logo search
Лекция по КСО № 3

Что получают компании?

Корпоративное волонтерство может осуществляться в самых разных формах. Это может быть и организация сбора пожертвований на рабочем месте, и личная профессиональная волонтерская деятельность (допустим, сотрудники юридической фирмы предоставляют бесплатные юридические услуги; одной из самых популярных форм остается помощь «лицом к лицу», например, работа с конкретными группами получателей помощи - школьниками или несовершеннолетними правонарушителями в качестве наставника, общественного защитника или тьютора). Общественная деятельность сотрудников может быть и непосредственно связана с работой (скажем, в качестве гида для группы школьников, знакомящихся с деятельностью компании).

Волонтерские программы помогают в достижении внутренних и внешних стратегических целей корпорации, таких как создание хорошей репутации компании; улучшение связей с местным обществом, органами власти, поставщиками; маркетинговые цели в местном сообществе; расширение сферы услуг компании или клиентуры. При грамотной организации волонтерских программ можно преодолеть управленческий кризис, сплотить команду, уменьшить отток кадров. Кроме того, волонтерские программы очень полезны для сотрудников и вполне могут заменить некоторые корпоративные тренинги. Работая волонтерами, сотрудники получают управленческий опыт, устанавливают новые деловые контакты, знакомятся с общественными лидерами. Улучшаются и их коммуникативные навыки, что особенно важно для компаний, которые непосредственно работают с покупателями.

Преодоление управленческого кризиса. Когда компания сталкивается с проблемами управления, трансформации и слияния, программы корпоративного волонтерства становятся предметом гордости сотрудников и предупреждают кадровый отток. Ф. Дж. (Бак) Роджерс, который десять лет занимал пост вице-президента IBM по маркетингу, в своей книге «Путь успеха: как работает корпорация IBM» пишет, что когда к концу 80-х годов IBM напрямую связала свою филантропию и волонтерство с политикой в области человеческих ресурсов, управленческий кризис был преодолен. В 1989 году IBM в галерее в Нью-Йорке при участии сотрудников корпорации организовала выставку «50 лет коллекционирования: искусство в IBM», на которой была представлена обширная коллекция произведений, собранных в тех странах мира, где IBM осуществляет свою деятельность. Был выработан ряд моральных принципов, благодаря которым сотрудники почувствовали себя командой, и результат не замедлил сказаться - последствия спада начала 90-х компания миновала успешно.

Расширение целевой аудитории. Сотрудники Hewlett-Packard в рамках волонтерской программы создали учебную программу, объединяющую работников и учеников 5-12 классов. Общение между ними осуществляется с помощью электронной почты. Так компания расширяет аудиторию потенциальных покупателей своей продукции: закончив школу, выпускники, привыкшие пользоваться услугами и продукцией компании, будут отдавать ей предпочтение и в дальнейшем. Деятельность страховой компании Allstate Insurance Nationwide сосредоточена вокруг проблем города. Эта компания работает над проектом восстановления окраин, сотрудничает с советом малообеспеченных домовладельцев и предоставляет помощь в случае стихийного бедствия малоимущим. Таким образом, несмотря на то, что обслуживание малоимущих производится со скидками, страховая компания получила корпоративного клиента - совет малообеспеченных домовладельцев.

Продвижение на мировые рынки. Honeywell, Inc. (производитель систем отопления) использовала волонтерскую программу для продвижения на мировые рынки. В сотрудничестве с Hаbitаt for Humanity компания привлекла 4000 волонтеров среди своих работников и пенсионеров для строительства жилых зданий, которые были оснащены системами отопления во всем мире. Программа имела долгосрочный эффект.

Американской корпорации Home Depot, поставщику строительных материалов в ходе реализации программ строительства жилья для малообеспеченных лиц, проводимой совместно с Habitat for Humanity, удалось выйти на канадские рынки сбыта. Программа проходила в 60 городах США и Канады.

Улучшение качества жизни волонтеров. Стартовавшая в Украине в октябре 2001 года международная корпоративная программа «Avon против рака молочной железы» проводится в 50 странах мира, на волонтерских условиях в ней участвуют офисные сотрудники и представители «Эйвон». Девиз программы - «Время действовать вместе ради жизни», а символ - розовая лента. Для сбора средств волонтеры продают специальные ручки и броши «Розовая лента», средства от продажи которых идут на приобретение маммографов. С сентября прошлого года сбор средств в Украине поддержали 70 тысяч человек, а в целом с 1992 года по всему миру представителями «Эйвон» было собрано более $250 млн. Благотворительные программы компании по сбору средств весьма разнообразны: достаточно назвать марафон для женщин Avon Running, «Однодневный поход ради жизни», аукцион маленьких черных платьев звезд Голливуда и мировой эстрады от известных кутюрье; электронный аукцион на сайте e-Bay; благотворительный концерт Натали Коул в Нью-Йорке и концерт классической музыки «Объединимся в надежде» в Варшаве.

