3.1.Система социальной поддержки семей
Задачи:
1. Выделить тенденции превентивных мер и программ социальной работы
2. Рассмотреть структуру муниципальной системы социально – педагогической поддержки детства и семьи, функции и главные задачи на всех уровнях.
Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов, социальную помощь и поддержку.
Реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции:
профессионализация социально-профилактической и превентивной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитологов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, работе с семьей;
создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры помощи семье и детям, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации);
признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, и, в первую очередь, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [3, с. 9].
Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи ученика, в сфере внутришкольного общения и взаимоотношения, социальный работник в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение других специалистов – профессионалов: психологов, врачей, юристов, социальных педагогов, представителей органов власти, общественности.
Муниципальная система социально – педагогической поддержки детства и семьи.
Практическое построение системы социально – педагогической поддержки детства в каждом конкретном муниципальном образовании должно осуществляться с учетом местной специфики не только социальных проблем детей и молодежи, но и экономических, организационных и других возможностей данного субъекта местного самоуправления.
Первый уровень предполагает организацию нововведений социально – педагогического содержания в типовых общеобразовательных учреждениях. Составляющие системы данного уровня призваны оказывать эффективную помощь каждому ребенку в преодолении учебно-воспитательных проблем. Первая составляющая связана с необходимостью раннего выявления детей группы риска и оказания им социально – педагогической поддержки. Она включает специально организованные социально – педагогические группы в дошкольных образовательных учреждениях, деятельность которых поможет решить проблемы физического и психологического здоровья детей из неблагополучных семей, их полноценного воспитания и подготовки к школе. Раньше, когда дошкольные учреждения были доступны семьям с любым материальным достатком, их посещали почти все дети, в том числе и дети из неблагополучных семей. В настоящее время для многих, даже работающих родителей воспитание детей в дошкольных учреждениях стало невозможным в силу значительно увеличивающейся стоимости их содержания. В большой степени это затронуло семьи безработных, беженцев и переселенцев, неполные и многодетные семьи, социальные семьи. Для детей из этих семей необходимо создать специальные группы в детских садах, которые должны работать круглосуточно в круглогодичном режиме и находиться на полном государственном обеспечении. Создание таких групп – важное звено в системе социально – педагогической поддержки. Выявление этих детей и оказание им помощи на ранних стадиях позволяет более успешно социализировать, предотвращать или существенно уменьшать возможность возникновения социальных отклонений в их развитии и поведении.
К группе социальных служб относятся также специализированные группы для детей имеющих проблемы в развитии (нарушение речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ослабленное здоровье, и другие), а также специализированные детские сады для них [4, с. 93].
Вторая составляющая этого уровня включает специализированные классы в общеобразовательных учреждениях, объединяющих детей с определенными проблемами. Существует несколько возможных разновидностей учебных классов, отвечающих различным состояниям риска детей с неуспеваемостью или дезадаптацией: классы компенсирующего обучения (или педагогической поддержки) для учащихся риска академической неуспеваемости; классы коррекционно-развивающего обучения для учащихся риска по здоровью; профильные классы социального риска.
Третья составляющая объединяет различные учреждения дополнительного образования, досуга и отдыха детей (детские спортивные школы, летние оздоровительные лагеря), деятельность которых имеет социально – педагогическую направленность. Это и социально – педагогические группы в различных секциях, кружках, студиях, а также специализированные смены и отряды в лагерях летнего отдыха.
В целом деятельность учреждений и служб первого уровня направлена на коррекцию социально – педагогических условий реализации прав детей на полноценное развитие и образование в рамках традиционных образовательных учреждения.
Таким образом, учащиеся первого уровня выполняют, прежде всего, образовательно-коррекционную функцию.
Второй уровень муниципальной системы социально – педагогической поддержки детства предусматривает создание учреждения нового типа – социально – педагогических учреждений. Потребность в них вызвана появлением многочисленных категорий детей группы риска, проблемы их не решают типовые образовательные учреждения: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети не имеющие жилья и прописки; дети – беженцы; дети из неблагополучных семей; испытывающие розного вида ситуации в семье или обществе. Инновационные социально – педагогические учреждения призваны защищать неотъемлемое право ребенка и оказывать ему необходимую помощь и поддержку; предоставлять детям возможность временного проживания, обеспечивать их едой и одеждой, медицинской помощью, создавать условия для социальной адаптации и реабилитации.
Такие учреждения появились в России недавно, они существенно отличаются друг от друга поведением, по спектру оказываемых услуг, по организационно-правовым формам, по контингенту детей, с которыми ведется, работа по характеру решаемых проблем [15, с.204].
Выделенные типы необходимы в любой региональной системе социально – педагогической поддержки детства.
Центр социально – трудовой адаптации (ЦСТА) предназначен для несовершеннолетних подростков группы риска, отчисленным по разным причинам из общеобразовательных учреждений. Главная задача ЦСТА – создание условий для социальной адаптации, включающих профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, трудоустройство, правовую защиту и контроль за соблюдением их прав в сфере производства. Поэтому в структуру ЦСТА обязательно должны входить: центр профориентации, молодежная биржа труда, образовательный центр начального профессионального обучения подростков.
