Семья как социально-педагогический институт. Особенности работы социального педагога с семьей.
Семья представляет собой малую социальную группу, к которой применимы такие отличительные признаки, как состав, структура отношений, социально-психологический климат, собственные нормы и правила, особенности общения. Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом. По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности. Семья - это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, а конкретная семья - институализированной социальной группой, функция которой заключается в первичной социализации детей. Классическая формула - семья как социальный институт - определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт имеет:
Основные функции - регулирование рождаемости, социализация и защита детей.
Группы и организации - все родственники, группы, объединенные родственными связями.
Ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, любви, общении.
Роли - жена, муж, мать, отец, сын, ребенок и т.д.
Нормы - супружеская верность, обязанность воспитания детей, взаимопомощь, сотрудничество и т.д.
Проблема типологизации семьи достаточно давно рассматривается в различных исследованиях. Например, данная проблема нашла свое место и в этносоциологических исследованиях. О.А. Ганцкая в работе «Семья: общие понятия, принципы типологизации» приводит несколько примеров классификации семьи по одному или совокупности признаков: по составу и характеру супружеских союзов (стабильность, исключительность и т.п.) семьи разделяются на классы парных, моногамных, полигамических; по числу брачных союзов -- на классы простых, сложных форм и т.д. При этом каждая классификация «может служить единичным (частным) и общим целям». Исследователь предложила несколько схем классификации по различным структурообразующим признакам: численности, числу поколений и брачных пар, детности, характеру родства, национальному составу (5). В 1982 г. Ю.В. Бромлей и М.С. Кашуба классифицировали формы семьи следующим образом, разделив их на два основных типа: 1) простая (малая, нуклеарная, индивидуальная и т.д.) семья, состоящая из одной брачной пары (или одного из родителей) с неженатыми детьми или без детей; 2) сложная семья (семья расширенного типа, большая семья), состоящая из двух или более простых семей. Сложные семьи, в свою очередь, подразделялись на многолинейные, в которых родственники, связанные боковым родством, представлены несколькими брачными парами, и однолинейные, которые состояли из представителей нескольких поколений, находившихся в прямом родстве, но в каждом поколении имели не более одной брачной пары (3, с.19).
С точки зрения демографии, семьи классифицируются по трем основным параметрам: числу детей, полноте состава семьи, родственно-поколенной структуре.
1. размер семьи (число ее членов);
2. тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)
3. Нуклеарные семьи -- семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми
Сложная семья -- к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства (11, с.34).
Также классифицируют семьи по следующим признакам:
1. число детей в семье
2. малодетные семьи -- 1-2 ребенка (недостаточно для естественного прироста)
3. среднедетные семьи -- 3-4 ребенка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)
4. многодетные семьи -- 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)
Выделяется несколько типов семьи и ее организации.
1. В зависимости от форм брака:
· моногамная семья -- состоящая из двух партнёров
· полигамная семья -- один из супругов имеет несколько брачных партнеров
2. В зависимости от числа поколений в семье:
· сложные -- в них совместно проживает несколько поколений родственников
· простые -- однопоколенные семьи, прежде всего -- супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения. Также выделяются:
· Полная семья -- семья с обоими супругами; неполная -- если отсутствует один из супругов. Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.
· Эгалитарная семья -- семья, основанная на равенстве супругов
· Авторитарная семья -- базируется на экономическом, психологическом и другом господстве одного из партнёров.
Также критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений (7, с.32).
В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи.
Нуклеарная (ядерная) семья- это супруги и их дети. Если семья бездетна, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами. Нуклеарная семья -типичный вид семьи XX в., сменивший патриархальную семью, включающую несколько поколений близких и дальних родственников, объединенных общностью территориальной и экономических интересов.
Расширенная нуклеарная семья - нуклеарная семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия) родственниками.
