logo
Синюшкин В

Некоторые характерные особенности негативной кампании в средствах массовой информации.

Подобные обвинения:

– обычно редко посвящены существу вопроса, не имеют отношения к главным темам кампании,

– ориентированы на чисто эмоциональное восприятие и реакцию, обращены к низменным инстинктам,

– часто содержат лишь крупицу правды, которая чрезмерно раздута,

– редко высказываются прямо, в основном используются намеки,

– часто используют символику и термины, обращенные к эмоциям избирателей,

– содержат преувеличение, раздувают небольшой инцидент,

– в некоторых конкретных случаях представляют дело так, как будто соперник мог контролировать ситуацию, однако не сделал этого,

– выдвигаются через третьих лиц, а ответственность отрицается. В крайнем случае увольняется мелкий функционер, на которого сваливается вся ответственность,

– часто построены на искаженных фактах,

– используются до тех пор, пока не будет доказана их несостоятельность,

– основаны на теории “нет дыма без огня” – как минимум удастся заронить у избирателя некоторые сомнения.

Эффективные формы распространения обвинений:

– на Западе эффективно используется адресная рассылка информации сегменту электората, которая может сыграть определяющую роль в конкретном округе. Обычно это делается буквально накануне голосования, что не оставляет сопернику времени выступить с опровержением,

– обычно используются авторитетные средства массовой информации, т. е. для обеспечения достоверности используется прикрытие журналистской объективности.

Средства массовой информации должны быть готовы к тому, что подвергнутые критике кандидаты или избирательные блоки:

– потребуют немедленного опровержения,

– на средство массовой информации или конкретного журналиста будет возложена персональная ответственность за распространение ложных обвинений,

– для опровержения опубликованных или распространенных другим путем сведений будут привлечены люди и организации, пользующиеся доверием населения,

– подадут иск в суд,

– обвинят орган СМИ или журналиста в очернительстве, поставят под сомнение его честность и порядочность.

Ведущие политические консультанты стран Запада признают, что начиная с 60-х годов избирательные кампании приобретают все более негативный характер, акцентируют внимание избирателей не на существе программ или предложений того или иного кандидата, а на его недостатках как политика и человека. С ростом негативных аспектов избирательных кампаний они связывают и низкую явку избирателей, потерю интереса к политическим процессам общенационального характера, отвращение к политике в целом. Опыт последних лет свидетельствует о том, что и в России негативные формы и методы ведения избирательных кампаний приобретают все больший вес.

Использование изложенных выше методов при наличии достоверной и доказанной информации не может рассматриваться как нарушение закона в отличие от форм “грязного PR” (двойники, использование компромата, полученного с нарушением закона, аморальные методы и т. д.). Тем не менее всегда разумно заблаговременно получить заключение юриста по каждому конкретному случаю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица N 1: Предвыборная агитация на телевидении и радио

Организации телерадиовещания

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственные (общероссийские, региональные)

 

Муниципальные

 

Негосударственные

а) учрежденные государственными органами

и/или

б) финансируемые из бюджета

 

а) учрежденные органами местного самоуправления

и/или

б) финансируемые из бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязаны выделить бесплатное и платное эфирное время

 

Обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации

 

Вправе отказаться от участия в агитации

 

 

 

 

 

Вправе отказаться от участия в агитации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия участия в агитации:

- публикация сведений о размере и условиях оплаты эфирного времени

- равные условия для всех кандидатов, в т.ч. по размеру оплаты эфирного времени

- жеребьевка по распределению бесплатного и платного эфирного времени

- выполнение требований закона об объемах выделяемого бесплатного и платного эфирного времени, об обязательных формах агитации в рамках бесплатного эфира (коллективные мероприятия, ограничения на политическую рекламу)

 

Условия участия в агитации:

- публикация сведений о размере и условиях оплаты эфирного времени

- единые для всех кандидатов размер и условия оплаты

- жеребьевка по определению даты и времени выхода в эфир

- бесплатное время не выделяется

- объем эфирного времени законом не регламентируется

 

Условия участия в агитации:

- публикация сведений о размере и условиях оплаты эфирного времени

- равные условия предоставления эфирного времени для всех кандидатов, в т.ч. по размеру оплаты

- бесплатное время не выделяется

- объем эфирного времени законом не регламентируется

Специализированные СМИ

(независимо от формы собственности) - культурно-просветительские, детские, технические, научные и др. - вправе отказаться от участия в агитационной деятельности

 

 

 

 

Таблица N 2: Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях

Периодические печатные издания

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственные (общероссийские, региональные)

 

Муниципальные

 

Негосударственные

а) учрежденные государственными органами

и/или

б) финансируемые из бюджета

 

а) учрежденные органами местного самоуправления

и/или

б) финансируемые из бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязаны обеспечить зарегистри- рованным кандидатам равные условия проведения предвы- борной агитации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходящие не реже одного раза в неделю

 

Выходящие реже чем один раз в неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязаны выделить бесплатную и платную площадь

 

 

 

Вправе отказаться от участия в агитации

 

 

 

 

 

Вправе отказаться от участия в агитации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия участия в агитации:

- публикация сведений о размере и условиях оплаты печатной площади

- равные условия для всех кандидатов, в т.ч. по размеру оплаты печатной площади

- жеребьевка по распределению бесплатной и платной площади

- выполнение требований закона об объемах выделяемой бесплатной и платной площади

 

Условия участия в агитации:

- публикация сведений о размере и условиях оплаты печатной площади

- единые для всех кандидатов размер и условия оплаты

- жеребьевка по определению даты публикаций

- бесплатная площадь не выделяется

- объем предоставляемой печатной площади законом не регулирован

 

Условия участия в агитации:

- публикация сведений о размере и условиях оплаты печатной площади

- равные условия оплаты для всех кандидатов

- право отказать в предоставлении печатной площади любому кандидату

Специализированные СМИ (независимо от формы собственности) - культурно-просветительские, детские, технические, научные и др. -

вправе отказаться от участия в агитационной деятельности

 

Издания, учрежденные органами государственной власти и местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов - не вправе участвовать в агитации в любой форме

Издания (редакции), учрежденные кандидатом, избирательным объединением, блоком, выдвинувшим кандидата

 

 

 

 

 

 

С государственным финансированием

 

Без государственного финансирования

 

 

 

 

 

 

Равные условия оплаты для всех кандидатов

 

Нет требования о равных условиях оплаты для всех кандидатов