logo search
международ

4. Южная Корея в международной торговле

Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.

В 60—80-х годах темпы внешней торговли в 1,5—4,0 раза превосходили темпы прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33, 4%, в 70-е - 39,8, в 80-е - 14,5, в 1990-1994 гг. - 10%. Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны. Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях. До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки. Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие.

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты, как цифровые телевизоры, DVD, MP3 – плееры. Крупнейшие компании в отрасли – LG, Samsung, а так же Hynix. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идет на экспорт.

Телекоммуникационное оборудование, производящееся южнокорейскими компаниями – это, прежде всего, сотовые телефоны, хотя остальные сегменты тоже хорошо развиты. Это связано как с большим объемом внутреннего рынка (в 2007 году – более 43 млрд долл.), так и высоким спросом на южнокорейскую продукцию за рубежом.

Рисунок 1. Доля Южной Кореи в мировом производстве полупроводников

Быстрому экономическому росту способствовало быстрое наращивание объемов внешней торговли (см. таблицу 3)

Направление

1991

2001

2005

2008

Южная Корея – Китай

1

18,19

49,76

81,73

Китай – Южная Корея

2,18

12,54

27,82

63,15

Южная Корея – Япония

12,36

16,51

21,7

26,38

Япония – Южная Корея

20,09

25,29

44,25

57,09

Как видно из данной таблицы, Южная Корея очень быстро наращивает торговый оборот с соседями. При этом, особенно заметен прогресс в отношениях с Китаем. За период с 2004 по 2008 гг. экспорт в КНР вырос более чем в 1,6 раза, а импорт – в 2,2 раза. Динами роста торговли с Японией ниже, однако тоже значительна. Так, рост экспорта в Японию в 200-2008 гг. составил более 20%, а импорта – более 30%.

Структура внешнеторгового оборота по экспорту представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные экспортные партнеры Южной Кореи в 2008 году

Как видно из данного рисунка, на долю основных четырех внешнеторговых партнеров Южной Кореи приходится почти 50 % всего оборота. Примечательно, что доля Японии ниже , чем доля США, что обусловлено тем, что данные страны используют похожие бизнес – модели по работе на рынке США.

Рисунок 3. Основные партнеры Южной Кореи по импорту в 2008 году

На долю пяти крупнейших стран – партнеров по импорту , приходится 55% всей торговли. При этом, доля двух стран –Саудовской Аравии и ОАЭ, основными статьями которых являются энергоносители, составляет всего 10%.

Таблица 4.

Товарная структура экспорта (млн. Вон)

2000

2002

2004

2007

Автомобильная промышленность

6257

8647

11098

14593

Судостроение

4347

6547

5241

4673

Компьютеры

-

3542

14657

23653

Полупроводники

-

-

20419

37278

Телекоммуникационное оборудование

-

-

15478

29983

Машиностроение

4752

6417

8147

13494

Металлургия

-

5797

5283

4179

Нефтехимическая продукция

-

3281

5186

6217

Текстиль

6730

10054

-

-

Промышленность

9731

14327

18456

21460

Анализируя таблицу, можно прийти к выводу, что в настоящее время южнокорейский экспорт во многом зависит от мирового спроса на полупроводники и телекоммуникационное оборудование. Начиная с 2000 спрос в данных секторах неуклонно растет, что связано с бурным развитием компьютерной индустрии. По данным с 2004 по 2007 годы экспорт товаров данной категории увеличился почти в два раза. В то же время экспорт судостроения и металлургии имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Таблица 5.

Динамика внешнеторгового оборота Южной Кореи, млрд.долл.

Показатели

2006

2007

2008

Отношение, %

2006 к 2005

2007 к 2006

1

2

3

4

5

6

Внешнеторговый оборот

545,6

634,1

728,3

116,2

114,9

Экспорт

284,4

340,7

371,5

119,8

109,0

Импорт

261,2

293,4

356,8

112,3

121,6

Сальдо

23,2

47,3

14,7

203,9

31,1

Экспорт в ВВП страны еще очень велик, и занимает по итогам 2008 года 39 %, что говорит об ограничении внутреннего спроса на товары в пользу экспорта.

Особенное значение для Южной Кореи имеет импорт технологий. Примером здесь может служить энергетическая отрасль, в частности – ядерная энергия.