Неполная семья - семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Типичный вариант неполной семьи -- это мать с ребенком (детьми). Характер функционирования неполной семьи в значительной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. Так, разведенный супруг по-прежнему сохраняет свою родительскую роль, роль «кормильца», и принимает участие в материальном обеспечении детей. Однако умерший отец окружен в семье ореолом уважения и любви, в то время как разведенный в большинстве случаев подвергается открытому или молчаливому осуждению, а его встречам с ребенком мать нередко чинит препятствия. Еще одним видом неполной семьи является «материнская семья», в состав которой входят мать и ребенок (дети), рожденные вне брака по сознательному намерению матери. Таким образом, наиболее типичный вариант неполной семьи -- это вариант семьи без отца.
Функционально неполная семья -- нуклеарная семья (полная по формальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом своих семейных ролей, могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное отсутствие. Люди определенных профессий, сопряженных с длительными командировками (геологи, военные моряки, машинисты, летчики, проводники), вахтовым методом труда (нефтяники, строители, полярники), нестандартным и «рваным» временным графиком и высоким уровнем эмоциональной напряженности труда (артисты, работники радио и телевидения, врачи «скорой помощи» и больниц, учителя), не всегда могут в полной мере реализовать себя в жизни семьи.
Смешанная семья - семья, в которой место одного (или обоих) супругов занимает другой член семьи. Примером может быть семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в разводе и каждый проживает отдельно, или семья, в которой тетя одна воспитывает племянника, и т.д.
В социально-педагогической деятельности уровень развития семьи - одна из отправных точек.
Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья - малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью». В Российской Федерации по данным переписи населения 2002г насчитывается около 38,28 тыс. семей. Семья в России. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые; когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены, вне семьи. Неуклонно усиливается нестабильность семейного образа жизни. Она выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов. Проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности - общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде малообеспеченности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России. Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие - жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи - можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития. Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья.
Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной - алкоголизм и бедность[21]. Семьи, в которых есть алкоголики, как правило, бедны - пьянство требует денег, работа отходит на второй план. Если она и приносит доход, он не покрывает всех потребностей ребенка. Бедность - спутник алкоголизма, однако алкоголизм - не всегда спутник бедности. Резкие экономические перемены в России поставили многие семьи на грань нищеты. Практически каждый учитель рядовой общеобразовательной школы может назвать детей из своего класса, которые недоедают дома, не имеют необходимых канцелярских принадлежностей. Родители многих из них не смогли найти себя в новых экономических условиях. Это люди с низким образовательным уровнем, чьи услуги невысоко котируются на современном рынке труда, и оказавшиеся в таком же положении специалисты оборонной, космической, электронной промышленности, наконец, жители небольших городов с высоким уровнем безработицы. В семье, где нет денег на самое необходимое, где ребенку стыдно идти в школу, потому что он «не как все», психологический климат быстро становится напряженным. Ссоры, скандалы, депрессии - ребенок бежит от них на улицу, или туда, где, по его мнению, жизнь весела и приятна, а заработок легок[14].
Другой вариант «экономического» развития сюжета - выбор между ребенком и заработком в пользу заработка. Зарабатывание денег порой отнимает у родителей все силы, для общения с ребенком не остается времени. Занятые родители теряют с ним связь, перестают участвовать в его развитии, целиком перекладывают воспитание на школу. От ребенка, которому не хватает ласки и внимания, откупаются дорогими вещами. Можно говорить о внешнем благополучии, однако в психологическом плане такая семья оставляет желать лучшего. Подобное стечение обстоятельств теоретически легко предотвратить, все зависит от психологической культуры общества в целом. Если в средствах массовой информации достаточно часто встречаются материалы о воспитании детей, из печати выходит много популярной педагогической литературы, развита и доступна сеть семейного консультирования - рано или поздно взрослый человек догадается о своих ошибках и обратится к помощи специалистов. Лучше, естественно, рано, чем поздно. Но даже в случаях, когда «уже поздно», когда семейные отношения испорчены, вмешательство квалифицированных психологов и педагогов может нормализовать ситуацию[17]. Основополагающим правом ребенка, закрепленным как на международном, так и на национальном уровне, является его право на защиту (ст. 45 Конституции РФ). Это право, как и другие права, закрепленные в Конституции РФ, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).