Центр семейного воспитания (ЦСВ) решает проблемы детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Основная задача центра - устранение или смягчение социальных, экономических, психологических воздействий неблагополучной семьи, оказывающей отрицательное влияние на развитие ребенка и в тоже время ее сохранения и реабилитация, с тем чтобы не произошла изоляция ребенка от родителей. Для решения этой задачи центр работает в следующих направлениях социально – педагогической помощи:
выявление неблагополучных семей и их социальная реабилитация, цель которой сохранить семью, изменить в положительную сторону отношения родителей к детям, улучшить социально – экономическую и психологическую ситуацию в семье, повысить правовые, педагогические, психологические знания родителей;
организация дневного пребывания детей из неблагополучных семей. Центр представляет необходимые условия для их повседневной жизнедеятельности и развитие которых не обеспечивает семья;
организация в микрорайонах досуга и отдыха детей этой категории, создание возможности бесплатно найти занятие по интересам, реализовать свои творческие способности и наклонности. Эти направления деятельности осуществляются через следующие структурные подразделения ЦСВ: службу семьи, Центры дневного пребывания детей, досуговые центры по месту жительства [6, с. 60].
Центр неотложной социально – психологической помощи (ЦНП) должен оперативно решать проблемы детей, оказавшихся в психологической сложной ситуации, переживших насилие, стресс, временно оставшихся без жилья и средств к существованию, ушедших из дома, бродяжничающих, беспризорных и безнадзорных. Главные задачи центра – обеспечение охраны и защиты прав (определение социального статуса ребенка, выяснение правовых аспектов его жизненной ситуации и необходимых правовых действий), направление ребенка в органы правомочные решать его ситуацию, оказание практической социальной помощи, охрана от влияния асоциальной среды, оказание психологической помощи, консультирование по вопросам правового, социального, психологического, педагогического характера.
В центре дети остаются до решения их проблем или определения их социально – правового статуса и дальнейшей судьбы.
Кризисный центр (КЦ) предназначен для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Главная задача центра – социально – педагогическая реабилитация этих детей и содействие их социальной адаптации К.Ц. включает в свою структуру: приют временного пребывания, в котором дети могут находиться до 6 месяцев, пока решаются различные правовые вопросы их жизненной ситуации.
Муниципальный детский дом, в котором дети остаются до совершеннолетия и начала самостоятельной жизни.
Деятельность этих социально – педагогических учреждений нацелена на реализацию и защиту нарушенного права детей на уровень жизни, необходимого для их полного развития, на их социально – педагогическую реабилитацию.
Таким образом, их основная функция – правозащита, социальная адаптация и социальная реабилитация [9, с. 306].
Третий уровень – управленческий, который включает собственно муниципальный орган управления образованием, а также находящуюся в его непосредственном подчинении психолого-медико-педагогическую службу, обеспечивающую выявление и диагностику социально – педагогических проблем детей в рамках муниципального образования.
Психолого-медико-педагогическая комиссия, работающая на постоянной основе осуществляет комплектацию специализированных групп и классов образовательных учреждений из числа детей как посещающих образовательные учреждения, так и находящихся в социально - педагогических учреждениях.
Служба главного психолога занимается проблемой организации психологической помощи в рамках своей системы. Служба главного дефектолога, решающая аналогические проблемы в областной дефектологии [16, с.67].
А. Северный предложил региональную модель защиты детства и семьи.
Профилактическая помощь. Речь идет о вневедомственных региональных и территориальных центрах социально – психологической помощи ребенку и семье, создающей в своей структуре ряд специализированных учреждений или консолидирующих деятельность уже существующих.
Необходимо включение психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) в структуру этих центров, что позволит избежать присущую действующим организациям ведомственную ограниченность.
Второе необходимое звено – это Совет по проблемам детства и семьи. Эта структура, обладающая основными распорядительными функциями и управляющая финансированием, помимо ведомственных законов должна создать условия для реализации единой политики в субъектах РФ.
Контроль за соблюдением прав детей. Некоторые принципиальные моменты службы уполномоченного по правам ребенка. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав; свобод и законных интересов ребенка, хотя не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов государственной власти, общественных объединений и коммерческих организаций субъекта РФ, поскольку эта служба не обладает никакими распорядительными или санкционирующими полномочиями, а только правовое наблюдение и информирование [11, с. 21].
Защита прав детей. Непосредственная функция - защита прав детей с организованно – распорядительными полномочиями возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защиты их прав. Основная цель – защита прав и интересов детей, а также координация мероприятий по профилактике, безнадзорности и правонарушений детей соответствующих ведомств и организаций.
К сожалению, гораздо более грустная история происходит с ювенальной юстицией - этим необходимым звеном реабилитационного пространства, основной задачей которого является профилактика социальной дезадаптации детей и подростков. Однако, до сих пор не сделано никаких реальных шагов в этом направлении. Между тем, очевидно, что включение в региональную систему защиты детства семьи местных ювенальных судов давно назрело в нашей стране.
