4. Южная Корея в международной торговле
Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.
В 60—80-х годах темпы внешней торговли в 1,5—4,0 раза превосходили темпы прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33, 4%, в 70-е - 39,8, в 80-е - 14,5, в 1990-1994 гг. - 10%. Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны. Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях. До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки. Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие.
В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты, как цифровые телевизоры, DVD, MP3 – плееры. Крупнейшие компании в отрасли – LG, Samsung, а так же Hynix. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идет на экспорт.
Телекоммуникационное оборудование, производящееся южнокорейскими компаниями – это, прежде всего, сотовые телефоны, хотя остальные сегменты тоже хорошо развиты. Это связано как с большим объемом внутреннего рынка (в 2007 году – более 43 млрд долл.), так и высоким спросом на южнокорейскую продукцию за рубежом.
Рисунок 1. Доля Южной Кореи в мировом производстве полупроводников
Быстрому экономическому росту способствовало быстрое наращивание объемов внешней торговли (см. таблицу 3)
Направление | 1991 | 2001 | 2005 | 2008 |
Южная Корея – Китай | 1 | 18,19 | 49,76 | 81,73 |
Китай – Южная Корея | 2,18 | 12,54 | 27,82 | 63,15 |
Южная Корея – Япония | 12,36 | 16,51 | 21,7 | 26,38 |
Япония – Южная Корея | 20,09 | 25,29 | 44,25 | 57,09 |
Как видно из данной таблицы, Южная Корея очень быстро наращивает торговый оборот с соседями. При этом, особенно заметен прогресс в отношениях с Китаем. За период с 2004 по 2008 гг. экспорт в КНР вырос более чем в 1,6 раза, а импорт – в 2,2 раза. Динами роста торговли с Японией ниже, однако тоже значительна. Так, рост экспорта в Японию в 200-2008 гг. составил более 20%, а импорта – более 30%.
Структура внешнеторгового оборота по экспорту представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные экспортные партнеры Южной Кореи в 2008 году
Как видно из данного рисунка, на долю основных четырех внешнеторговых партнеров Южной Кореи приходится почти 50 % всего оборота. Примечательно, что доля Японии ниже , чем доля США, что обусловлено тем, что данные страны используют похожие бизнес – модели по работе на рынке США.
Рисунок 3. Основные партнеры Южной Кореи по импорту в 2008 году
На долю пяти крупнейших стран – партнеров по импорту , приходится 55% всей торговли. При этом, доля двух стран –Саудовской Аравии и ОАЭ, основными статьями которых являются энергоносители, составляет всего 10%.
Таблица 4.
Товарная структура экспорта (млн. Вон)
| 2000 | 2002 | 2004 | 2007 |
Автомобильная промышленность | 6257 | 8647 | 11098 | 14593 |
Судостроение | 4347 | 6547 | 5241 | 4673 |
Компьютеры | - | 3542 | 14657 | 23653 |
Полупроводники | - | - | 20419 | 37278 |
Телекоммуникационное оборудование | - | - | 15478 | 29983 |
Машиностроение | 4752 | 6417 | 8147 | 13494 |
Металлургия | - | 5797 | 5283 | 4179 |
Нефтехимическая продукция | - | 3281 | 5186 | 6217 |
Текстиль | 6730 | 10054 | - | - |
Промышленность | 9731 | 14327 | 18456 | 21460 |
Анализируя таблицу, можно прийти к выводу, что в настоящее время южнокорейский экспорт во многом зависит от мирового спроса на полупроводники и телекоммуникационное оборудование. Начиная с 2000 спрос в данных секторах неуклонно растет, что связано с бурным развитием компьютерной индустрии. По данным с 2004 по 2007 годы экспорт товаров данной категории увеличился почти в два раза. В то же время экспорт судостроения и металлургии имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Таблица 5.
Динамика внешнеторгового оборота Южной Кореи, млрд.долл.
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | Отношение, % | |
2006 к 2005 | 2007 к 2006 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Внешнеторговый оборот | 545,6 | 634,1 | 728,3 | 116,2 | 114,9 |
Экспорт | 284,4 | 340,7 | 371,5 | 119,8 | 109,0 |
Импорт | 261,2 | 293,4 | 356,8 | 112,3 | 121,6 |
Сальдо | 23,2 | 47,3 | 14,7 | 203,9 | 31,1 |
Экспорт в ВВП страны еще очень велик, и занимает по итогам 2008 года 39 %, что говорит об ограничении внутреннего спроса на товары в пользу экспорта.
Особенное значение для Южной Кореи имеет импорт технологий. Примером здесь может служить энергетическая отрасль, в частности – ядерная энергия.
- Доклад на тему: "Особенности международных отношений Южной Кореи"
- 1. Исторические особенности развития Южной Кореи
- 2. Международные экономические отношения: понятие и формы
- 3. Предпосылки участия Южной Кореи в системе международных экономических отношений
- 4. Южная Корея в международной торговле
- 5. Южная Корея на международном рынке торговли технологиями
- 6. Место Южной Кореи в международной миграции рабочей силы