Основополагающим документом для решения проблем социальных отклонений в детской среде является закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основные задачи в законе сводятся к: осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин, способствующих этому; организации контроля за условиями воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними в органах профилактики беспризорности; осуществлению всех возможных мер для того, чтобы подросток получил среднее образование; отказу от карательных мер в отношении несовершеннолетних детей и их семей; осуществлению деятельности, основанной на нормах международного права. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Государственная политика в этой области призвана обеспечить защиту прав и интересов ребенка. Но первичная профилактика, а именно защита прав ребенка, не лишенного родителей, а лишенного контроля и заботы с их стороны носит неотработанный, а зачастую также декларативный характер. Лишение родителей родительских прав по - существу является утверждением несостоятельности семьи. Считается, что ребенку лучше в детском доме, чем у нерадивых родителей, они там получат все: еду, одежду, образование и медицинскую помощь. Альтернативой такому положению является создание приемных семей. Социально-педагогическая работа с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Социальный педагог в своей деятельности сталкивается с разными семьями. Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения. В качестве критерия выбора семей для социальной помощи и поддержки выделяются преимущественно социальные, объективные основания. В процессе социально-педагогической деятельности с семьей, решая социально-психолого-педагогические задачи работы с семьями, необходимо держать в центре внимания вопрос о дифференцированном подходе к семьям. Знание социально-психологических особенностей разных типов семей позволит подобрать методы работы, более всего подходящие для конкретных семейных групп. В процессе социально-педагогической деятельности с семьей можно сформулировать рекомендации семьям, взяв во внимание отличительные параметры жизни и деятельности семьи. Необходимо проводить анализ контингента семей и на его основе составить их типологию, выделив преобладающие группы. Это облегчит социально-педагогическую деятельность с семьями за счет концентрации усилий на главных направлениях социальной помощи группам семей. Есть семьи (например, с высоким уровнем развития), которые если и нуждаются в социальной поддержке, то, как правило, на переломных этапах своего развития в связи с кризисными ситуациями семейной жизни. Помощь в таких ситуациях имеет свою специфику и не рассчитана на долгий срок. В других семьях (например, со средним уровнем развития или проблемная семья) социальная работа организуется по направлениям и зависит от того фактора неблагополучия, который создал трудности для функционирования семьи. Условия ее протекания достаточно благоприятны, поскольку помощь принимается сознательно и благодарно. Семьи же с низким уровнем развития (а также семьи социально-неблагополучные, распадающиеся, конфликтные и т.п.), требуют наиболее многосторонней помощи - юридической, медико-социальной, психолого-педагогической, социально-организационной. Также особо следует выделить помощь материально-экономическую. Для составления программы работы с семьей необходимо определить, к какому типу относится семья. Так как в зависимости от типа семьи выбираются и формы работы с ней. В одних случаях потребуются более формализованные методы (например, с авторитарными семьями), в других - менее (демократические семьи). Опираясь на имеющиеся средства и методы изучения различных характеристик семьи, можно выявить существующие проблемы в отношениях между ее членами и найти оптимальный стиль взаимодействия с отдельным клиентом и всей семейной группы в целом. Чем шире семья по составу, тем сложнее вхождение чужого для нее человека в семейный мир и тем меньше вероятности того, что помощь семейной группе будет эффективной. Скорее социальную поддержку получит тот член семьи, который обратится за помощью в связи с возникшей проблемной ситуацией. Таким образом, влияние на семью в наименьшей степени может быть прогнозируемым и моделируемым, поскольку семья - закрытая социальная структура. Тем важнее в работе с семьей опираться на разработанные типологии семьи, чтобы выстроить наиболее успешные модели работы с ней.
В контексте реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Институт социальной педагогики в течение 2011–2012 гг. осуществляет пилотный социально-педагогический эксперимент по проекту «Профессиональная школа родителей», основанному на реализации потенциала института социальных педагогов в семье посредством присвоения квалификации «социальный педагог семейного профиля» родителям, окончившим «Профессиональную школу родителей». Инициаторы и научные руководители проекта – директор Института, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор В.Г. Бочарова; заведующая лабораторией социально-педагогических проблем семейных отношений Института, к.п.н. Репринцева Г.И. В разработке проекта участвуют ведущие специалисты Института социальной педагогики РАО, других институтов, научно-практических центров по проблемам семьи, а также 500 семей из различных регионов РФ. Цель проекта: осуществление социально-педагогического пилотного эксперимента по дополнительному профессиональному образованию и практической подготовке родителей (прародителей) к выполнению своих функций в семье, межсемейном социуме и обеспечение механизмов укрепления российской семьи.