Система педагогической поддержки в общеобразовательном учреждении включает в себя: наличие в школах врачей – педиатров и медсестер, в задачу которых входит диспансеризация всех детей и осуществления прививок; районные врачи – психоневрологи, дефектологи, логопеды ведут диагностическую работу и оказывают помощь детям, которых направляют школы; классные руководители – ведение документации, контроль за посещаемостью и дисциплиной общения с родителями, проведение классных собраний, бесед на нравственные темы, организация тематических образовательных встреч, экскурсий, походов, вечеров отдыха, организация участия класса в общешкольных праздниках, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях; заместитель директора по воспитательной работе, который помимо задач социализации решает вопросы работы с родителями, с трудными детьми, осуществляет координацию с внешними службами; психологическая служба – школьный психолог, социальный педагог [17, с. 101].
Социально – педагогическая помощь семье – это очень интенсивное адресное обслуживание и консультация семьи. Она используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. Возникла необходимость создания службы, которая объединила бы высококвалифицированных специалистов в области педагогики, психологии, медицины и права с целью оказания практической помощи семьям, трудным семьей, трудным детям, социальным педагогам и сотрудничестве с ними.
Решение проблем личностного развития ребенка вопросов семьи в этом центре позволяет социальном нуждающимся, быть в более тесном контакте с семьей и совершенствоваться.
Задачи:
диагностировать социально – психологические и педагогические ситуации в семье, микросоциуме;
изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семей с различным семейным жизненным укладом;
помощь адаптации семьи к изменяющимся социально – экономическим условиям, сохраняя все положительное что было ей свойственно в общечеловеческом плане;
вести профилактическую работу с семьей, ребенком, оказывать психолого-педагогическую поддержку людям с лабильной нервной системой;
способствовать оздоровлению среды в контакте с социальным педагогом;
повышать психолого-педагогическую культуру семей;
защищать интересы ребенка совместно с семейным социальным педагогом;
устанавливать по мере необходимости контакты с другими социальными институтами воспитания, через посредничество семейного социально педагога для оказания более эффективной помощи вплоть до изоляции ребенка из неблагополучной среды;
представлять интересы семьи или отдельных ее членов по их просьбе в государственных и общественных организациях через посредника – семейного социального педагога [10, с.156].
Такой центр существует в г. Вологда. В его работе применяются различные классические и нетрадиционные методы изучения ребенка, семьи; графические методы, цветовой тест Люшера, тест несуществующего животного, хирологический трансактный анализ, методика незаконченного предложения, наблюдения, беседы, анкетирование, монографическое изучение семьи и другие [19, с. 72].
Таким образом, повышается психолого-педагогическая культура родителей, у семьи появляется поддержка – семейный социальный педагог и конкретная компетентная служба, заинтересованная в создании комфортной, безопасной среды для нормального и успешного развития детей и их защиты.
Выводы по параграфу 3.1:
1.Основные тенденции превентивных мер и программ социальной работы:
-профессионализация социально-профилактической и превентивной деятельности;
-создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям;
-признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, и, в первую очередь, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2. Муниципальная система социально – педагогической поддержки детства и семьи:
А) Первый уровень предполагает организацию нововведений социально – педагогического содержания в типовых общеобразовательных учреждениях:
Первая составляющая этого уровня связана с необходимостью раннего выявления детей группы риска и оказания им социально – педагогической поддержки.
Вторая составляющая включает специализированные классы в общеобразовательных учреждениях, объединяющих детей с определенными проблемами.
Третья составляющая объединяет различные учреждения дополнительного образования, досуга и отдыха детей.
Б) Второй уровень предусматривает создание учреждения нового типа – социально – педагогических учреждений.
В) Третий уровень – управленческий, который включает собственно муниципальный орган управления образованием, а также находящуюся в его непосредственном подчинении психолого-медико-педагогическую службу
- Содержание
- Глава I. Социальная работа с «семьями группы» риска в исторической ретроспективе………………………………………………...……………………7
- Глава II. Семьи группы риска как объект социальной работы…. ……27
- Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с семьями «группы риска»…………………………………………….....…..........48
- Введение
- Глава I. Социальная работа с семьями «группы риска» в исторической ретроспективе
- История развития и становления социальной работы с семьями «группы риска» в России
- 1.2 История развития и становления социальной работы с семьями «группы риска» за рубежом
- Глава II. Семьи «группы риска» как объект социальной работы
- 2.1 Социальные проблемы современных семей
- 2.2 Нормативно-правовый аспекты социальной работы с семьями «группы риска»
- 2.3 Психолого-педагогический аспект социальной работы с семьями «группы риска»
- Глава III. Практическая реализация технологий социальной работы с семьями «группы риска»
- 3.1.Система социальной поддержки семей
- 3.2 Методы и формы работы семейного социального работника с семьей «группы риска»
- 3.3. Анализ семей «группы риска» в Псковской области на примере гусо «Областной Центр семьи»
- 3.4 Предложения по дальнейшему развитию работы с семьями «группы риска»