18. Объекты и субъекты социальной работы как профессиональной деятельности.
Е. А. Климова в своей классификации профессий выделяет пять видов профессий:
-человек- человек
- человек - техника
-человек - природа
-человек - знаковая система
-человек - художественный образ (1 с.10-15)
Профессия «социальный работник» относится к типу «человек-человек». Этот тип профессии характеризуется тем, что направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей, связан с управлением, руководством людей или коллективами. В профессиональной деятельности представители этих профессий взаимодействуют с людьми.
Если рассматривать профессию в узком направлении, то профессиональная деятельность раскрывается в квалификационном справочнике и наделяется следующими обязанностями:
-Выявление лиц, нуждающихся в социально - медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной или иной помощи.
-Установление причин возникших трудностей, конфликтных ситуаций.
-Содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи.
-Проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака
-Воспитательная работа с несовершеннолетними детьми.
Основные функции социального работника:
1. Диагностическая - изучает особенности людей, семьи, личности и влияние на них микросреды.
2. Прогностическая - прогнозирует развитие событий в семье, группе людей.
3. Правозащитная - использует законы и правовые акты при оказании помощи и защите населения.
4. Организационная - способствует организации социальных служб и направляет их работу.
5. Предупредительно - профилактическая – предупреждает появление и развитие негативных явлений
6. Социально-медицинская – организует работу по профилактике заболеваний, распространение основ оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни.
7. Социально-педагогическая - выявляет интересы людей, привлекает к работе с ними различные учреждения.
8. Психологическая - оказывает психологическую помощь и консультации по вопросам социальной адаптации
9. Социально-бытовая – способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения в улучшении быта, жилищных условий.
10. Коммуникативная – устанавливает контакт с нуждающимся, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимании другого человека(2 с. 8-10)
С первого взгляда социальный работник как бы заменяет психолога, педагога, юриста, медика, но юрист работает с правовым полем человека, психолог- с психикой человека, медик- с физическим и психологическим состоянием, лечит человека, педагог - работает с человеком как личностью. Социальный работник помогает решать назревшие проблемы, воспринимает человека как целостного индивидуума.
Объект и субъект социальной работы
В социальной работе выделяют объект и субъект социальной работы.
Объект социальной работы-человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие.
По сути, объект социальной работы – человек, нуждающийся в социальной защите в сложившейся сложной жизненной ситуации.(3 с. 90-92). К таким относятся люди предрасположенные к нарушению общепринятых стандартов (нищие), имеющие затруднение в адаптации (мигранты), люди, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни теряют возможность нормально функционировать (безработные, имеющие проблемы в семейных отношениях), группа или община ,которые нуждаются в помощи социального работника и т.д.
Субъект социальной работы – это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это государственные организации (органы социальной защиты, социального страхования), общественные организации (благотворительные фонды, союзы, организации и т. д. ), и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различной квалификации (социальный терапевт, социальный эколог и т. д.) или добровольные работники - волонтеры (3 с. 90-92).
В учебной литературе встречается более обширный перечень субъектов социальной работы –
1. Социальные работники, социальные педагоги, оказывающие помощь
2. Профессорско-педагогический состав, обучающие других социальной работе.
3. Исследователи, фиксирующие состояние, развитие социальной работы, систематизирующие накопленный материал, прогнозирующие ее развитие.
4. Административно - управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране. (7 с. 63)
- 1. Социолого-ориентированные модели социальной работы.
- 2. Предмет и объект исследования теории социальной работы.
- 3. Теория социальной работы как наука, предмет и объект ее исследования.
- 4. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности.
- 5. Профессиональные особенности социальной работы.
- 7. Направления социальной политики Российского государства.
- 8. Обусловленность социальной работы социальной политикой государства.
- 9. Психолого-ориентированные модели социальной работы.
- 10. Методы социальной работы.
- 11. Психологические аспекты социальной работы.
- 12. Комплексно-ориентированные модели социальной работы.
- 13. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы.
- 14. Основные понятия и категории социальной работы как науки.
- 16. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения.
- 17. Оценка эффективности социальной работы.
- 18. Объекты и субъекты социальной работы как профессиональной деятельности.
- 19. Основные методологические принципы теории социальной работы.
- 20. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности.
- 21. Функции социальной работы, их характеристика.
- 22. Педагогические аспекты социальной работы.
- 23. Теории и модели социальной работы.
- 24. Теория социальной работы как учебная дисциплина, цели и задачи учебного курса.
- 26. Спонсорство и благотворительность в социальной работе.
- 27. Основные направления научных исследований в социальной работе.
- 29. Источники финансирования социальной работы.
- 30. Связь теории социальной работы как отрасли научного знания с другими науками.