрения бизнеса, моделью взаимодействия бизнеса и

государства является совместное определение приоритетов социальной политики и

тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Сторонниками

этой модели выступили 52,94% опрошенных руководителей высшего звена. Именно в

объединении ресурсов и профессиональной экспертизы каждого из секторов

видится наиболее оптимальная модель решения социальных задач.

Представители власти предлагают взять на себя функцию координатора социальных

вложений местного бизнеса, стать гарантом их эффективного и целевого

использования. Предприниматели ждут от государства и местного самоуправления

комплексных мер по формированию единой, прозрачной политики поддержки

благотворительности и социальных инвестиций бизнеса.

В то же время ожидания бизнеса по отношению к власти выходят за пределы

координации действий. В деловых кругах растет недовольство тем, как органы

региональной власти и местного самоуправления расходуют бюджетные средства и

управляют социальной сферой. Ассоциация российских менеджеров предложила

представителям бизнеса оценить государство как корпорацию, предоставляющую

услуги. Ключевым фактором анализа был выбран кадровый потенциал. Результат

оказался неудовлетворительным. Самыми важными для чиновников качествами

бизнесмены назвали умение проводить стратегическое планирование (первое

место) и аналитические навыки (второе место), но именно эти качества

оказались у чиновников наименее развитыми. Из того, в чем предприниматели

могут оказать государственным служащим реальное содействие, было отмечено

дополнительное обучение государственных служащих управленческим навыкам.

Нередко бизнес быстрее органов власти реагирует на негативные тенденции в

муниципальном развитии и первым выходит с предложениями по преодолению

критических ситуаций. Корпорации – лидеры в области социальной

ответственности активно привлекают консультантов к разработке направлений и

мер по повышению эффективности бюджетного и управленческого процессов. При

этом в отношениях, основанных на принципах социального партнерства, подобные

разработки обычно носят рекомендательный, а не директивный характер,

опираются на соглашения о партнерстве, о сотрудничестве в области

стратегического планирования развития территорий.

Инициативы бизнеса, направленные на повышение эффективности управления в

органах региональной власти и местного самоуправления, пока носят единичный

характер. Но именно они являются предвестниками появления новой формы

взаимодействия.

К сожалению, на сегодняшний день часто встречается другая форма отношений

между городским управлением и предпринимательством. В роли мэра зачастую

выступают «бюрократы-предприниматели», которые оказывают протекцию

организациям муниципальной формы собственности или другим предприятиям, где у

них есть собственные интересы, пытаются контролировать рынки и т.д. Желание

органов региональной власти сохранить существующую бюджетную сферу; страх

перед любыми структурными реформами, которые могут потребовать сокращения

количества сотрудников или их профессиональную переориентацию, приводит к

тому, что средства, запрашиваемые у бизнеса, направляются на консервирование

существующей социальной инфраструктуры, а не на оптимальное решение вызванных

ее несовершенством проблем.

В дополнении к этому, рост ожиданий органов региональной и местной власти от

бизнеса может привести к тому, что социальные программы бизнеса могут

восприниматься как обязательное, а не добровольное участие компаний в

развитии социальной сферы территорий. Подобная позиция приводит к усилению

давления на бизнес со стороны органов власти, выраженное в феномене

«добровольно-принудительной благотворительности», приводящей к ограничению

свободы выбора и устранение бизнеса из процесса принятия решения

относительно направления финансирования. Возникает ситуация, в которой бизнес

вынужден принимать директивы органов власти и финансировать выбранные ими

направления деятельности, упуская существенный элемент управления –

независимую экспертизу целесообразности финансируемого вида деятельности,

оценку ожидаемых результатов, поиск более эффективных альтернативных решений.

Участие бизнеса в развитии территории

Социальные программы бизнеса, направленные на развитие территорий

присутствия, реализуются в тесном взаимодействии с органами региональной и

местной власти. Участие компаний в социальной сфере территорий,

сопровождается не только ростом бюджетов социальных программ и

профессионализмом управления социальными программами, но и ростом взаимных

ожиданий органов региональной и местной власти и бизнеса. С одной стороны,

рост ожиданий органов региональной и местной власти от бизнеса может привести

к тому, что социальные программы бизнеса могут восприниматься как

обязательное, а не добровольное участие компаний в развитии социальной сферы

территорий. Подобная позиция приводит к усилению давления на бизнес со

стороны органов власти, выраженное в феномене «добровольно-принудительной

благотворительности», прямым следствием которой является снижение

эффективности социальных программ бизнеса. С другой стороны, у бизнеса,

финансирующего социальную сферу, растет недовольство тем, как органы местного

самоуправления расходуют бюджетные средства и управляют социальной сферой.

Это вызывает желание бизнеса совместно с органами региональной и местной

власти определять приоритеты социальной политики и области, в которой бизнес

может принять активное участие. Таким образом, взаимодействие бизнеса и

органов региональной и местной власти может либо поддерживать иждивенчество и

бюрократизм последних, либо привносить в социальную сферу недостающие ей

принципы эффективного управления.

Среди основных инструментов реализации социальных программ компании выделяют

следующие:

Денежные гранты – форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на

реализацию социальных программ. Гранты – один их наиболее доступных и

традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты

в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и

стратегическими целями бизнеса.

Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь – форма адресной помощи,

выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так

и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для

проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата

счетов организаций – получателей помощи и др.).

Социально значимый маркетинг – форма адресной финансовой помощи, которая

заключается в направлении процесса от продаж конкретного товара на проведение

социальных программ компании.

Эквивалентное финансирование – форма адресной финансовой помощи, которая

заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны

компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора.