Задачи проекта:
– разработка теоретических и методических основ дополнительного социально-педагогического профессионального образования родителей (прародителей) и подготовка их к практической реализации функций социального педагога семейного профиля;
– разработка интегрированных социально-педагогических образовательных программ и пособий для повышения профессиональной компетентности родителей на разных этапах формирования семьи и развития детей;
– осуществление экспериментальной апробации проекта в регионах РФ на базе выборки семей (не менее 50 семей) в каждом регионе;
– разработка нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения родителей как профессиональных социальных педагогов семейного профиля с соответствующей оплатой их труда[1]. Основные этапы проведения пилотного социально-педагогического эксперимента «Профессиональная школа родителей»:
1) создание сообщества специалистов (психологов, педагогов, социологов, специалистов медицинского, юридического, культурологического профилей, управленческого корпуса в области семейной политики и др.) и интеграции их усилий в создании соответствующих программ профессиональной подготовки родителей как социальных педагогов семейного профиля и их реализации в деятельности родительских и семейных сообществ;
2) мотивирование членов семей на мобильную теоретическую и практическую профессионализацию по зарекомендовавшим себя программам и комплектование целевых групп семей (не менее 50 в каждом регионе) для участия в пилотном эксперименте по разработанным критериям отбора;
3) обеспечение дополнительного профессионального образования в очной форме на местах и на дистанционной основе и подготовки к профессионально-практической деятельности социального педагога семейного профиля;
4) выдача родителям (прародителям) (по 1 чел. в семье), успешно завершившим обучение и практическую подготовку, диплома государственного образца о высшем дополнительном профессиональном образовании «Социальный педагог семейного профиля» и сертификата Международного образца по социальной педагогике;
5) создание нормативно-правовых и финансово-экономических условий для ежемесячной оплаты труда квалифицированным родителям (прародителям), получившим диплом социального педагога семейного профиля после успешного окончания «Профессиональной школы родителей».
Предполагаемая эффективность проекта: Прежде всего – повышение профессиональной компетентности родителей, их ответственности за выполнение своих социально обусловленных функций посредством получения профессии «социальный педагог» по специальности «социальный педагог семейного профиля». Во-вторых, – обоснование оплаты родительского труда как заработной платы за труд в своей семье и семейно-соседском окружении. В-третьих, один из членов семьи, получающий заработную плату за этот труд, может выбирать: работать ему (ей) на производстве, либо в своей семье. И когда таких семей с профессиональной социально-педагогической подготовкой в доме будет хотя бы несколько – это, безусловно, окажет самое благотворное влияние на отношения в семейно-соседском окружении по месту проживания семей. В-четвёртых, возрастёт мотивация родителей к рождению детей, влияние на демографическую ситуацию в стране. В-пятых, появление социальных педагогов семейного профиля в семейно-соседской среде послужит реальным механизмом предупреждения и решения задач ранней профилактики асоциальных явлений в детско-молодёжной среде, а также своевременного решения проблем наркотической и алкогольной зависимости взрослых.
Социальное воспитание в античном мире. Древняя Греция и Древний Рим как «колыбели» зарождения практики социального наследования. Спартанская и афинская системы воспитания подрастающего поколения. Социальное воспитание в Древнем Риме.
