logo search
Диплом Носоченко АВ

2.1 Организация и методы исследования личностных особенностей и курящих и не курящих подростков.

Курение является сложным поведенческим актом, в становлении которого принимают участие социальные, психологические и физиологические факторы. Исследования психологических условий начла курения и возникновения зависимости необходимо было осуществлять при помощи комплекса методик, которые взаимно обуславливают психологические характеристики развития подростка, причем данные, полученные по используемым методикам, должны были дополнять общую картину возрастно-психологического развития подростка.

Батарея методик, направленная на выявление основных личностных особенностей подростков, показателей возрастно-психологического развития подростков, и ее применение в изучении курения, позволили ответить на вопрос о связи психологических характеристик подростка с началом курения и выявление психологических условий возникновения этой зависимости.

Мы использовали специально разработанные анкетные методы и комплекс стандартных психологических методик, направленных на выявление некоторых личностных характеристик, поведенческих аспектов, а также основных мотивационных механизмов курящих подростков.

Исходя из гипотезы исследования и учитывая поставленные задачи, было необходимо выяснить статус курения подростка, а также некоторые социальные условия жизни и окружения подростков.

В экспериментальном исследовании принимали участие школьники 9-10 классов средней школы № 1920 города Москвы.

Исследование проводилось на 40 курящих и 32 не курящих подростках.

В нашем исследовании, посвященном проблеме курения подросткового возраста, можно выделить три основных этапа.

1 этап исследования – выявление распространенности курения в популяции, в данном случае подростковой, а также экспериментальное социально – психологическое изучение курящих и некурящих подростков, их окружения и отношения к курению.

2 этап исследования – это изучение личностных особенностей курящих и некурящих подростков, при помощи специально подобранной батареи методик.

3 этап исследования – углубленное психологическое изучение курящих подростков.

Перед началом анкетирования учащимся сообщалось, что заполненную анкету мы не будем показывать ни учителям, ни родителям, ни кому-либо, кроме исследователей. Анкетный опрос проводился в помещении класса в отсутствии учителя. Заполнение подростками анкет не вызывало никаких трудностей.

Результаты позволили сформировать 2 основные группы для более углубленного исследования. В первую вошли курящие (КП), а во вторую никогда не курившие или некурящие на данный момент (более 3 месяцев) подростки (НП).

На втором этапе проводилось углубленное обследование личностных, психологических и поведенческих особенностей подростков. В качестве методов был выбран блок психологических тестов и опросников в которые вошли:

  1. Тест Баса - Дарки

  2. Тест «Большая пятерка»

  3. Опросник Спилбергера – Ханина

  4. Опросник «Отношение подростка к рискованному поведению»

  5. Опросник «Склонность к рискованному поведению»

Все 72 подростка приняли участие в этом исследовании.