logo search
Диплом Носоченко АВ

2.2 Состояние исследования проблемы причин курения в подростковом возрасте.

Одним из важных показателей курения является его распространенность среди подростков. Число московских школьников 14-17 лет, которые пробовали курить, составило 77%. Около 32% учащихся регулярно курили сигареты (по крайней мере, одну сигарету в день) [4]. По результатам исследования, проведенного Александровым А.А., (2003) в г. Москве в 2000 году, если в возрасте 11-13 лет курят 4,1% юношей и 0% девушек, то к 16-17 годам – 60,2% и 37,1% соответственно. Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 млн. подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек. Среди учащихся профессиональных училищ курят 75,4% юношей и 64% девушек, из них выраженная никотиновая зависимость есть у каждого десятого [6]. По данным выборочного исследования школьников одного из районов г.Москвы, если в 11 лет были курящими 9% мальчиков и 1,8% девочек, то 16-17 годам курило уже 52% мальчиков и 43% девочек [5]. Исследования, проведенные в 16 городах России в 2003-2004 годах, показали, что в среднем в крупных городах России ежедневно курят (группы риска) 34,1% мальчиков и 20, 6% девочек. Распространенность курения среди подростков 15-17 лет в среднем составила 37% у мальчиков и 25,5% у девочек. Причем наиболее высокие показатели распространенности табакокурения как среди мальчиков, так и среди девочек зафиксированы в г.Москве (67,7% мальчики и 55,4% девочки) [9].

Результаты исследования, проведенного Российской ассоциацией общественного здоровья (РАОЗ) в 10 российских городах, показали, что 55% старшеклассников курят с разной частотой и интенсивностью [9]. Распространенность курения среди подростков разных стран также весьма различна. Так, курение было менее распространено среди мальчиков – в школах г.Хельсинки – 27,5% по сравнению с эстонскими (33,6%) и русскими в Талине и Москве (соответственно 35,6% и 32, 8%). При этом распространенность курения увеличивалась с возрастом и также различалась по школам [14].

Обследование по единой программе подростков 13-15 лет в 43 странах показало разброс в частоте курения от 39,6% , до менее 1%. Большинство из них хотело бы перестать курить и уже пытались избавиться от курения. Обследование в рамках этой программы московских школьников показало, что курят 35,1%, причем 22,4% начали курить до 10 лет [36]. К 12 классу 54% американских подростков пробовали сигареты и 24% из них курят в настоящие время [18]. С 1990 по 2001 возраст начинающих курить снизился с 15 лет до 10 [7].

Опросы, проведенные среди младших школьников, которые ещё не курят, выявили их осведомленность о вредных последствиях курения. Большинство из них не имели намерения курить. Тем не менее, многие из тех же подростков начинают курить, и двое из трех начавших курить становятся в старших классах регулярными курильщиками. Важны данные о том, что в тринадцатилетнем возраст подростки одинаково обосновывают вывод, почему не следует курить, но только курящие приводят довод в пользу курения, в то время как курящие не могут назвать привлекательные стороны курения [3].

По многочисленным исследованиям, ведущим мотивом первой пробы курения, является любопытство. Это характерно для 75% мальчиков и 81,2% девочек. По причине нежелания отставать от друзей впервые пробуют курить в среднем 10% мальчиков и 6,9% девочек. 5,2% мальчиков и 2,9% девочек закуривают, желая чувствовать себя взрослыми и самостоятельными 6].

По результатам исследования «Общественного совета по проблемам подросткового курения», в 2000 году в России основными мотивами курения подростков были: «зависимость»-3%, «за компанию»-12%, «желание чувствовать себя взрослым»-12% и «неприятности» - 6%. исследования проведенные Центром Мониторинга вредных привычек среди детей и подростков РФ ЦНИИ Организации и Информатизации МЗ и СР СФ в 2005 году, показали, что 70,2% мальчиков и 68, 5% девочек указывают на основной мотив курения «зависимость», 21,5% мальчиков и 19,2% девочек – указывают на «компанию» и 2,4% мальчиков и 5,2% девочек основным мотивом курения называют «неприятности»[36].