Древние Спартанцы и Древние Афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения. В обоих государственных образованиях считали, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Государство активно вмешивалось в личную жизнь граждан и требовало от них ответственного отношения к обязанностям гражданина: создать семью и воспитывать детей. Однако необходимо отметить, что степень участия государства в воспитании молодого поколения в этих странах была различна. В Афинах государственный аппарат через законы и пропаганду нравственных устоев жизни создавал атмосферу нетерпимости к людям, безответственно относящимся к своим гражданским обязанностям. Холостяки, не создавшие семью к 35 годам были, по сути, изгоями общества. Детей должны были воспитывать родители и нести ответственность перед обществом за их воспитание. Человек, безответственно относящийся к воспитанию детей, чувствовал себя неуютно. Наоборот, слава ждала родителей, воспитавших достойных граждан. В Спарте государство также создавало невыносимые условия жизни для не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть не создавших семью в положенное время. Но в Спарте, в отличие от Афин, государство брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек с семилетнего возраста. В Афинах судьбу ребенка определял отец: если отец не признавал ребенка, то его просто выкидывали из дома, что было равносильно смертному приговору. В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города. Стразу после рождения ребенка представляли на совет старейшин, которые и решали: достаточно ли он здоров и крепок, чтобы его можно было воспитывать и готовить к гражданской жизни, или предпочтительней сразу же умертвить [2, с. 96]. Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику детоубийства. Воспитывались Древние Афиняне в соответствии со своими культурными традициями. Основной упор делали греки на воспитание достойного гражданина своего государства, переполненного долгом перед обществом. Афиняне были воспитаны на произведениях Гомера. Именно произведения Гомера определяли нравственные устои в афинском этносе. В произведениях Гомера четко и однозначно определялось отношение гражданина к обществу, к семье, к почитанию богов, определены нравственные традиции общества. Вторым произведением, которое имело большое значение при воспитании молодого поколения - поэма Гесиода «Труды и дни».
Главной из этнических ценностей воспитания была любовь к свободе, родине.
В Спарте молодых людей воспитывали в соответствии с законодательством Ликурга. В Афинах молодые люди были переполнены гордость и любовью к родине и сознательно готовы были умереть во имя прекрасной Родины. У Спартанцев также любой человек предпочел бы смерть во имя великой родины благом, но совсем по другим причинам: созданная Ликургом государственная организация работала как четко налаженный механизм. Созданная атмосфера в обществе, методическое и целенаправленное внушение, формировало из молодых людей, солдат-роботов у которых практически не было ни частной жизни, ни возможности философски осмыслить происходящие. На подсознательном уровне были заложены нормы поведения, которые не давали вариантов выбора. Напутствуя солдат отправляющихся в военную экспедицию, матери говорили: «Со щитом или на щите». Горе было человеку, проявившему малодушие в бою - он становился изгоем в обществе, от него отказывалась мать, жена, друзья. Он становился предметом всеобщего осмеяния, и только смерть могли освободить его от мучительной жизни. Известны случаи, когда опозорившегося спартанца, вина которого была доказана, убивала его мать в эмоциональном порыве. Как свидетельствуют историки: город Спарта никогда не была захвачена врагами, хотя и не имел оборонительной стены. Александр Македонский не рискнул брать штурмом город Спарту. У греков бытовало мнение, что Спарту можно захватить только тогда, когда будут мертвы все свободные граждане государства.
Воспитание римского гражданина
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. Уже в царскую эпоху (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания. Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множествобогов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю, и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы. Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. «Вся наука из родного дома» - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.). Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным. Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578 - 534 до н. э.), что ему было дано «прекрасное образование по греческим образцам». Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира. Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, «побуждают более мечтать, нежели действовать». Таким образом, можно сделать вывод о том, что система воспитания римского гражданина хотя и основывалась на традициях семейной системы воспитания, но тем не менее основывалась на пользе для общества Девиз «польза» можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.
- Семья как социально-педагогический институт. Особенности работы социального педагога с семьей.
- Социальное воспитание у восточных славян, в Киевской Руси и в русском государстве. Традиции милосердия и благотворительности.
- Теория и практика социального воспитания в России в первые десятилетия XX века. Социальное воспитание после Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны 1918 года.
- Проблемы социального воспитания на Востоке в Средние века. Социальное воспитание у арабских народов, в Средневековой Индии, в Китае.
- Педагогические идеи я.А. Коменского
- Педагогические идеи к.Д. Ушинского и л.Н. Толстого.
- Понятие, сущность и принципы социальной политики.
- Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения