Средства массовой информации в ходе освещения избирательных кампаний чаще всего используют следующие параметры для критики кандидатов, политических партий или избирательных объединений:
1. Общественная репутация:
– заявления политика,
– голосование по тому или иному вопросу,
– позиции по наиболее важным вопросам,
– невыполненные обещания,
– неадекватное поведение на общественных мероприятиях и на публике в целом и т. п.
2. Неудачные заявления:
– косноязычие,
– использование ненормативной лексики,
– прогнозы, не подтвержденные дальнейшим развитием событий,
– неспособность кратко сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу.
3. Непродуманное голосование в законодательных органах:
– факты голосования по тому или иному вопросу, противоречащие публичной позиции политического деятеля или движения.
4. Предвыборные обещания, которые невозможно выполнить:
– обещания общего характера без бюджетного обоснования и анализа затрат,
– обещания, заведомо невыполнимые из-за отсутствия средств,
– обещания, которые изначально не будут поддержаны в обществе.
5. Отказ занять определенную позицию по конкретному вопросу.
Например, некоторые фракции в Государственной Думе неоднократно уклонялись от публичного осуждения заявлений своих членов, в то же время и не поддерживая их публично.
6. Отказ раскрыть источники собственных доходов (в частности, использованных для покупки недвижимости, иномарок и т. п.).
7. Стремление уклониться от раскрытия источников финансирования избирательной кампании.
8. Факты использования бюджетных средств для избирательной кампании.
9. Получение средств на избирательную кампанию от конкретных организаций и лиц, ранее обвинявшихся в финансовой нечистоплотности (уклонение от уплаты налогов, перевод средств за рубеж и т. п.).
10. Использование служебного положения для оказания содействия в любой форме (налоговые и/или таможенные льготы и т. п.) фирмам и организациями, оказывающим финансовую поддержку избирательной кампании.
11. Безразличие к реальным проблемам населения. Например, игнорирование требований забастовочного движения и т. п.
12. Уголовное прошлое.
Избиратели имеют право знать о таких фактах в биографии нынешних политиков, как мошенничество, растрата, алименты или нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжелые последствия, даже если судимость уже снята.
13. Увольнение со службы (государственная служба, служба в вооруженных силах или силовых структурах) за серьезные нарушения.
14. Отсутствие квалификации или опыта для работы на искомом посту.
Внимание избирателя акцентируется на том, каков уровень опыта и квалификации соперника (работа на конкретном участке в экономике или просто партийный кабинет).
15. Отсутствие знаний о фактах повседневной жизни. Часто лица, занимающие высокие посты, не знают, сколько стоит батон хлеба или проезд в метро.
16. Непоследовательность.
Конкретный политик часто не имеет твердых взглядов, подобен флюгеру. Успешно используются результаты голосований в органах законодательной власти.
17. Позиции по спорным вопросам. Выявляется вопрос, по которому у соперника нет четкой позиции, он ставится в положение, когда вынужден уклоняться от изложения своих взглядов.
18. Поддержка позиции, против которой выступает большинство населения.
19. Отказ от дебатов. Обычно трактуется как неуверенность в победе, пренебрежение к соперникам, высокомерие. В России большинство претендентов отказываются от очной дискуссии с оппонентом, традиция публичных дебатов не сложилась.
20. Косвенные обвинения. Прием, увязывающий соперника с кем-либо, пользующимся дурной репутацией.
21. Представление ситуации так, чтобы показать, что лидер партии (движения) не контролирует положения в собственной партии или подведомственных ему структурах.
22. Совмещение работы на государственной должности или выборном посту с коммерческой деятельностью. То же для членов семьи.
- Телевидение.
- Конструирование мифов
- Использование психотехнологий
- О некоторых аспектах использования средств массовой информации для ведения негативной кампании.
- Средства массовой информации в ходе освещения избирательных кампаний чаще всего используют следующие параметры для критики кандидатов, политических партий или избирательных объединений:
- Некоторые характерные особенности негативной кампании в средствах массовой информации.
- Литература