Согласно US Department of Health and Human Services, побудительным мотивом приобщения к курению подростков чаще всего бывает любопытство, подражание взрослым, мода, ложное представление о курении как средстве стимуляции нервной и физической деятельности, традиционным средством общения. А курение родителей подростки воспринимают в позитивном контексте, как приемлемое и успешное [23]. Мотивами курения MacKay J. (1993) называет ритуал вступления во взрослую жизнь, признак современности и преуспевания, проявление гостеприимства и дружелюбия [13].

Изучение информированности о вреде курения показало, что 90,2% мальчиков и 95% девочек считают курение вредным. Но информированность школьников о вреде курения в большинстве случаев является формальной и не препятствует начал курения [248]. Dappen A.(1998), Najem G.R. (1997) указывают на то, что курильщики в значительно меньшей степени осведомлены о вреде курения, чем бывшие курильщики или некурящие[14,29]. По многочисленным исследованиям, существующих у подростков знаний о влиянии курения на здоровье недостаточно для предотвращения курения этих же подростков в будущем [19, 13]. По данным Vitoria P.D. (2006), некурящие подростки, в отличии от курящих, были более убежденны в недостатках курения, чем в его преимуществах. Некурящие чаще встречались с нормами поведения, ограничивающими курение, испытывали меньше давления со стороны сверстников, более убедительно отказывались от курения, а также не имели намерения закурить через год. [249].

Virgili M., Owen N., Severson H.H. (1991) сравнивали курящих с пробующими курить подростками, с бывшими курильщиками и с никогда не курившими подростками. Результаты показали, что курящие воспринимали курение как небольшой риск, который мало влияет на здоровье, а также указали на то, что в курении больше преимуществ и пользы, чем вреда, при этом указав на курение как на меньшее зло по сравнению с другими опасностями [24]. Согласно Meier K.S., курильщики мене отрицательно относятся к курению, чем никогда не курившие [19]. По данным Vitoria P.D.(2006), курящие подростки были старше, имели невысокую успеваемость, имели наличные карманные деньги, старались не общаться с некурящими, возможно им разрешалось курить дома, они также употребляли алкоголь и имели другие виды рискованного поведения [24]. Курящие подростки считают, что если курение позволяет снизить стресс и скуку, то это меньший вред для здоровья, чем стресс[21].

Pederson L.L. (1997) установлено, что нерегулярно курящие подростки согласны с тем, что курение вызывает зависимость [21]. Подростки, которые пробовали курить или курят в настоящее время считают положительным в курении его воздействие на умственную деятельность, а также они менее обеспокоены в отношении физических и других последствий, связанных с курением. Проведенные исследования показали, что курение помогает в общении с людьми, вместе с тем эти же авторы пишут, что чем более подросток уверен, что курение способствует эмоциональному комфорту (релаксации) и помогает бороться со скукой и проблемами, тем больше вероятность, что подросток закурит[106,121,132,246,255].

Как отмечает McGovern J.A.(2004), те подростки, которые начали курить рано, характеризовались высокими показателями стремления к новизне, депрессивным симптомам, плохим академическим результатам, восприимчивостью к табачной рекламе, а также выраженным воздействием со стороны других курильщиков и потреблениям других психоактивных веществ. Подростки, которые позднее начали курить, по многим показателям были схожи с ранними курильщиками, отличаясь лишь лучшей успеваемостью и занятием спортом. «Экспериментаторы» - подростки, пробовавшие курить – также имели множество из перечисленных характеристик, но они были менее выраженными. Никогда не курившие подростки более всего отвечали общепринятым нормам поведения. Данные, полученные McGovern J.A., свидетельствуют, что по времени, уровню и интенсивности прогрессирования курения наблюдается значительная неоднородность [17].

При изучении мотивов курения Charlton A.(1984) обнаружила значимы различия между курящими и некурящими подростками. Автор отмечает различия в мотивировках, связанные с возрастом: младшие подростки больше внимания обращают на внешний аспект курения, в то время как старшие – на физиологические и психологические его проявления [15]. В среднем подростковом возрасте стремление закурить связанно с социально привлекательными сторонами курения, особенно с желанием нравиться представителям противоположенного пола [16]. Отрицательные установки в отношении курения, распространенные среди большинства школьников в предпубертатный период, не являются препятствием для начала курения через 1-2 года[12]. Этот факт также подчеркивает важность поиска причин приобщения подростков к курению в ходе возрастно-психологического развития.

Анализируя существующие в науки толкования причин приобщения к психоактивным веществам, можно выделить три основные группы факторов риска: психологические, биологические и социально-демографические [19].

Исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, уделяют большое внимание условиям начала курения в детском и подростковом возрасте. Тщательный анализ литературных данных показывает, что наибольшей прогностической ценность в отношении начала курения обладает низкий социально-экономический статус и образование родителей, неполнота семьи, снисходительное отношение к курению в обществе, курение родителей (наиболее важной оказывается роль матери), курение братьев и сестер, сверстников ( в младших классах курение нередко связано с тем, что пробовал ли курить лучший друг, в средних- пробовало ли курить большинство друзей), низкая успеваемость, наличие зависимостей от алкоголя, наркотиков, наличие симптомов депрессии, тревожности, раздражительности, низкая самооценка, низкий статус в группе [23,26].

Важным фактором приобщения подростков к курению является семейное окружение и влияние сверстников, курени или не курение членов семьи. Объектом изучения во многих исследованиях являлось влияние семейной ситуации на ранее начало курения. Анализировались такие характеристики, как распространенность этой привычки в семье подростка, интенсивность курения родителей, старших сестер и братьев[5, 11, 14, 25].

Так, опрошенные родители основной причиной подросткового курения считают стремление подростков согласовывать свое поведение с поведением своих друзей и сверстников, то есть приписывают самой подростковой среде и принятым в ней стандартам (моде) ответственность за распространение курения среди подростков [36].

Весьма важным побудительными мотивами для подросткового курения родители несовершеннолетних считают причины, основанные на стремлении подростков к подражанию (кино- и телегероям, звёздам, музыкантам), и лишь не многие родители считают, что их собственный пример может побудить подростка начать курить. При этом большая часть родителей приписывает подросткам желание походить на «чужих» взрослых, а не на своих собственных родителей [36].

Свое влияние на подростковое курение, родители несовершеннолетних оценивают весьма скромно – в качестве примера для подражания, когда родители курят сами и в качестве причины, вызывающих у подростка желание сделать «назло»[107]. Менее половины родителей считают, что их собственный пример является важной причиной курения ребёнка. При этом среди некурящих таких 49%, а среди курящих - 44%. Женщины оценивают роль родителей в формировании поведения подростка в отношении курения выше, чем мужчины, которые склонны считать этот фактор второстепенным [12].

Взгляды родителей - курильщиков и некурящих родителей на причины курения среди подростков схожи. И те, и другие придают основное значение влиянию друзей и сверстников и желанию следовать моде[24].

Для детей выше всего пример не просто взрослых людей, а близких и уважаемых ими лиц. Поэтому для них очень важно, курят родители или нет, и, как правило, в семьях, где курит хотя бы один из родителей, чаще встречаются курящие дети, которых очень трудно убедить в отрицательном влиянии курения. Хотя курение сверстников влияет на курение подростков, Proescholdbell R.J.(2000) считает, что влияние родителей недооценивается [25].

В настоящее время в профилактических программах по предотвращению курения среди подростков большое внимание уделяется влиянию сверстников, а влияние родителей часто игнорируется [18]. Как отмечает De Vries (2003), вклад друзей может быть преувеличен, а родителей преуменьшен [19]. Многие авторы отмечают, что как правило, курящие родители имеют курящих детей. Green D.E. (1980), отмечает, что дети, у которых курят отец и мать, начинают курить более чем в два раза чаще, чем дети некурящих. Кроме того дети склонны подражать в курении старшим братьям и сестрам. Автор подчёркивает: если в семье курят старшие дети, то вероятность приобщения к этой привычке старших возрастает в 4 раза, по сравнению с некурящими семьями. [16]

Исследования, проведенные в нашей стране, подтверждают, что число курящих родственников в семье достоверно связано с курением школьников. Так, в семьях, где нет курящих, пробовали закурить 50% мальчиков и 18% девочек, а в семьях, где курят три и более родственников- 85% и 37% соответственно.[5]

Арбузова Е.А., Хайретдинова Т.Б., Казак А.Е. (2005) в своей работе показали, что семья, семейные отношения оказывают значительное влияние на распространенность курения среди детей. Фактором риска возникновения курения у подростков является низкий уровень образования родителей, конфликты в семье[17]. Проведя исследования в семи европейских странах Griebach D., (2003) нашел, что вероятность курения удваивается, если курит один из родителей[12,26]. Kodl M.M.(2004) отметил, что дети один из родителей которых курил, имели большую вероятность того, что в будущем будут курить, и вероятность более чем в 2,5 раза, что будут регулярными курильщиками[15].

