Некоторые характерные особенности негативной кампании в средствах массовой информации.
Подобные обвинения:
– обычно редко посвящены существу вопроса, не имеют отношения к главным темам кампании,
– ориентированы на чисто эмоциональное восприятие и реакцию, обращены к низменным инстинктам,
– часто содержат лишь крупицу правды, которая чрезмерно раздута,
– редко высказываются прямо, в основном используются намеки,
– часто используют символику и термины, обращенные к эмоциям избирателей,
– содержат преувеличение, раздувают небольшой инцидент,
– в некоторых конкретных случаях представляют дело так, как будто соперник мог контролировать ситуацию, однако не сделал этого,
– выдвигаются через третьих лиц, а ответственность отрицается. В крайнем случае увольняется мелкий функционер, на которого сваливается вся ответственность,
– часто построены на искаженных фактах,
– используются до тех пор, пока не будет доказана их несостоятельность,
– основаны на теории “нет дыма без огня” – как минимум удастся заронить у избирателя некоторые сомнения.
Эффективные формы распространения обвинений:
– на Западе эффективно используется адресная рассылка информации сегменту электората, которая может сыграть определяющую роль в конкретном округе. Обычно это делается буквально накануне голосования, что не оставляет сопернику времени выступить с опровержением,
– обычно используются авторитетные средства массовой информации, т. е. для обеспечения достоверности используется прикрытие журналистской объективности.
Средства массовой информации должны быть готовы к тому, что подвергнутые критике кандидаты или избирательные блоки:
– потребуют немедленного опровержения,
– на средство массовой информации или конкретного журналиста будет возложена персональная ответственность за распространение ложных обвинений,
– для опровержения опубликованных или распространенных другим путем сведений будут привлечены люди и организации, пользующиеся доверием населения,
– подадут иск в суд,
– обвинят орган СМИ или журналиста в очернительстве, поставят под сомнение его честность и порядочность.
Ведущие политические консультанты стран Запада признают, что начиная с 60-х годов избирательные кампании приобретают все более негативный характер, акцентируют внимание избирателей не на существе программ или предложений того или иного кандидата, а на его недостатках как политика и человека. С ростом негативных аспектов избирательных кампаний они связывают и низкую явку избирателей, потерю интереса к политическим процессам общенационального характера, отвращение к политике в целом. Опыт последних лет свидетельствует о том, что и в России негативные формы и методы ведения избирательных кампаний приобретают все больший вес.
Использование изложенных выше методов при наличии достоверной и доказанной информации не может рассматриваться как нарушение закона в отличие от форм “грязного PR” (двойники, использование компромата, полученного с нарушением закона, аморальные методы и т. д.). Тем не менее всегда разумно заблаговременно получить заключение юриста по каждому конкретному случаю.
Таблица N 1: Предвыборная агитация на телевидении и радио
Организации телерадиовещания |
|
|
|
|
|
|
|
Государственные (общероссийские, региональные) |
| Муниципальные |
| Негосударственные |
а) учрежденные государственными органами и/или б) финансируемые из бюджета |
| а) учрежденные органами местного самоуправления и/или б) финансируемые из бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обязаны выделить бесплатное и платное эфирное время |
| Обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации |
| Вправе отказаться от участия в агитации |
|
|
|
|
| Вправе отказаться от участия в агитации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия участия в агитации: - публикация сведений о размере и условиях оплаты эфирного времени - равные условия для всех кандидатов, в т.ч. по размеру оплаты эфирного времени - жеребьевка по распределению бесплатного и платного эфирного времени - выполнение требований закона об объемах выделяемого бесплатного и платного эфирного времени, об обязательных формах агитации в рамках бесплатного эфира (коллективные мероприятия, ограничения на политическую рекламу) |
| Условия участия в агитации: - публикация сведений о размере и условиях оплаты эфирного времени - единые для всех кандидатов размер и условия оплаты - жеребьевка по определению даты и времени выхода в эфир - бесплатное время не выделяется - объем эфирного времени законом не регламентируется |
| Условия участия в агитации: - публикация сведений о размере и условиях оплаты эфирного времени - равные условия предоставления эфирного времени для всех кандидатов, в т.ч. по размеру оплаты - бесплатное время не выделяется - объем эфирного времени законом не регламентируется |
Специализированные СМИ (независимо от формы собственности) - культурно-просветительские, детские, технические, научные и др. - вправе отказаться от участия в агитационной деятельности |
Таблица N 2: Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях
Периодические печатные издания |
|
|
|
|
|
|
|
Государственные (общероссийские, региональные) |
| Муниципальные |
| Негосударственные |
а) учрежденные государственными органами и/или б) финансируемые из бюджета |
| а) учрежденные органами местного самоуправления и/или б) финансируемые из бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обязаны обеспечить зарегистри- рованным кандидатам равные условия проведения предвы- борной агитации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выходящие не реже одного раза в неделю |
| Выходящие реже чем один раз в неделю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обязаны выделить бесплатную и платную площадь |
|
|
| Вправе отказаться от участия в агитации |
|
|
|
|
| Вправе отказаться от участия в агитации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия участия в агитации: - публикация сведений о размере и условиях оплаты печатной площади - равные условия для всех кандидатов, в т.ч. по размеру оплаты печатной площади - жеребьевка по распределению бесплатной и платной площади - выполнение требований закона об объемах выделяемой бесплатной и платной площади |
| Условия участия в агитации: - публикация сведений о размере и условиях оплаты печатной площади - единые для всех кандидатов размер и условия оплаты - жеребьевка по определению даты публикаций - бесплатная площадь не выделяется - объем предоставляемой печатной площади законом не регулирован |
| Условия участия в агитации: - публикация сведений о размере и условиях оплаты печатной площади - равные условия оплаты для всех кандидатов - право отказать в предоставлении печатной площади любому кандидату |
Специализированные СМИ (независимо от формы собственности) - культурно-просветительские, детские, технические, научные и др. - вправе отказаться от участия в агитационной деятельности |
| Издания, учрежденные органами государственной власти и местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов - не вправе участвовать в агитации в любой форме |
Издания (редакции), учрежденные кандидатом, избирательным объединением, блоком, выдвинувшим кандидата |
|
|
|
|
|
С государственным финансированием |
| Без государственного финансирования |
|
|
|
|
|
Равные условия оплаты для всех кандидатов |
| Нет требования о равных условиях оплаты для всех кандидатов |
- Телевидение.
- Конструирование мифов
- Использование психотехнологий
- О некоторых аспектах использования средств массовой информации для ведения негативной кампании.
- Средства массовой информации в ходе освещения избирательных кампаний чаще всего используют следующие параметры для критики кандидатов, политических партий или избирательных объединений:
- Некоторые характерные особенности негативной кампании в средствах массовой информации.
- Литература