Кроме того, ведется просветительская работа, в ходе которой женщины могут узнать о комплексе ранней диагностики рака молочной железы. В Украине распространено более 2 миллионов бесплатных образовательных буклетов, организована бесплатная горячая линия «Avon против рака молочной железы», в рамках которой на звонки женщин отвечают опытные украинские врачи-онкологи. В ходе просветительской работы многие женщины, которые составляют основную группу риска в возрасте 40-45 и 60-65 лет узнали о разных методиках самодиагностики. Важно отметить, что если женщины первой возрастной группы - потенциальные потребители продукции компании, то вторая группа в основной своей массе не является покупательницами продукции. Таким образом, используется возможность расширения потенциальной целевой группы.

Благотворительные акции послужили поводом для налаживания контактов с другими организациями. Во время акции компания сотрудничает с благотворительным фондом «Здоровье женщины и планирование семьи», а информационными партнерами стали Украинский образовательный центр реформ и журнал «Единственная».

По словам менеджера по связям с общественностью «Эйвон Косметикс Юкрейн» Алины Севастюк, благотворительные программы компании были полезны и для самих сотрудников и представителей «Эйвон». Занимаясь просветительской работой среди женщин, представители компании - женщины - сами стали тщательнее следить за своим здоровьем, чаще бывать у врача, проводить самодиагностику. Заботясь о других, женщины-волонтеры тем самым меняют качество и культуру собственной жизни.

В октябре прошлого года компания «Эйвон Продактс, Инк.» получила награду Spirit of Humanitarian Service Award, которую всемирно известная организация FranklinCovey вручает за особые достижения компании в жизни людей и общества. Это награда за улучшение качества жизни людей, преданность своим сотрудникам и клиентам, помощь нуждающимся, активное участие в жизни общества. В декабре 2002 года благотворительная организация по правам человека Social Accountability International (SAI) в рамках церемонии награждения Corporate Conscience Awards вручила компании «Эйвон Продактс, Инк.» сертификат SA8000 Global Leadership за «яркий образец корпоративной и социальной ответственности».

Контакты с местными администрациями. Компания «МакДональдс Юкрейн Лтд.», по словам ее руководства, старается быть «активным членом местного сообщества». Персонал компании следит за чистотой не только в ресторанах сети «МакДональдс», но и за санитарным состоянием и благоустройством прилегающих территорий. Это корпоративный стандарт, преподносимый обществу как проявление «социально ответственной позиции компании». В каждом ресторане есть так называемый «патруль чистоты», кроме того, регулярно выделяются средства на реконструкцию прилегающих территорий. Неудивительно, что у «МакДональдс», как правило, везде складываются «уважительные» и едва ли не партнерские отношения с территориальными властями. Интересно, что согласно данным, недавно обнародованным Главным управлением внешнеэкономических связей и инвестиций Киевской госадминистрации, компания «МакДональдс Юкрейн Лтд.» была признана крупнейшим иностранным инвестором в муниципальную реконструкцию.

Адаптация новых сотрудников. Кроме того, в списке благотворительных акций «МакДональдс Юкрейн Лтд.» - поддержка культурно-художественных, социальных и медицинских программ, сотрудничество с детсадами, школами, детскими творческими коллективами. Руководство компании считает, что новые сотрудники, которые поступают на работу в компанию, принимая участие в волонтерских программах, адаптируются намного быстрее, и вскоре чувствуют себя частью корпорации.

Повышение корпоративной морали. Кадровый поиск. Свой посильный вклад в борьбу с острыми социальными проблемами вносит РА Adell Saatchi&Saatchi: три года подряд проводится конкурс «Новые имена в рекламе» среди молодых людей в возрасте до 27 лет. Первый конкурс был посвящен помощи дому ребенка «Березка». Второй проект - конкурс молодых дизайнеров «Талант против наркотиков». В 2002 году прошел уже ставший традиционным конкурс среди молодых художников, дизайнеров и копирайтеров под названием «СПИД против ТЕБЯ!». Он проводился в течение двух месяцев, в режиме, максимально приближенном к агентской реальности, - реальное задание (бриф на разработку идеи), сжатые сроки, строгое жюри. Победившие работы используются в реальных проектах. Например, работами призеров конкурса «Талант против наркотиков», проходившего в 2001 году, оформлено помещение общественного круглого стола по вопросам борьбы с наркоманией, а галерея работ конкурса «СПИД против ТЕБЯ!» экспонируется в арт-клубе «44».

По словам директора по развитию бизнеса и стратегического планирования РА Adell Saatchi&Saatchi Александра Комарова, конкурс, в котором приняли участие более 150 молодых людей из Украины и России, не только привлекает внимание к социальной проблеме, но и способствует развитию украинского рынка социальной рекламы, дает возможность проявится молодым и талантливым участникам, а также, безусловно, влияет на внутреннюю атмосферу в агентстве: коллектив стал сплоченнее, а сотрудники почувствовали гордость за свою компанию, которая берется за решение таких важных социальных проблем. Кроме того, такого рода конкурсы могут являться еще одной альтернативой кадрового поиска.

Развитие лидерских навыков работников. Представители американских компаний General Mills (производитель пищевых продуктов) и FedEx (мировая частная система доставки почты) считают, что волонтерские программы усилили лидерские навыки работников, их организованность и способность к сотрудничеству, улучшили процесс принятия решений. По мнению специалистов Intel Corporation (компьютерные технологии), работники-волонтеры более опытны в общении, организации времени, заключении соглашений, планировании бюджета и распределении затрат. Исследования, проведенные компанией, обнаружили повышение мотивации и сознательного отношения к работе.