logo search
дипломой Цыбен-Еши Гомбоев

Глава 2. Анализ политических ориентаций студенческой молодежи улан-удэ……………………………………………………..23

2.1. Основные виды политических ориентаций студенческой молодежи… 23

2.2. Типы политических ориентаций студенческой молодежи ………..33

Заключение……………………………………………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ.

Социальное становление молодежи современной России идет в сложных условиях. Произошла переоценка системы ценностей, ушел в прошлое диктат марксистско-ленинской государственной идеологии, а вместе с ним и система коммунистического воспитания подрастающего поколения.

В наши дни формирование социально-политического сознания молодежи совершается во многом стихийно, влияние факторов этого процесса все еще не вполне изучено. Все эти тенденции отражают нарастающее социальное расслоение социума и связанную с этим её социально-политическую нестабильность в стране. Молодежь, как наиболее динамичная часть населения, выступает своего рода социальным барометром и часто отражает степень конфликтогенности общества.

Политические ориентации российской молодежи, как, впрочем, и всего социума долгое время развивались в условиях известной стабильности общества и государства. И эта стабильность вселяла в её сознание твердую уверенность в завтрашнем дне, веру в незыблемость гарантий со стороны государства в наиболее важных сферах жизни и деятельности. В результате практически вне области изучения оказалась проблема отрицательных явлений и тенденций в области массовых настроений, всплеск которых во многом предопределил как распад СССР, так и нарастающую нестабильность современной системы ценностей. Современный этап развития нашей страны вызывает насущную потребность в более широком и углубленном анализе состояния молодежной ментальности.

Интересы человека и общества все настойчивее требуют развернутого комплексного изучения социально-политических ценностей в становлении и развитии умонастроений молодежи как важнейшего элемента общественной жизни. При этом задача, в частности, состоит в том, чтобы выделить наиболее значимые этапы и сформулировать закономерности и особенности отражения политических, экономических и культурных процессов в юношеском сознании, проследить динамику становления и развития социально-политического менталитета взрослеющей личности как продукта и субъекта общественных отношений.

Научная разработанность. Теоретическую основу исследования составляют работы по исследованию социально-политических проблем современности и проблематике молодежи.

Социально-политические процессы находятся под пристальным вниманием социологов, политологов, философов. Исследованием политических ориентаций вообще и политических ориентаций различных социальных групп занимались на протяжение развития всей политической науки. Роль политических ориентаций, их содержание трактуется у различных исследователей по-разному. Так, Г. Алмонд трактует политическую ориентацию как главную составляющую политической культуры.1 Психологические свойства политических ориентаций были впервые рассмотрены в трудах Т. Адорно и Г. Айзенка.

В последние годы в журнале «Социс» регулярно публикуются проблемно-аналитические статьи когнитивного анализа различных аспектов политических ориентаций2. Теоретико-методологические аспекты изучения политических ориентаций описаны в статье Д.П. Гавра, Н.В. Соколова «Исследования политических ориентаций».

Изучению студенческой молодёжи, особенностей ее социально-политического положения посвящено большое количество исследований. Основоположниками комплексного теоретического осмысления молодежной проблематики выступили такие ученые, как Л. С. Выготский, К. Манхейм. Существенное приращение теорий молодежи произошло в 1960–1970-е годы, когда высокая социальная активность определенных молодежных групп («студенческий бунт», движение «новых левых», субкультурные феномены в молодежной среде Запада и т. д.) была осмыслена в теоретической форме Т. Роззаком, Ш. Эйзенштадтом и рядом других исследователей.

Большой вклад в осмысление проблем молодежи как целостной социальной группы в середине прошлого века внесли представители структурно-функционального подхода. Существенное влияние оказали работы Э.Дюркгейма, Т. Парсонса, П.А.Сорокина и др. Важную роль в создании теории межпоколенческого взаимодействия сыграли работы Э. Фромма. Большую роль в объединении усилий российских ученых, занимающихся молодежной проблематикой, сыграла подготовка государственных докладов о положении молодежи в Российской Федерации. В социологическом, политологическом, социально-философском, историческом аспектах рядом исследователей рассмотрены вопросы государственной молодежной политики преимущественно на общероссийском уровне (Г. В. Куприянова, В.А. Луков, О. А. Рожнов, Е.П. Тавокин, и др.).

Объект исследования: студенческая молодёжь Бурятского государственного университета.

Предмет исследования: политические ориентации студенческой молодёжи Бурятского государственного университета.

Цель исследования. Целью данного исследования является выявление особенностей политических ориентаций студенческой молодёжи БГУ.

Задачи:

  1. Изучить особенности научного изучения политических ориентаций студенческой молодёжи.

  2. Исследовать особенности студенчества как специфической социальной группы

  3. Описать систему политических ориентаций студентов БГУ, ее элементы и структуру

  4. Выявить основные факторы, воздействующие на формирование системы политических ориентаций студентов БГУ

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что на процесс формирования политических ориентаций студентов влияет ряд специфических факторов, таких как, направление обучения, факультет, пол, возраст.

Методы исследования:

Общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция

Специальные: анкетный опрос студентов БГУ. Генеральная совокупность представлена студентами Бурятского государственного университета очной формы обучения. Выборочная совокупность исследования 100 человек. При расчета выборочной совокупности исследования использована методика простого случайного отбора. Анализ научной литературы.