5. Южная Корея на международном рынке торговли технологиями
Южная Корея – крупный импортер технологии. Основными ее поставщиками являются Япония, США, Германия, Великобритания, Франция. Практически все ведущие отрасли промышленности страны – судостроение, электроника, черная металлургия, нефтехимия, ряд производств легкой промышленности – выросли на основе заимствованных технологий. в последние годы Южная Корея экспортирует лицензии и «ноу – хау», хотя большая часть предлагаемых ее технологий относится к так называемым технологиям стандартного уровня, на основе которых организуется сравнительно несложное массовое промышленное производство.
Процедура внедрения иностранной технологии за последние 20 лет была существенно упрощена. Кроме того, технологический импорт стимулируется системой налоговых льгот для импортеров. В 80-х гг. Южная Корея перешла на систему автоматического разрешения на внедрение иностранных технологий. Оно дается при условии, если основные положения соглашения – сроки действия лицензии, отношение роялти к сумме продаж производимой на основе лицензионного соглашения продукция и некоторые другие – соответствуют определенным критериям. При подписании соглашения необходимо либо известить об этом правительство, либо получить подтверждение валютного банка.
Технология должна отвечать следующим критериям:
использоваться в тех сферах, где сама Южная Корея уже имеет производственные возможности;
оказывать широкое воздействие на экономическое развитие и одновременно приводить к существенному улучшению структуры промышленного производства и повышению его конкурентоспособности;
в случае применения в стране аналогичной технологии срок внедрения по новым соглашениям ограничивается четырьмя годами с даты принятия извещения о первоначальном технологическом соглашении.
Основным рынком сбыта южнокорейских технологий были развивающиеся страны. Выход на их рынки, с одной стороны, стимулировал развитие отечественных НИОКР. С другой стороны, концентрация НИОКР на удовлетворение потребностей, актуальных для развивающихся стран, отвлекала научные силы на решение второстепенных задач.
Экономическая программа послекризисного развития в обязательном порядке предполагала более интенсивное развитие НИОКР. Сегодняшние экономические достижения базируются на позитивных сдвигах в сфере науки и образования. В стране практически с нуля создана современная научная база, финансирование которой в 2006 году достигло 12 миллиардов долларов, или 2,7% ВВП (1/3 –бюджетные расходы, 2/3 - частные).
Примечательны высокие инвестиции в человеческий капитал. Особое внимание уделяется высшему образованию и проблеме переподготовки кадров. Процент выпускников средних школ, поступающих в университеты и другие высшие заведения, - самый высокий в мире после США. Так, в 1992 году в РК было 626 вузов (включая 494 частных института), число студентов составило 1,982,510 человек. Причем из 1,070,169 студентов колледжей и университетов 448,899 человек занимались естественными науками. В сфере переподготовки кадров в РК были предприняты следующие меры: введена обязательность программ переподготовки кадров для крупных и средних компаний, увеличение числа учащихся ПТУ, расширение программ переподготовки военнослужащих и так далее.
Сегодня основная часть инвестиций вкладывается в биотехнологию и медицину, точное приборостроение и электронику. Правительство также планирует реформирование инновационной сферы, которое подразумевает ее коммерциализацию путем реструктуризации крупных конгломератов, поддержки малого венчурного бизнеса и стимулирования внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Правительство ставит задачу создать в ближайшие годы до 600 венчурных компаний, специализирующихся на биотехнологиях, а спрос на эту продукцию в стране, по имеющимся расчетам, увеличится к 2010 году как минимум до 7-8 млрд. долл.
Новоизбранный президент Южной Кореи Ли Мен Бак намерен превратить корейские атомные «ноу – хау» в прибыльную отрасль, однако для этого страна должна получить разрешение на экспорт атомных технологий. Именно это Ли Мен Бак и планирует сделать.
Ближайшее заседание правительства страны, посвященное данному вопросу пройдет 25 февраля. В Министерстве финансов Южной Кореи отмечают, что до сих пор Корея не продала целых ядерных реакторов, хотя торговала их компонентами. В том случае, если Южная Корея сможет сделать ядерные технологии экспортными, то они будут продаваться в различные страны, такие как Украина. Подобная торговля может принести в бюджет страны до 1 млрд вон ежегодно.
В стране сейчас эксплуатируются 20 промышленных и один экспериментальный ядерный реактор, которые вырабатывают около 40 % производимой на юге Корейского полуострова электроэнергии.
Южнокорейский производитель автомобильных запчастей корпорация "Мандо" (Mando Corp.) подписала контракт с ОАО "АВТОВАЗ" на поставку электрических усилителей рулевого управления (electric power steering, EPS). Поставки EPS в Россию начались в 2007 году. Сумма контракта составляет 125 млн. долларов. Для "Мандо" это первый в ее истории экспортный контракт с российскими автомобилестроителями. Ранее корпорация осуществляла поставки запчастей в США и Китай. Российские автомобильные компании по большей части сами обеспечивают себя запчастями, редко обращаясь к другим производителям. Поэтому, как говорят в "Мандо", подписанный контракт "доказывает мировой уровень технологий" корейской корпорации. В "Мандо" также сообщили, что "АВТОВАЗ" будет устанавливать корейские электроусилители руля на автомобили, предназначенные для экспорта в европейские страны.
Корейская организация Federation of Korean Information Industries (KFII) опубликовала хорошие новости для Южной Кореи, переживающей сейчас спад из-за снижения производства в ее автомобильной промышленности. Объем корейского сектора информационных технологий в прошлом году достиг 24,7 млрд дол., увеличившись на 55,8% по сравнению с предыдущим годом. Этот сектор обеспечивает 19,8% всего экспорта технологий Южной Кореи.
- Доклад на тему: "Особенности международных отношений Южной Кореи"
- 1. Исторические особенности развития Южной Кореи
- 2. Международные экономические отношения: понятие и формы
- 3. Предпосылки участия Южной Кореи в системе международных экономических отношений
- 4. Южная Корея в международной торговле
- 5. Южная Корея на международном рынке торговли технологиями
- 6. Место Южной Кореи в международной миграции рабочей силы