Высоко достоверная связь между подростковым и родительским курением выявлена в ряде одномоментных исследований[16,15]. Горанская С.В. (1999) считает, что на первом месте для подростка имеет значение курения родителей, на втором - курение друзей, на третьем – мнение, что курение успокаивает, снижает вес, а также доступность цен, а на четвертом добавляется фактор привыкания[30].

Во всех странах показано большее влияние матери, нежили отца [182,154,185]. De Vries (2003) при обследовании в 6 странах нашел, что курение матери больше влияние как на курение мальчиков, так и девочек, больше чем отца. Подражание взрослым и одобрение сверстников способствует приобщению подростков к курению. Кроме того, некоторые подростки начинают курить из-за давления сверстников, несмотря на то, что их семьи являются противниками табакокурения.

Суммируя 27 перспективных исследований Conrad K., Flay B. и Hill J. (1999) [11] выявили, что в 15 исследованиях, где курение включалось, как показатель, курение родителей предсказывало закуривание подростков лишь в 7 исследованиях как высоко предсказуемое, в двух исследованиях только для девочек, и 6 – имело мало предсказуемую ценность. [11].

Отмечается, что подростки практически не употребляют табака, если у них авторитарные родители и некурящие друзья [87,129]. Исследование, проведенное Proischoldbell R. (2000) показало, что школьники средних и старших классов, с ограничением курения дома – имели меньшую вероятность начать курить. Школьники средних классов, которым разрешалось курить дома в 1, 32 раза имели большую вероятность начать курить. Полученные данные показывают, что даже небольшие ограничения курения влияют на закуривание подростка. Но необходимо отметить, что ограничения работают, только если ребёнок не пробовал закурить. [25]

Подростки из полных семей имеют меньший риск курения, чем в неполных семьях [19,12,25]. Как отмечает Greisbach D.(2003) подростки, живущие в приемной семье, имеют больший риск стать зависимыми от курения, чем живущие хотя бы с одним членом семьи. Большой размер семьи также даёт больший риск курения [162]. В то же время, сказано, что нужно с осторожностью интерпретировать связь курения со структурой семьи.[10].

Исследования Ennet S.T. (2003) [12]показали, что моделирование подростками курительного поведения и употребления алкоголя родителями было более связано, чем влияние этого же поведения на подростка при обсуждении этих привычек.

Ряд исследователей главным фактором, влияющим на раннее начало курения, считается не семья, а влияние курящих сверстников. Так, например, M.Murray, A.Swan, M.Johnson (1983) отмечают, что в качестве факторов, предрасполагающих подростков к курению, можно выделить раннюю вовлеченность в социальную активность, а также не столько курение членов семьи, сколько курение друзей подростка [28]. Under J. (2002), исследуя факторы, влияющие не распространение курения среди подростков, отметил, что наиболее значимым фактором является курение лучших друзей. Подростки, общающиеся с курильщиками, более склонны к курению, т.к. считают, что курение принято и распространенно в большей степени, чем на самом деле[27].

Важность влияния сверстников отмечалась и в исследовании Biglan A. (1983). По их данным, большинство подростков выкурили свою первую сигарету под влиянием других людей (70%), причем 58% из них- под влиянием друзей, 73% всех опрошенных подростков были свидетелями того, как другие подростки закурили в их компании [9]. Как отмечает Santi S.(1991), если лучший друг пытался курить, то это соотносилось с курением в младшей школе, а если больше 5 близких друзей пытались закурить это соотносилось со старшей.[29]. De Vries и другие исследователи, применив регрессивный анализ показали, что подростковое курение наиболее тесно связанно с курением товарища или лучшего друга, и этим объясняется 38% случаев [19, 24]. Согласно De Vries и Fitnzhugh R. (1999) показали, что и выбор курящей компании и давление сверстников может играть большую роль в закуривании [21].

