Билет № 1
1. Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.
География изучает природу и природные ресурсы, которые играют большую роль в жизни и деятельности людей, служат им источником материального производства и средой обитания. Географические знания помогают обосновать выбор мест для промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, рекреационного строительства, освоения новых месторождений полезных ископаемых, решать проблемы рационального использования, сохранения и преобразования окружающей природной среды во времени и пространстве. Географические исследования направлены на оценку хозяйственной «нагрузки» на природные комплексы планеты, на выявление сильных и слабых моментов хозяйствования человека.
Цель географии обосновать пути рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного развития общества.
Таким образом, география играет очень важную роль в решении самых разнообразных задач развития любой страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий. Нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности человека. Поэтому основные направления практического использования географических исследований – это обоснование размещения хозяйства на территории страны; рациональное использование природных ресурсов; сохранение и преобразование окружающей природной среды.
Ускорение социально-экономического развития страны невозможно без глубокого и масштабного изучения природы, населения и хозяйства. Такие научные исследования должны быть регулярными, иметь комплексный и системный характер, как страны в целом, так и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними.
С переходом к рыночным отношениям, к сожалению, в последние годы масштабы комплексных географических исследований на территории России резко сократились. Видимо, это следствие непонимания чиновниками из нашего правительства практической ценности географии как одного из средств в повышении уровня жизни населения страны.
2. Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение.
На начало 2004 г. в России проживали 144 млн человек. Основную массу населения – 80% составляют русские, 5% – татары и башкиры, 3% – украинцы и белорусы. Около 3% составляют народы Поволжья – чуваши, мордва, удмурты, марийцы, до 2% – народы Северного Кавказа, более 1% – Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В России проживает более 100 наций и народностей.
Народы, проживающие на территории России, относятся к европеоидной и монголоидной расам и к четырем языковым семьям: индоевропейской, алтайской, уральско-юкагирской и северокавказской.
Самая многочисленная семья – индоевропейская, это народы славянской (около 80% населения), германской, армянской, иранской, романской, индоарийской, балтийской групп. Представители этой семьи проживают в основном в Европейской части России, на юге Сибири и Дальнем Востоке.
Вторая по численности населения – это алтайская семья (тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская группы), народы которой в основном живут по среднему течению реки Волги, в бассейне реки Кама, на Южном Урале, в Восточной Сибири и на юге Дальнего Востока. В составе этой семьи преобладает тюркская группа. Эта группа составляет всего 15% населения – калмыки, татары.
К северокавказской семье относится 2,5% населения (нахско-дагестанская, абхазо-адыгская группы). Основная зона расселения народов этой семьи – Кавказский регион страны.
Доля уральско-юкагирской семьи составляет 1,6% (мордва, коми, карелы). Ее народы проживают на севере Европейской части России, в Западной Сибири и в Среднем Поволжье.
Самые малочисленные народы (эвенки, эвены, долганы, нганасаны и др.) России проживают на Крайнем Севере и в глубинных районах Сибири и Дальнего Востока.
- Билет № 1
- 3. Определите координаты городов: Сочи, Владивосток, Москва, Берлин. Билет № 2
- 1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.
- 2. Географические различия в хозяйственной деятельности населения России (привести конкретные примеры).
- Билет № 3
- Билет № 4
- 2. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. Тэк и проблемы охраны окружающей среды.
- 3. Определение по топографической карте направлений и расстояний.
- Билет № 5
- Вопрос 2: Экономическое районирование России.Центральный экономический район.
- Билет № 6
- 2. Взаимосвязь природных условий, быта и традиционных занятий коренного населения
- 3.Решение задач с использованием статистических материалов Билет № 7
- 1. Сравнительная характеристика Западного и Восточного макрорегиона.
- 2. Электроэнергетика: состав, типы электростанций, факторы и районы их размещения. Электроэнергетика и проблемы охраны окружающей среды.
