logo
1_dipl

История развития и становления социальной работы с семьями «группы риска» в России

Задачи:

  1. Определить основные этапы становления и развития социальной работы с семьями «группы риска» в России;

  2. Охарактеризовать основные этапы становления и развития социальной работы с семьями «группы риска» в России.

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:

  1. Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).

  2. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаще всего едой и одеждой).

  3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства.

  4. Период церковно-государственной благотворительности (ХVI-XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищими.

  5. Период государственной благотворительности (ХVIII - начало XX вв.).Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра I. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. Бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей 6, с. 154. Бурный рост благотворительных побуждений. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи.

  6. Период социального планирования (1917-1991). Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране нет ни тунеядцев, ни нищих.

  7. Период социальной работы (с 1990-х гг. - по настоящее время). Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучать, как решались эти проблемы у нас, а также в других странах 40, с. 8.

История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Началом ее следует считать договор 911 года князя Олега с греками, который содержал моменты, называемые ныне социальной работой. Этот договор был первым документальным свидетельством заботы государства о тех своих гражданах, которые в этой работе нуждаются. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году.

Активизировалась традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Князь Ярослав составил первый письменный свод законов относительно попечительства над детьми, которые были очень гуманны для тех времен. Далее на протяжении веков сосредоточением социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповеди о любви к ближнему. Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Стоит ли удивляться тому, что при подобном взгляде на нищенство вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. В то время нищих было несколько категорий, и борьба с профессиональным нищенством могла пойти только во благо общества. Петр 1 был первым российским царем, который начал борьбу с попрошайничеством. Такая политика не могла, естественно, понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям на Руси. К эпохе Екатерины 2 относится становление системы общественного призрения. Общественное призрение – организованная система помощи в 19 веке со стороны государства или общества нуждающемуся населению.

Общественное призрение в первой половине 19 века было представлено Министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями, учреждениями императрицы Марии, Императорским человеколюбивым обществом, попечительством о бедных различных ведомств, частными благотворительными обществами; исторически сложившаяся модель защиты и поддержки нуждающихся [14, c103].

Эта сложившаяся система существовала до Октябрьской революции. В первые послереволюционные годы (и послевоенные) деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся. В истории Советского Союза были различные идеологические компании в отношении семьи. Благодаря Александре Коллонтай, ставшей первым наркомом – женщиной советского правительства, в числе первых декретов были законы о женском равноправии, гражданском браке, оплате отпусков по родам. Но она же призывала к уничтожению семьи, то есть семью пытались отрицать. В дальнейшем семья стала как бы личным делом женщины, равно как и воспитание детей. Хотя особое внимание стало уделяться социальному обеспечению материнства, вдовства, сиротства. Естественно, что решение социальных вопросов напрямую зависело от экономики государства[1, с.338].

Поэтому в нашей стране социальные задачи традиционно включались в экономическую политику. Только с конца шестидесятых годов социальная политика выделяется в особое направление деятельности партии, хотя и была тесно связана с экономической деятельностью. Ставились задачи формирования интересов и потребностей личности и всестороннего ее развития. Однако в практическом осуществлении социальных программ дело обстояло далеко не благополучно.

Современное российское государство является пока еще государством переходного типа и в процессе перестройки общественной жизни все большее значение для развития российского общества приобретают проблемы дальнейшего укрепления семьи. Однако возродить и укрепить семью как социальный институт возможно лишь, помогая отдельным конкретным семьям, решать их жизненные проблемы, оказывая им поддержку в их усилиях справиться с неизбежно возникающими в их жизни проблемными ситуациями. Эта сторона деятельности общества, государства описывается понятием «социальная поддержка семьи», «социальная работа с семьями»[2, с.215].

Социальная поддержка семей – часть семейной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами за счет своих внутренних ресурсов.

Октябрьская революция внесла решительные изменения во всю традиционную структуру, практически уничтожив ее общественное и частное содержание и заменив их государственной системой социального обеспечения. После Октябрьской революции социальная помощь и социальная защита населения становится исключительно государственным делом. Главная черта социальной политики советского государства – ее всеобщность, предполагающая охват интересов и потребностей всех слоев населения. Государство стремится установить жесткий контроль за поведением отдельного гражданина, использовать социальную политику в качестве инструмента как экономического, так и идеологического давления. Благотворительная деятельность в тот период оценивалась как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредствам лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения от классовой борьбы». Все благотворительные организации, общественные и частные были переданы Советскому государству, все благотворительные заведения были преобразованы в государственные или закрыты. И молодая власть рьяно взялась за дело. Уже 13 ноября 1917 г., на шестой день своего существования, Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов Советской власти официальное правительственное сообщение "О социальном страховании". В группу первого декрета входят: "Положение о страховании на случай безработицы", "Положение о страховании на случай болезни", "Положение о Страховом Совете", "Положение о страховом присутствии". Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями. Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, 22 января 1918 г. упразднен Алексеевский Комитет, а 24 января 1918 г.— Александровский Комитет о раненых и т. д. Все благотворительные организации, общественные и частные, в том числе больницы, были переданы Советскому государству, учебные заведения преобразованы в государственные или закрыты, богадельни расформированы. Так, например, Солдатенковская бесплатная больница, построенная в 1910-1913 годах (790 кроватей), превратилась в Больницу им. С.П. Боткина, а Дом призрения им. Боевых - в общежитие для студентов Московского университета. Из благотворительных обществ было сохранено Российское общество Красного Креста (РОКК), старейшее в системе таких обществ в мире. Оно было преобразовано и подчинено государству. В таком виде оно утратило свои важнейшие функции, в том числе помощь военнопленным во время войны. Вместе с тем в 1922 году была создана коммунистическая Международная организация помощи борцам революции (МОПР), ставившая одной из своих целей оказание «моральной и материальной помощи» жертвам «фашизма, реакции и белого террора». Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали в той или иной степени проблемы социальной помощи данной категории нуждающихся. Например, 25 января 1918 г. создается отдел призрения несовершеннолетних, еще раньше открывается отдел по охране материнства и детства и т. д. Помимо отделов при НКГП, других исполнительных и административных организациях учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты, функция которых — помощь и поддержка определенной категории нуждающихся.

В первые послереволюционные годы (и послевоенные) деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся. В истории Советского Союза были различные идеологические компании в отношении семьи. Благодаря Александре Коллонтай, ставшей первым наркомом – женщиной советского правительства, в числе первых декретов были законы о женском равноправии, гражданском браке, оплате отпусков по родам. Но она же призывала к уничтожению семьи, то есть семью пытались отрицать. В дальнейшем семья стала как бы личным делом женщины, равно как и воспитание детей. Хотя особое внимание стало уделяться социальному обеспечению материнства, вдовства, сиротства. Естественно, что решение социальных вопросов напрямую зависело от экономики государства.[22]

Поэтому в нашей стране социальные задачи традиционно включались в экономическую политику. Только с конца шестидесятых годов социальная политика выделяется в особое направление деятельности партии, хотя и была тесно связана с экономической деятельностью. Ставились задачи формирования интересов и потребностей личности и всестороннего ее развития. Однако в практическом осуществлении социальных программ дело обстояло далеко не благополучно.

Целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения государственной социальной политики активно начинает осуществляться с апреля 1918 г., когда образуется наркомат социального обеспечения (НКСО). Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества.

С введением новой государственной политики в области социальной помощи начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Согласно словарю иностранных слов о социальном обеспечении трудящихся, право на получение помощи со стороны государства имели лица, «источниками существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам). Источниками финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. Трудящиеся от каких-либо взносов освобождались. Несколько позднее Положение от 31 октября 1918 г. было дополнено правительственным постановлением, согласно которому все предприятия и учреждения, кроме частных работодателей, освобождались от уплаты страховых взносов. Расходы по социальному обеспечению государство полностью брало на себя [16,c.33].

К концу июня 1918 Наркомат Социального Обеспечения разделялся на следующие отделы:

Отдел Охраны Материнства и Младенчества, в ведении которого находились родовспомогательные учреждения, убежища для матерей с детьми в послеродовой период, консультации по уходу и кормлению детей и тому подобное; Отдел Детских Домов; Отдел по обеспечению несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях (Отдел дефектных детей); Медицинский отдел, ведающий санаториями и лечебными учреждениями для широких масс населения; Отдел пенсий и пособий и обеспечения инвалидов, вдов и стариков, причем на этот же отдел возложено оказание помощи революционным борцам, амнистированным, политическим и возвращающимся эмигрантам; Подотдел пайка. Ведающий выдачей продовольственных пайков семьям пострадавшим на войне; Отдел увечных воинов, в круг ведения которого входило долечивание, снабжение протезами, трудовая и профессиональная помощь, убежища для военно-увечных и их пенсионирование.

