Вопрос №14: Конфессиональный состав населения.
Конфе́ссия (лат. confessio — испове́дание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии.В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённой формы религии.
Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации. Православие
Подавляющее большинство верующих России придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.
Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 - 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России - Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией. В России сейчас имеются также православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 - Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1995 Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за границей, хотя на территории России по-прежнему есть и приходы, оставшиеся в юрисдикции Русской православной церкви за границей. Приходы Российской православной церкви имеются в Суздале, Москве, Санкт-Петербурге, Шахтах, Тюмени, Уссурийске и некоторых других городах России, ряде сельских населенных пунктов, приходы Русской православной церкви за границей - в Москве, Санкт-Петербурге, Ишиме и прочих местах. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские.
После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви - геннадиевская (или поздеевская), исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитрополита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Краснодаре, Кисловодске, Барнауле, Иркутске и в других местах России. По этнической принадлежности большинство из них русские.
Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп: "правильный путь ко спасению", Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, аноховцы, "ревнители церкви", "козловское подполье", николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской, Брянской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Нижегородской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, республиках Мордовия, Чувашия, Татарстан, Коми, Адыгея. Большинство истинно православных христиан по национальности русские.
Шесть православных приходов России, которые возглавил бывший ногинский священник Адриан (Старина), запрещенный Русской православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя принадлежащими к т.н. Русской православной церкви Киевского патриархата.
В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце 19 в. из Русской православной церкви секты иоаннитов.
В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 секты - Церкви Божией Матери преображающейся (т.н. Богородичного центра).
- Вопрос №1: Демография как наука. Объект и предмет демографии.
- Механизм реализации Концепции.
- Вопрос №3: Перепись населения как основной источник данных о населении.
- Вопрос №4: Основные принципы проведения переписей населения.
- Вопрос №5: История переписей населения в России.
- Вопрос №6: Выборочные и специальные демографические обследования.
- Вопрос №7: Текущий учёт демографический событий.
- Вопрос №8: Списки и регистры населения.
- Вопрос №9: Численность населения.
- Вопрос №10: Половая структура населения.
- Вопрос №11: Возрастная структура населения.
- Вопрос №12: Возрастно-половая пирамида.
- Возрастные структуры.
- Вопрос №13: Этнический состав населения.
- Вопрос №14: Конфессиональный состав населения.
- Вопрос №15: Экономический состав населения.
- Вопрос №16: Семейная структура населения.
- Вопрос №17: Семья как демографическая категория.
- Вопрос №18: Брачная структура населения.
- Вопрос №19: Брак как демографическая категория.
- Вопрос №20: Брачность. Общий коэффициент брачности.
- Вопрос №21: Развод и разводимость.
- Вопрос №22: Факторы разводимости.
- Вопрос №23: Рождаемость как демографическая категория.
- Вопрос №24: Рождаемость и плодовитость.
- Вопрос №25: Показатели рождаемости (общий, социальный, частные, половозрастные, коэффициенты рождаемости).
- Показатели уровня рождаемости.
- 5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости
- 5.5. Брачная и внебрачная рождаемость
- 5.6. Суммарный коэффициент рождаемости
- Вопрос №26: Репродуктивное поведение.
- Внешние стимулы репродуктивного поведения:
- Вопрос №27: Репродуктивные установки и репродуктивные мотивы.
- Репродуктивные мотивы
- Вопрос №28: Современные проблемы рождаемости.
- Вопрос №29: Смертность как демографическая категория.
- Вопрос №30: Уровень смертности по причинам.
- Вопрос №31: Показатели уровня смертности (общий и половозрастной коэффициент смертности).
- Вопрос №32: Современные проблемы смертности в России. Средняя продолжительность жизни.
- Средняя продолжительность жизни
- Вопрос №36: Понятие и проблемы урбанизации.
- Классификация демографических прогнозов:
- 1. По длине прогнозного горизонта.
- 2. По целям прогнозирования
- Аналитический прогноз
- Прогноз-предостережение
- Вопрос №39: Демографическая политика.
- Экономические меры, направленные на:
- Вопрос №40: Основные направления демографической политики в России на современном этапе.