logo search
1_dipl

3.1.Система социальной поддержки семей

Задачи:

1. Выделить тенденции превентивных мер и программ социальной работы

2. Рассмотреть структуру муниципальной системы социально – педагогической поддержки детства и семьи, функции и главные задачи на всех уровнях.000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов, социальную помощь и поддержку.

Реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции:

профессионализация социально-профилактической и превентивной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитологов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, работе с семьей;

создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры помощи семье и детям, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации);

признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, и, в первую очередь, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [3, с. 9].

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи ученика, в сфере внутришкольного общения и взаимоотношения, социальный работник в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение других специалистов – профессионалов: психологов, врачей, юристов, социальных педагогов, представителей органов власти, общественности.

Муниципальная система социально – педагогической поддержки детства и семьи.

Практическое построение системы социально – педагогической поддержки детства в каждом конкретном муниципальном образовании должно осуществляться с учетом местной специфики не только социальных проблем детей и молодежи, но и экономических, организационных и других возможностей данного субъекта местного самоуправления.

Первый уровень предполагает организацию нововведений социально – педагогического содержания в типовых общеобразовательных учреждениях. Составляющие системы данного уровня призваны оказывать эффективную помощь каждому ребенку в преодолении учебно-воспитательных проблем. Первая составляющая связана с необходимостью раннего выявления детей группы риска и оказания им социально – педагогической поддержки. Она включает специально организованные социально – педагогические группы в дошкольных образовательных учреждениях, деятельность которых поможет решить проблемы физического и психологического здоровья детей из неблагополучных семей, их полноценного воспитания и подготовки к школе. Раньше, когда дошкольные учреждения были доступны семьям с любым материальным достатком, их посещали почти все дети, в том числе и дети из неблагополучных семей. В настоящее время для многих, даже работающих родителей воспитание детей в дошкольных учреждениях стало невозможным в силу значительно увеличивающейся стоимости их содержания. В большой степени это затронуло семьи безработных, беженцев и переселенцев, неполные и многодетные семьи, социальные семьи. Для детей из этих семей необходимо создать специальные группы в детских садах, которые должны работать круглосуточно в круглогодичном режиме и находиться на полном государственном обеспечении. Создание таких групп – важное звено в системе социально – педагогической поддержки. Выявление этих детей и оказание им помощи на ранних стадиях позволяет более успешно социализировать, предотвращать или существенно уменьшать возможность возникновения социальных отклонений в их развитии и поведении.

К группе социальных служб относятся также специализированные группы для детей имеющих проблемы в развитии (нарушение речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ослабленное здоровье, и другие), а также специализированные детские сады для них [4, с. 93].

Вторая составляющая этого уровня включает специализированные классы в общеобразовательных учреждениях, объединяющих детей с определенными проблемами. Существует несколько возможных разновидностей учебных классов, отвечающих различным состояниям риска детей с неуспеваемостью или дезадаптацией: классы компенсирующего обучения (или педагогической поддержки) для учащихся риска академической неуспеваемости; классы коррекционно-развивающего обучения для учащихся риска по здоровью; профильные классы социального риска.

Третья составляющая объединяет различные учреждения дополнительного образования, досуга и отдыха детей (детские спортивные школы, летние оздоровительные лагеря), деятельность которых имеет социально – педагогическую направленность. Это и социально – педагогические группы в различных секциях, кружках, студиях, а также специализированные смены и отряды в лагерях летнего отдыха.

В целом деятельность учреждений и служб первого уровня направлена на коррекцию социально – педагогических условий реализации прав детей на полноценное развитие и образование в рамках традиционных образовательных учреждения.

Таким образом, учащиеся первого уровня выполняют, прежде всего, образовательно-коррекционную функцию.

Второй уровень муниципальной системы социально – педагогической поддержки детства предусматривает создание учреждения нового типа – социально – педагогических учреждений. Потребность в них вызвана появлением многочисленных категорий детей группы риска, проблемы их не решают типовые образовательные учреждения: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети не имеющие жилья и прописки; дети – беженцы; дети из неблагополучных семей; испытывающие розного вида ситуации в семье или обществе. Инновационные социально – педагогические учреждения призваны защищать неотъемлемое право ребенка и оказывать ему необходимую помощь и поддержку; предоставлять детям возможность временного проживания, обеспечивать их едой и одеждой, медицинской помощью, создавать условия для социальной адаптации и реабилитации.

Такие учреждения появились в России недавно, они существенно отличаются друг от друга поведением, по спектру оказываемых услуг, по организационно-правовым формам, по контингенту детей, с которыми ведется, работа по характеру решаемых проблем [15, с.204].