Однако Engels R.C., Knibbe R., Drop M., Haan Y. (1997) обнаружили, что влияние курящих родителей на детей больше, чем друзей. А влияние друзей обнаружено лишь при одномоментном исследовании и прогнозировании курения подростка в будущем (в данном случае через 5 лет).[11]

Одномоментные исследования подтверждают гипотезу, что поведение подростков в отношении курения более тесно связано с курением друзей, и умеренно связанно с курением родителей. Но перспективные исследования показывают наименьшее влияние друзей на курительное поведение подростка через год. Влияние друзей в данном исследовании сравнимо с влиянием родителей.[19]

Cohen D., Richardson J., и LaBree L.(1994), De Vries H.(1999) отмечают, что вопрос о роли сверстников в курении спорный, т.к. подросток начиная курить выбирает себе курящих сверстников. [19,17,11]. Не ясно, влияние ли сверстников ведёт к курению, или лица, которые курят, ищут тех, кто курит. Как показывает Hohm E., Laucht M., Schmidt M.H. (2005) в своих исследованиях, подростки с низким уровнем самооценки и имеющие большое количество курящих сверстников, имели больший риск закурить в ближайшем будущем, при этом курени родителей не значительно влияло на курение подростков [12].

Вследствие возрастно-психологических особенностей существенную роль в приобщении подростка к курению играет давление группы сверстников или более старших подростков, которые уже курят и считают это своеобразной групповой нормой. В результате подросток вынужден принять эту норму, если хочет войти в группу. Поскольку в подростковом возрасте потребность в одобрении поведения со стороны сверстников является базисной возрастно-психологической потребностью, курение может являться той минимальной жертвой, на которую подросток готов пойти ради того, чтобы войти в компанию. Желание казаться взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании заставляет подростка выносить неприятные ощущения, связанные с курением, особенно в начале периода приобщения[20].

Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить своё сходство с другими людьми и свои отличия от них. Общение, прежде всего со сверстниками, помогает становлению адекватного представления о себе.[13]. Подростки чаще, чем взрослые, чувствуют неуверенность в себе, испытывают чувство одиночества. Быть одиноким – значит чувствовать, что у тебя нет друзей, ты исключен из группы, что тебя не любят окружающие, что тебе не с кем поделиться своими личными интересами или что ты – чужой среди своих [15].

Большая группа исследователей считает, что давление сверстников является наиболее важной причиной курения детей и подростков [8]. На основе этих исследований были созданы социально – ориентированные программы. Однако многие авторы критикуют этот подход, т.к. считают, что социальные программы недостаточны и возможности их преувеличены [9, 12].

Связь курения и невротического поведения является традиционным подходом в изучении психологической подоплеки курения[2], что также можно считать условием приобщения подростка к курению. В организме любое возбуждение, не находящее разрядки, проявляется в невротических реакциях, тревоге и даже страхе. Это и является почвой курения, тем, что не позволяет человеку расстаться с сигаретой – «палочкой выручалочкой» на все случаи жизни. Тревога предупреждает человека о надвигающейся угрозе, ее надо встретить или избежать [8].

Согласно Challier B., Chau N., Predine R., Choquet M., (2000) если такие личностные особенности, как легкая возбудимость, агрессивность, беспокойство, неуклюжесть, тревожность – относятся к факторам риска, то такие черты как серьезность, доброжелательность, спокойствие организованность, играют защитную роль в отношении начала курения.[14].

Jonson E., Gilbert D. (1991) изучали влияние таких личностных факторов как гнев, тревожность, которые могут разделить курильщиков и некурящих [178]. Forgays D. (1993) – в своей работе указал, что если гнев и тревожность заметно ассоциировались с курительным статусом, то религиозность играла протективную роль в приобщении подростка к курению. [13, 17].