Социальные инвестиции – форма финансовой помощи, выделяемой компанией на

реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных

программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах

присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.

Делегирование сотрудников компании – добровольное вовлечение сотрудников

компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное

предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и

связей сотрудников.

Административный / социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые

компанией на реализацию собственных социальных программ.

Исследование «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса»

показало, что наибольшее число опрошенных, указали на имеющийся

положительный опыт совместного с администрацией участия в социальных

программах и акциях. Однако и это не исключает ряда претензий, в основном в

связи с периодически поступающими и не скоординированными друг с другом

«запросами» на оказание того или иного вида помощи. За отдельными

исключениями представители власти считают, что решения о выборе направлений

социальных программ лучше было бы принимать на уровне органов местного

самоуправления и региональных властей, так как предприниматели менее системно

понимают нужды населения и социальные проблемы территории в целом.

У бизнеса, финансирующего социальную сферу, растет недовольство тем, как

органы региональной власти и местного самоуправления расходуют бюджетные

средства и управляют социальной сферой. Опрос российских бизнесменов,

проводимый Ассоциацией российских менеджеров в рамках расчета индекса деловой

активности, выявил отношение бизнес сектора к уровню профессионализма

государственных служащих. Исследование проводилось в необычном формате –

представителям бизнеса было предложено представить государство как

корпорацию, предоставляющую услуги. Ключевым фактором анализа был выбран

кадровый потенциал. Результат оказался неудовлетворительным. Самыми важными

для чиновников качествами бизнесмены назвали, умение проводить стратегическое

планирование (первое место) и аналитические навыки (второе место), но именно

эти знания и навыки, оказались у них наименее развитыми. Утешительно только

то, что превзошел ожидания бизнесменов уровень знания чиновниками основ

функционирования государственных и социальных институтов.

Бизнесменам было так же предложено выработать рекомендации по улучшению

ситуации. Из того, в чем могут оказать содействие бизнесмены можно отметить

дополнительное обучение госслужащих управленческим навыкам. Это пример

свидетельствует о пионерном внедрении механизмов делегирования сотрудников

компании.

Ведущие российские предприятия приходят к пониманию необходимости установления

принципиально нового диалога с органами региональной и местной власти и

инициирования сети современно мыслящих муниципальных управляющих. Объединяющей

концепцией является «новое лидерство»: успешный менеджер, где бы он (или

она) не работал, в бизнесе или в муниципалитете, обладает способностью

выстраивать алгоритм принятия решений в условиях экономически неопределенного,

вероятностного пространства, удерживать многозначность и несимметричность

вариантов развития одной и той же ситуации. Это лидер, умеющий управлять не

только в иерархизированных структурах, пользоваться проектным подходом,

превращать разнообразие и инициативу «снизу» в источник эффективного

управления, выходить из кризиса не за счет «силовых решений», а за счет поиска

взаимовыгодных альтернатив, использовать преимущества сетей и современных

способов коммуникации.

Для установления диалога между представителями органов власти и бизнеса,

необходимо обоюдное принятие интересов и потребностей сторон. Если, в то

время как бизнес интегрирует в управление социальными программами элементы

социального инвестирования, органы власти будут оставаться на позиции

«добровольно-принудительной благотворительности», не будет ни

взаимопонимания, ни решения социальных проблем.

В России уже привычной стала классификация участия бизнеса в социальной

сфере, выделяющая три этапа – традиционную благотворительность,

стратегическую благотворительность и социальные инвестиции. Отличительные

черты каждой из форм см. в Таблице 1.

Таблица 1. Этапы участия бизнеса в социальной сфере

Традиционная благотворительность

Стратегическая благотворительность

Социальное инвестирование

(англ. Social Investing)

Мотивация

Бескорыстие и желание помочь

Долгосрочный интерес компании, основанный на потребностях сообщества

Долгосрочный интерес компании, интегрирующий интересы компании и потребности местных сообществ

Инициатива

Реакция на запрос, удовлетворение всех запросов

Отбор лучших заявок из числа поданных, руководство внутренними стандартами финансирования компании

Опережающая инициатива компании, связанная с интересами основной деятельности, условия финансирования и критерии отбора доступны

Критерии отбора благополучателей

«прихоть» руководства

Учет интересов благополучателей, социальная эффективность

Социальная эффективность и бизнес выгода

Связь с основной деятельностью

Не связана

Связана опосредованно

Интегрирована в основную деятельность компании

Управляющая структура

Высшее руководство компании, часто действующее не от лица компании, а от собственного имени

Отдел, специализирующийся на разработке и реализации социальных и благотворительных программ

Специализированный отдел, в совет которого входят ключевые сотрудники основных направлений компании (маркетинг, управление персоналом, финансы, стратегическое планирование и др.)

Ресурсы

Деньги, материальные ресурсы

Деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров

Объединение ресурсов компании (деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров), ресурсов партнеров и требование долевого финансирования от получателя средств

Частота реализации

Разовая помощь

Программный подход

Стратегический подход

Используемые механизмы финансирования

Благотворительные пожертвования, спонсорство

Конкурсное финансирование

Однако:

- Отсутствует требование долевого финансирования

- грантовые программы не связаны с основной деятельностью

Социальное партнерство

Конкурсное финансирование, ориентация на программы высокой эффективности

- Наличие требования долевого финансирования

- Портфельное инвестирование

Выгода для компании

Отсутствует

Компания не придает значения существования бизнес-выгоды, не управляют ею и не оценивают

Бизнес выгода управляема, измерима