Выделенные типы необходимы в любой региональной системе социально – педагогической поддержки детства.

Центр социально – трудовой адаптации (ЦСТА) предназначен для несовершеннолетних подростков группы риска, отчисленным по разным причинам из общеобразовательных учреждений. Главная задача ЦСТА – создание условий для социальной адаптации, включающих профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, трудоустройство, правовую защиту и контроль за соблюдением их прав в сфере производства. Поэтому в структуру ЦСТА обязательно должны входить: центр профориентации, молодежная биржа труда, образовательный центр начального профессионального обучения подростков.

Центр семейного воспитания (ЦСВ) решает проблемы детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Основная задача центра - устранение или смягчение социальных, экономических, психологических воздействий неблагополучной семьи, оказывающей отрицательное влияние на развитие ребенка и в тоже время ее сохранения и реабилитация, с тем чтобы не произошла изоляция ребенка от родителей. Для решения этой задачи центр работает в следующих направлениях социально – педагогической помощи:

выявление неблагополучных семей и их социальная реабилитация, цель которой сохранить семью, изменить в положительную сторону отношения родителей к детям, улучшить социально – экономическую и психологическую ситуацию в семье, повысить правовые, педагогические, психологические знания родителей;

организация дневного пребывания детей из неблагополучных семей. Центр представляет необходимые условия для их повседневной жизнедеятельности и развитие которых не обеспечивает семья;

организация в микрорайонах досуга и отдыха детей этой категории, создание возможности бесплатно найти занятие по интересам, реализовать свои творческие способности и наклонности. Эти направления деятельности осуществляются через следующие структурные подразделения ЦСВ: службу семьи, Центры дневного пребывания детей, досуговые центры по месту жительства [6, с. 60].

Центр неотложной социально – психологической помощи (ЦНП) должен оперативно решать проблемы детей, оказавшихся в психологической сложной ситуации, переживших насилие, стресс, временно оставшихся без жилья и средств к существованию, ушедших из дома, бродяжничающих, беспризорных и безнадзорных. Главные задачи центра – обеспечение охраны и защиты прав (определение социального статуса ребенка, выяснение правовых аспектов его жизненной ситуации и необходимых правовых действий), направление ребенка в органы правомочные решать его ситуацию, оказание практической социальной помощи, охрана от влияния асоциальной среды, оказание психологической помощи, консультирование по вопросам правового, социального, психологического, педагогического характера.

В центре дети остаются до решения их проблем или определения их социально – правового статуса и дальнейшей судьбы.

Кризисный центр (КЦ) предназначен для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Главная задача центра – социально – педагогическая реабилитация этих детей и содействие их социальной адаптации К.Ц. включает в свою структуру: приют временного пребывания, в котором дети могут находиться до 6 месяцев, пока решаются различные правовые вопросы их жизненной ситуации.

Муниципальный детский дом, в котором дети остаются до совершеннолетия и начала самостоятельной жизни.

Деятельность этих социально – педагогических учреждений нацелена на реализацию и защиту нарушенного права детей на уровень жизни, необходимого для их полного развития, на их социально – педагогическую реабилитацию.

Таким образом, их основная функция – правозащита, социальная адаптация и социальная реабилитация [9, с. 306].

Третий уровень – управленческий, который включает собственно муниципальный орган управления образованием, а также находящуюся в его непосредственном подчинении психолого-медико-педагогическую службу, обеспечивающую выявление и диагностику социально – педагогических проблем детей в рамках муниципального образования.

Психолого-медико-педагогическая комиссия, работающая на постоянной основе осуществляет комплектацию специализированных групп и классов образовательных учреждений из числа детей как посещающих образовательные учреждения, так и находящихся в социально - педагогических учреждениях.

Служба главного психолога занимается проблемой организации психологической помощи в рамках своей системы. Служба главного дефектолога, решающая аналогические проблемы в областной дефектологии [16, с.67].

А. Северный предложил региональную модель защиты детства и семьи.

Профилактическая помощь. Речь идет о вневедомственных региональных и территориальных центрах социально – психологической помощи ребенку и семье, создающей в своей структуре ряд специализированных учреждений или консолидирующих деятельность уже существующих.

Необходимо включение психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) в структуру этих центров, что позволит избежать присущую действующим организациям ведомственную ограниченность.

Второе необходимое звено – это Совет по проблемам детства и семьи. Эта структура, обладающая основными распорядительными функциями и управляющая финансированием, помимо ведомственных законов должна создать условия для реализации единой политики в субъектах РФ.

Контроль за соблюдением прав детей. Некоторые принципиальные моменты службы уполномоченного по правам ребенка. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав; свобод и законных интересов ребенка, хотя не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов государственной власти, общественных объединений и коммерческих организаций субъекта РФ, поскольку эта служба не обладает никакими распорядительными или санкционирующими полномочиями, а только правовое наблюдение и информирование [11, с. 21].