- 3. Определение по статистическим материалам и сравнение плотности населения отдельных регионов России (по выбору учителя). Билет № 8
- 1. Центрально-Черноземный район России — комплексная характеристика.
- 2. Географическое разделение труда как следствие различных природных, исторических и экономических предпосылок развития производства на территории России.
- 3. Решение задач с использованием статистических материалов. Билет № 9
- 1. Минеральные ресурсы России. Обеспеченность, закономерности размещения, проблемы рационального использования.
- 2. Размещение населения по территории страны. Главная полоса расселения, факторы, влияющие на размещение населения.
- Вопрос 3: Найти координаты городов: Москва, Берлин, Санкт-Петербург, Сидней. Билет № 10
- Разнообразие климатических условий на территории России. Климатообразующие факторы.
- 2. Состав хозяйства. Проблемы экономического развития России и показатели, характеризующие уровень экономического развития.
- Билет № 11
- 1.Волго-Вятский экономический район
- 3.Определить по карте географических координат географческих объектов:Джомолунгма, Ниагарсий водопад, Суэтский канал, г. Аконкагуа. Билет № 13
- Агроклиматические ресурсы России. Причины различий.
- Сравнительная экономико-географическая характеристика европейской и азиатской частей России.
- 3.Показ на карте крайних точек России: определление наибольшей протяженности территорий с запада на восток и с севера на юг. Билет № 14
- Внутренние воды России. Крупнейшие реки и озера. Распределение по бассейнам. Различия в режимах рек.
- Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя).
- 3 Решение задач с использование статистических материалов. Билет № 15
- 1. Северный экономический район.
- 2. Химическая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
- 3.Решение задач с использованием статистических материалов. Билет № 16
- Зональные природные комплексы России. Характеристика одной природной зоны (по выбору учителя).
- 2. Металлургический комплекс: состав, основные металлургические базы и факторы размещения предприятий. Проблемы и перспективы развития. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.
- Вопрос 3: Оценка по картам и статистическим материалам природных условий и ресурсов одного из районов. Билет № 17
- 1. Лесные ресурсы России. Обеспеченность, распределение по территории страны, проблемы рационального использования.
- 2. Соотношение городского и сельского населения на территории России. Крупнейшие города и городские агломерации.
- 3. Подписать на контурной карте моря России Билет № 18
- Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).
- Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.
- Вопрос 3: Решение задач с использованием статистических материалов Билет № 19
- 1. Характеристика основных типов почв России.
- 2.Различия естественного прироста населения в разных частях страны (показать на конкретных примерах и объяснить причины).
- Вопрос 3: Решение задач с использованием статистических материалов. Билет № 20
- Почвенно-земельные ресурсы России, их экономическая оценка и проблемы рационального использования. Мелиорация земель.
- Вопрос 2: Типы лесов России
- Вопрос 3: Решение задач с использованием статистических материалов Билет № 21
- Численность населения России и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Продолжительность жизни в России и проблема роста населения.
- 2. Энергетические ресурсы России: обеспеченность, размещение, проблемы рационального использования.
- Вопрос 3: Определение типа климата по климатической диаграмме. Билет № 22
- Миграции населения, их причины и влияние на изменение народонаселения. Примеры внутренних и внешних миграций.
- Вопрос 2: Сельское хозяйство: состав, зональная специализация. Главные сельскохозяйственные районы. Сельское хозяйство и окружающая среда.
- Вопрос 3: Решение задач с использованием статистических материалов . Билет № 23
- Западно-Сибирский экономический район
- Международные экономические связи России, место в международном географическом разделении труда.
- Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
- Билет № 24
- Восточно-Сибирский экономический район
- Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России.
- Вопрос 3: Сравнение по картам специализации двух промышленных узлов, объяснение сходства и различий Билет № 25
- Дальневосточный экономический район.
- Народные промыслы России
- Сравнительная характеристика двух экономических районов по выбору