Однако обеспечением социальной защитой населения продолжали заниматься и другие коммиссариаты, четкое разграничение обязанностей произошло только в 1920 году.

В 1991 г. в России была введена новая профессия социального работника, специалиста по социальной работе. Становление у нас широко распространенной по всему миру профессии социального работника было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики к рыночным механизмам хозяйствования.[3, c.47-48]

Придание новой профессии официального статуса юридически оформило накопленное в России за многие столетия. Предпосылками социальной работы являются благотворительность, попечительство, совместный соборный труд, богатейшие народные, национальные традиции, отличающиеся гуманизмом, милосердием, самобытностью[13, c. 68].

Большое значение для становления социальной работы имеет опыт, действовавший на протяжении более семи десятилетий системы государственного страхования и государственного здравоохранения, особенно в области охраны материнства и детства, а также традиции воспитательной, просветительной и культурно-массовой работы среди населения, созданные органами образования и культуры.

Разумное использование накопленного опыта, поддержание и развитие имеющихся традиций служат базой в создании новой системы социального обслуживания населения, а также для подготовки профессиональных работников социальной сферы.

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных). За пять лет (1991-1996) их число выросло в два раза. Особенно заметно, почти в шесть раз, увеличилось семьи, женщин и детей.

В то же время в течение последних пяти лет в стране активно развивалось сеть центров социального обслуживания граждан, а также служб срочной социальной помощи.

Сегодня значительная часть центров социальной обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально- медицинские, социально- бытовые и торговые.

В 1996 г. наиболее высокими темпами сеть центров социального обслуживания развивалась в Краснодарском крае, в Пермской области, в Хабаровском крае, в городах Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время наибольшее количество центров социального обслуживания граждан в г. Москве (69), Республике Дагестан(54), Кемеровской (50), Свердловской (45) областях.

В половине всех центров социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания (711), в трети – отделения социальной помощи семье и детям.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации действует свыше 1000 стационарных учреждений социального обслуживания различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывшим наказание за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 7 детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками.

В республиках Татарстан и Коми, в Нижегородской, Орловской и некоторых других областях получает развитие сеть домов малой вместимости для ветеранов (на 8-15 человек). Часть таких домов принята на содержание муниципальных бюджетов, другая часть содержится совместно органами социальной защиты населения (обслуживание) и сельхозпредприятиями (материально-техническая база). Такие дома для ветеранов пользуются авторитетом у престарелых граждан.

Но действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности. Достаточно сказать, что очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания составляет более 6 тыс. человек, в том числе в Архангельской области – 850, в Свердловской – 700, в Пермской –656, в республиках Башкортостан, Карелия, Коми, в Приморском крае, Кемеровской, Сахалинской и Тюменской областях – от 200 до 300 человек.

Быстрыми темпами развивалась сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения. Если в 1993 г. их было немногим более 300, то в конце 1996 г. превышало 1750.

В то же время статистические данные, поступившие от различных субъектов РФ, свидетельствуют об увеличении числа мест в стационарных отделениях указанных учреждений и росте числа человеко-дней, проведенных клиентами в этих отделениях. В целом число обслуженных клиентов превысило 1,5 млн. Более 375 тыс. семей получили социальную поддержку.

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте РФ работают более 430 учреждений, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности – от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи, планирования семьи.Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационную и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, во-вторых, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях.

Сегодня завершается первый этап становления социального обслуживания населения в России. Поэтому особенно актуальны учет и анализ опубликованных работ в этой области, творческое освоение разработанных парадигм, идей и опыта социального обслуживания. В то же время представляют интерес интерпретация, объяснение и выявление повторяемости и разнообразия в процессе социального обслуживания населения в различных регионах России.

Развитие социальных процессов и социального обслуживания меняет ориентацию социальных служб и отдельных специалистов в сторону углубления интереса к истории, теории и технологии социальной работы в России. Есть необходимость в развитии понятийного аппарата, теоретических изысканий, в проведении экспериментов по отработке территориальных моделей социальных служб.

