Азартные игры
Ответ на вопрос, почему люди играют в азартные игры, для большинства кажется очевидным: чтобы выиграть легкие деньги и для развлечения. Однако психоаналитики утверждают, что некоторые люди, наоборот, играют, чтобы проиграть.
Каждому, кто когда-либо играл в казино или на бирже знакомо чувство абсолютной уверенности в успехе, которое является отзвуком инфантильного всемогущества. В этом и состоит страсть игрока: он вводит себя в состояние иллюзорного знания, как будто он действительно видит номера, которые должны выпасть. За этой упорной - вопреки всякой вероятности - надеждой на успех скрывается стремление к проигрышу.
Разумеется, не все игроки - невротики. Миллионы людей регулярно посещают бега, участвуют в лотереях, проводят время за карточным столом или у игровых автоматов. Это позволяет им испытать волнующие чувства риска и азарта и ненадолго создает у них иллюзию, что они могут достичь в жизни чего-то большего, чем имеют.
Помимо психоаналитических, существуют другие теории, объясняющие поведение игроков их личностными особенностями:
игру как суррогат рискованных ситуаций, исчезнувших из повседневной жизни: люди, профессии которых связаны с очень высоким или очень малым риском, выбирают рискованные игры, те же, чья профессиональная деятельность сопряжена со средним риском, предпочитают не рисковать в игре;
рискованные игры предпочитают экстраверты и люди, которым не хватает внешней сенсорной стимуляции.
Предрасположенность человека к игре определяется следующими обстоятельствами:
Социальное научение: способы, которыми новички обучаются правилам и результатам игры.
Личность: индивидуальные различия могут влиять на определенные последствия игры.
Кризис и стресс: игра может использоваться как компенсационный механизм.
Досуг: игра может быть важным аспектом времяпрепровождения на отдыхе.
Социальное подкрепление: социальные контакты и обстановка, в которой проходит игра.
Потребность в физиологическом возбуждении: игра может служить стимулирующим средством, используемым человеком для регуляции нервного возбуждения.
Познание: игровой опыт может использоваться в целях изучения и понимания действительности.