Айзенковский «психотизм» в работах Canals J. (1997) был тесно связан с курением.[12]. Используя опросник «персонального поведения», Pederson L. (1997) выявил, что постоянные курильщики имели более высокие по сравнению с некурящими и бывшими курильщиками показатели нейротизма и экстраверсии, и более низкие по шкале лжи [18]. Курение, в более молодом возрасте, позитивно коррелировало с уровнем экстраверсии и активности (бодрость, веселость), в то время как длительное курение уже не было связанно с экстраверсией [26]. В ряде исследований низкая самооценка[14], депрессия [14, 12, 25, 26] и тревожности строго коррелировало с курительным поведением.

Но Munafo R. (2007), применив технику мета-анализа в попытке выяснить силу и направление ассоциации между статусом курения и личностными особенностями, показал большое несовпадение результатов [26]. Так, из 25 исследований, в 22 сообщается данные о связи статуса курения и экстраверсии, и в 22 исследованиях о статусе курения и нейротизме. Мета – анализ показал значительную разницу между курящими и некурящими таких черт, как экстраверсия и нейротизм. Эти данные говорят о том, что увеличение показателей экстраверсии и нейротизма ассоциируется с большей вероятностью стать курильщиком, чем некурящим, но вклад этих характеристик был не самый большой [206].

Аносова Ю., (2005) в своей работе показала, что если постоянное употребления табака юношами в возрасте 16-25 лет преимущественно служило средством независимости от каких-либо ограничений, «проявлением негативного отношения в условиях императивного авторитарного давления», то курящие девочки чаще рассматривали табак в качестве средства снятия эмоционально напряжения, получение психологического и физического комфорта, избавление от чувства неуверенности.[15]

Согласно некоторым исследованиям, если такие факторы как самодостаточность, успеваемость, социализация играют защитную роль в решении подростка закурить, то сверстники – отрицательную.[13, 17, 24]. Одновременно связь самооценки подростка со стереотипом курительного поведения коррелировало с социальностью, интеллектом и хладнокровием и также оказывала влияние на начало курения[8].

Так, многим детям свойственен низкий уровень уверенности в себе [9], в то время как твердость в принятии решения и самодостаточность представляют большую вероятность, что подростов не будет курить [30,15]. Противоречие между самооценкой и оценкой личности подростка окружающими может привести подростка к поиску групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении [8].

Ряд данных указывает на то, что табакокурение подростков связано со стрессогенными условиями жизни. Со слов авторов общепринято, что повышенный уровень стресса и неадекватная самооценка являются важными условиями приобщения подростков к курению. Но эта информация, как правило, не используется в профилактических программах, проводимых с подростками[15,18]. Мнение, что курение снижает стресс и способствует ощущению удовольствия, коррелирует с прогрессированием регулярного курения [29]. Наиболее часто в исследованиях, посвященных подростковому курению упоминается, как основные причины – уменьшение стресса и релаксация [20], другие же исследования упоминали о большом количестве различных событий в жизни подростка за последний год [25]. Stein J. (1996), указывает на то, что те, кто курит постоянно – курили для снятия напряжения [26]. Byrne D., Mazanov J. (2003) проводили 12 месячное проспективное исследование для оценки связи стресса с последующим закуриванием. Обследованы австралийские школьники средней школы. Оказалось, что стресс слабо соотносится с началом курения у мальчиков и объясняется другими факторами, хотя у девочек связь была достоверно выявлена [11].

Знания о релаксационном эффекте табакокурения широко известны как взрослым, так и подросткам. Никотин считается эффективным и доступным средством борьбы со стрессом, которое помогает курильщику обрести контроль над собой, успокоиться. Никотин и другие составляющие табака своеобразно воздействуют на нервные клетки мозга и его кровоснабжение, что приводит к ложному ощущению притока новых сил, чувству приподнятости настроения и успокоению. Появляется желание закурить снова. Никотин, со временем, вызывает не менее сильную зависимость, чем героин и другие наркотики [46]. Многократно показано, что стресс, измеренный разными путями, ассоциируется с началом курения и с его поддержкой [11, 11, 28]. Но связь курения со стрессом не является неожиданной, т.к. никотин имеет прямое фармакологическое воздействие, уменьшающее стресс [6, 12, 11, 15, 24]. По мнению Mates D. (1992), курение можно считать средством от стресса [195]. Wills T., Shiffman S. (1985) отмечают, что курение способствует преодолению стресса [3].

Jervelaid M. (2004) в своих исследованиях показал, что курение подростков являлось показателем риска депрессии, дистресса и поведения, способствующего ухудшению здоровья [15]. Тревожность индивидуумов также является предрасполагающим фактором для начала курения и обусловлено такими показателями, как давление сверстников, облегчение социальных контактов и успокаивающим эффектом курения [15]. Согласно с Аносовой Ю.В. (2005), у более 50% обследованных подростков, курение в группе сверстников удовлетворяло их потребность в успокоении и отдыхе, снижало уровень тревожности.[15]

Patton G., Carlin J. говорят о том, что подростки, имеющие симптомы тревожности или депрессии, были более склонны к началу курения, чем не имеющие этих симптомов [19], и что подростки с социальными страхами имели более высокий риск приобретения никотиновой зависимости.[34]

Существует два типа гипотез, объясняющих эту ассоциацию (между курением сигарет и тревожностью):

  1. Подростки с повышенной тревожностью имеют более высокий риск начала курения [1, 19, 34]

  2. Курение сигарет вносит вклад в развитие тревожности, увеличивая её [02, 34]

Пытаясь разобраться с вопросом о первичности и вторичности курения и тревожности, Breslau N., Klein D. (1999) было обследовано 668 молодых людей (из них 51% женщин) в возрасте от 14-16 лет и 22 лет (США). Было найдено, что тяжелое курение (более 20 сигарет в день) ассоциировалось с агрофобией, увеличением тревожности, и с состоянием страха. Но при этом симптомы тревожности у подростков серьёзно не ассоциировались с увеличением тревожности у взрослых [2].

В поддержку второй гипотезы клинические испытания показывают, что курение сигарет предшествует началу паники среди больных с паническими нарушениями [22].

Многие исследования указывают на невозможность установить, что первично - курение или тревожность.[12, 14, 19]. Можно отметить, что эмоциональная сфера подростка подвержена значительным колебаниям и испытывает напряжение, связанное с физиологическими и психологическими процессами. Тревога и агрессия - те чувства, в которых, прежде всего, выражается напряжение эмоциональной сферы [11].

В последнее время, как в отечественной, так и в зарубежной литературе стала активно обсуждаться проблема агрессивного поведения детей подросткового возраста [20, 34, 6,]. Агрессивность считается одной из основных личностных характеристик, провоцирующих курение в раннем возрасте [17].

Определений и подходов к изучению агрессии достаточно много. В современной психологии принято считать, что агрессия – это, прежде всего некая форма поведения человека [27]. Алан Ф. (1964) описывает агрессию как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Другие исследователи понимают под агрессией высокую активность и стремление к самоутверждению. Старейшая из теорий рассматривает агрессивность, как врожденное. Теории биологического подхода исходят из понимания того, что источником агрессии являются бессознательные врожденные инстинкты, а деструктивное начало всегда будет сопровождать человека на пути его развития [27].

Позднее представители фрустрационного подхода опровергли трактовку агрессии как инстинктивной биологической потребности, и стали объяснять ее совсем по-другому – как результат ситуационного возбуждения. Согласно Розенцвейгу агрессия – это не изначальное свойство поведения, а реакция, возникающая при специфических условиях, причем проявляющаяся по-разному, в зависимости от многих факторов [9]. Роль «социального научения» в понимании агрессии показал в своих исследованиях А.Бандура [6]. Но поведенческий подход не исключает наличие биологических и мотивационных компонентов агрессии. Акцент делается на факторах социального научения человека вполне определенным образом – шаблонам агрессивного поведения. «Для того, чтобы быть агрессивным, субъект всегда должен иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания» [20]. Согласно теории социального научения агрессия представляет собой специфическую приобретенную модель поведения, в ходе социальных контактов. В рамках данной теории агрессия изучается с точки зрения социальных поведенческих проявлений [19].

Как отмечает Семенюк Л.М. (2003), агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями [6]. Возникновение и развитие агрессивности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая общественная среда, малая группа[9].

Значительный вклад в разработку данного направления внес Рубенштейн С.Л.(1946). Понимание агрессии обогатилось учетом тех внутренних, особенно психологических компонентов, которые располагаются за внешне наблюдаемой предметной деятельностью – в частности, лежат в особенностях эмоциональной и мотивационных сфер субъекта.[6]

Huesman L.R.,(1998), Olweus D.(1997), Brook J., Whiteman M., Czeisler L.(1997) в своих исследованиях сообщают о значительных связях личностных особенностей в детстве (агрессивность против сверстников, грубость, бестактность, низкие достижения в учебе, отклоняющееся поведение), а также таких особенностей подросткового возраста, как низкий самоконтроль, импульсивность, межперсональная агрессия, трудности в общении, низкая школьная успеваемость, асоциальное поведение, склонность к рискованному поведению, с курительным поведением в подростковом возрасте. А такие особенности, как повышенная возбудимость, тревожность, аффективная взрывчатость, свойственные подростковому возрасту, ещё больше способствуют агрессивным формам поведения.[13, 14, 23].

Многие рискованные и асоциальные формы поведения осваиваются именно в подростковом возрасте, хотя их причины могли объективно влиять на ребёнка и раньше. Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. [13]. Среди факторов, влияющих на агрессивное поведение, обычно выделяют особенности семейного воспитания [15,9],модели агрессивного поведения на телеэкране [5,14] или со стороны сверстников[9,18].

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности [5, 14, 23]. Современный подросток испытывает двойной груз адаптационных проблем. С одной стороны, он переживает «свои» возрастные трудности социализации, с другой стороны, они умножаются общей кризисностью социального развития[8]. Показано, что агрессия является одним из частых способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивные дети более склонны к риску, меньше ориентируются на авторитет. Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более затаённым, имея форму скрытого недоброжелательности и озлобленности.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. [8]. Следует отметить также, что, не зависимо от возраста, у мальчиков формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек. Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом (эмоциональные лидеры) 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего [40].

Установлено, что у подростков 12-17 лет из общей популяции наиболее часто (40%-50% случаев) встречались следующие формы гетероагрессии: смешанная эпизодическая, физическая, вандализм, агрессивные увлечения. Около 30% школьников обнаруживали негрубые формы вербальной агрессии и агрессивное фантазирование. Примерно 13%-17% подростков имели симптомы расстройств поведения агрессивного типа[5].

Вербальная агрессия – широко распространенное явление среди учащихся средней общеобразовательной школы. Одной из основных причин является низкая речевая культура. В исследовании Семенюк Л.М. (1996) показано, что если у 10-11 летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. [8].

Исследования, проведенные Ольшанской Е.В. (2000), показали, что среди российских подростков реально выявляют 2 варианта агрессивного поведения, «деструктивная» и «конструктивная» агрессии, за которыми стоит разное развитие эмоционально-мотивационного ядра личности. Группа исследователей под руководством Dodge К.(1983) [18], обнаружила, что природную агрессию индивидуума усиливает группа. Значительный опыт агрессивного поведения подростки приобретают в общении со сверстниками. В компании происходит взаимное усиление агрессивности её членов.

Таким образом, выявлено, что возникновение что возникновение табачной зависимости обусловливается не столько особенностями личности, сколько негативным влиянием микросреды, но при этом роль личностного фактора в продолжении курения несомненна: в одинаковой микросреде одни подростки курят, а другие - нет. Поэтому необходимо исследование структуры личности. Определенный склад личности, согласно проведенным исследованиям, может выступать как один из важнейших факторов, провоцирующий тягу к курению.

Выводы по первой главе

Анализ исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, показывают, что за последние годы увеличилось число курящих подростков. Недостаточная изученность влияния личностных и поведенческих особенностей на решение подростка закурить и не согласующиеся данные литературы по этому вопросу определяют противоречие суждений относительно связей – личностных и поведенческих особенностей с курением подростка. Между тем важно не только установить, играют ли типологические особенности подростка важную роль в начале курения , но и выявить таковые, отличающие курящего подростка от некурящего.

Каждый из рассмотренных в этой главе факторов однозначно не определяет склонности к курению, и только определенное их сочетание дает возможность предсказать высокую вероятность закуривания. В основе этого лежат своеобразные процессы интеграции, смыслового и динамического усиления, кумуляции факторов на уровне эмоционально-интегрированного состояния, приводящие к выбору такого решения проблем и «выхода » из нежелательного состояния.