На современном этапе большой интерес представляют официальные документы и материалы различных министерств и ведомств по вопросам, имеющим отношение к социальным службам. Их анализ свидетельствует о наличии двух особенностей в подходе к организации и развитию социальных служб. Первая выражается в попытке обосновать необходимость создания сети социальных служб (учреждений) для отдельных категорий населения – молодежи, детей, женщин, семей и т.д.; вторая – в обосновании необходимости формирования территориальных систем социального обслуживания, состоящих из государственных, муниципальных, общественных и частных учреждений и предприятий социального обслуживания, в стремлении к координации и регулированию деятельности всех социальных служб независимо от их ведомственной подчиненности.

На нынешнем этапе реформирования страны потребность в дальнейшей творческой разработке теории социальной работы и различных социальных технологий, в осмыслении современного опыта социального обслуживания населения становится еще более актуальной. Новые возможности для плодотворного обобщения опыта работы социальных служб, отдельных учреждений и специалистов по социальной работе, проведение исследований как фундаментальных, так и прикладных проблем открываются на междисциплинарной основе, на границе различных наук, как гуманитарных, социально-экономических, так и естественных. Эти возможности следует использовать в полной мере, не ограничиваясь односторонним подходом к изучению современного состояния социального обслуживания населения.

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт, предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб. Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа – территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. – испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соцзащиты, образования, здравоохрания и др.

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляется только на четверти территории Российской Федерации. Говорить о продуманной, хорошо развитой системе учреждений, более или менее полно учитывающей нужды населения, можно только в отношении крайне незначительной части территорий (Краснодарский и Красноярский края, Московская, Пермская, Курская и ряд других областей).

Примерно четверть субъектов Федерации имеют всего по 3-5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных) центрах. Если говорить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренное развитие получили только социальные приюты, хотя в 1995 г. предпринимались попытки создать центры социальной помощи семье и детям (около 170), а в центрах социального обслуживания – социальной помощи семье и детям(их около 200).

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения (нередко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений социального обслуживания. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их рода, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.

Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности [5, c. 209-218]/

К концу 90-х годов социальная ситуация в стране вновь стала обостряться. Августовский (1998 г.) финансовый кризис привел к падению курса рубля новой волне инфляции. Социальное неблагополучие в обществе усилилось. Проявлением этого стало дальнейшее падение жизненного уровня основной массы населения. Продолжают сокращаться реальные доходы граждан, ими значительно снизилось потребление важнейших продуктов питания. Снизился и уровень здоровья народа. По подсчетам социологов, при сохранении нынешней неблагополучной тенденции снижения уровня жизни, к 2005 г. показатель средней продолжительности жизни в России может составить 59 лет (53,6-мужчины и 65,2-женщины) против 64 лет (58-мужчины и 72-женщины) в 1995 г.

Сохраняется острота проблемы занятости населения, растет скрытая безработица. Хотя, судя по официальной статистике, к 1998 г. численность официально зарегистрированных безработных сократилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 500 тыс. человек (с 2,5 млн. до 1,99 млн. человек), но достигнут этот показатель был не за счет реального сокращения безработных, а путем ужесточения условий признания граждан безработными. Кроме того, много безработных официально не регистрируются в службах занятости. По подсчетам члена-корреспондента РАН М. Руткевича, безработицей охвачена пятая часть активного населения страны.

Сохраняется и даже усиливается социальная дифференциация в нашем обществе. Соотношение между минимальной и максимальной заработной платной составляет более чем 1:26. Трудно найти страну в мире с таким показателем [6, c. 252-253].

Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержке и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика.

Надо не только лечить “социальные болезни”, но и предотвращать их. Социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер [7, c. 46].

Выводы по параграфу 1.1:

  1. В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом: архаический период; родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины; период общественной (общинной, церковной) благотворительности; период церковно-государственной благотворительности; период государственной благотворительности; период социального планирования; период социальной работы.

  2. Исторически складывалось, что общест­венные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия экономических, ма­териально-технических и организационных причин не имело возможности выполнять.

  3. С начала 20го века (1920 гг.) - по настоящее время произошло формирование системы помощи нуждающимся семьям. Поэтому важно изучать, как решались эти проблемы у нас, а также в других странах.