Защита прав детей. Непосредственная функция - защита прав детей с организованно – распорядительными полномочиями возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защиты их прав. Основная цель – защита прав и интересов детей, а также координация мероприятий по профилактике, безнадзорности и правонарушений детей соответствующих ведомств и организаций.

К сожалению, гораздо более грустная история происходит с ювенальной юстицией - этим необходимым звеном реабилитационного пространства, основной задачей которого является профилактика социальной дезадаптации детей и подростков. Однако, до сих пор не сделано никаких реальных шагов в этом направлении. Между тем, очевидно, что включение в региональную систему защиты детства семьи местных ювенальных судов давно назрело в нашей стране.

Система педагогической поддержки в общеобразовательном учреждении включает в себя: наличие в школах врачей – педиатров и медсестер, в задачу которых входит диспансеризация всех детей и осуществления прививок; районные врачи – психоневрологи, дефектологи, логопеды ведут диагностическую работу и оказывают помощь детям, которых направляют школы; классные руководители – ведение документации, контроль за посещаемостью и дисциплиной общения с родителями, проведение классных собраний, бесед на нравственные темы, организация тематических образовательных встреч, экскурсий, походов, вечеров отдыха, организация участия класса в общешкольных праздниках, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях; заместитель директора по воспитательной работе, который помимо задач социализации решает вопросы работы с родителями, с трудными детьми, осуществляет координацию с внешними службами; психологическая служба – школьный психолог, социальный педагог [17, с. 101].

Социально – педагогическая помощь семье – это очень интенсивное адресное обслуживание и консультация семьи. Она используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. Возникла необходимость создания службы, которая объединила бы высококвалифицированных специалистов в области педагогики, психологии, медицины и права с целью оказания практической помощи семьям, трудным семьей, трудным детям, социальным педагогам и сотрудничестве с ними.

Решение проблем личностного развития ребенка вопросов семьи в этом центре позволяет социальном нуждающимся, быть в более тесном контакте с семьей и совершенствоваться.

Задачи:

диагностировать социально – психологические и педагогические ситуации в семье, микросоциуме;

изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семей с различным семейным жизненным укладом;

помощь адаптации семьи к изменяющимся социально – экономическим условиям, сохраняя все положительное что было ей свойственно в общечеловеческом плане;

вести профилактическую работу с семьей, ребенком, оказывать психолого-педагогическую поддержку людям с лабильной нервной системой;

способствовать оздоровлению среды в контакте с социальным педагогом;

повышать психолого-педагогическую культуру семей;

защищать интересы ребенка совместно с семейным социальным педагогом;

устанавливать по мере необходимости контакты с другими социальными институтами воспитания, через посредничество семейного социально педагога для оказания более эффективной помощи вплоть до изоляции ребенка из неблагополучной среды;

представлять интересы семьи или отдельных ее членов по их просьбе в государственных и общественных организациях через посредника – семейного социального педагога [10, с.156].

Такой центр существует в г. Вологда. В его работе применяются различные классические и нетрадиционные методы изучения ребенка, семьи; графические методы, цветовой тест Люшера, тест несуществующего животного, хирологический трансактный анализ, методика незаконченного предложения, наблюдения, беседы, анкетирование, монографическое изучение семьи и другие [19, с. 72].

Таким образом, повышается психолого-педагогическая культура родителей, у семьи появляется поддержка – семейный социальный педагог и конкретная компетентная служба, заинтересованная в создании комфортной, безопасной среды для нормального и успешного развития детей и их защиты.

Выводы по параграфу 3.1:

1.Основные тенденции превентивных мер и программ социальной работы:

-профессионализация социально-профилактической и превентивной деятельности;

-создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям;

-признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, и, в первую очередь, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2. Муниципальная система социально – педагогической поддержки детства и семьи:

А) Первый уровень предполагает организацию нововведений социально – педагогического содержания в типовых общеобразовательных учреждениях:

Первая составляющая этого уровня связана с необходимостью раннего выявления детей группы риска и оказания им социально – педагогической поддержки.

Вторая составляющая включает специализированные классы в общеобразовательных учреждениях, объединяющих детей с определенными проблемами.

Третья составляющая объединяет различные учреждения дополнительного образования, досуга и отдыха детей.

Б) Второй уровень предусматривает создание учреждения нового типа – социально – педагогических учреждений.

В) Третий уровень – управленческий, который включает собственно муниципальный орган управления образованием, а также находящуюся в его непосредственном подчинении психолого-медико-педагогическую службу