Тема 7. Воспитывающая семья, система детско-родительских отношений. Психологические проблемы усыновления приемных детей
Роль матери в психическом развитии ребенка. Природа материнской любви и материнской позиции. Проблема материнского инстинкта. Врожденные и приобретенные аспекты материнского поведения. Факторы, способствующие созреванию и проявлению инстинкта материнства. Влияние детского опыта женщины на переживание ею материнского чувства. Стадии материнства. Отношение матери к ребенку в период беременности. Психологические особенности пренатального периода.
Основные задачи докоммуникативного и коммуникативного этапов пренатального периода. Важность пренатального общения матери с ребенком. Факторы психического риска для будущего ребенка. Динамика отношения матери к ребенку после его рождения. Девиантное материнство: причины и проявления. Психологические особенности протекания нежелательной беременности. Феномен «отказничества». Психологические особенности женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. Социальное сиротство. Проблема «суррогатного материнства». Особенности материнства в современных условиях.
Особенности детско-родительских отношений. Воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания. Воспитание детей в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.
Семья как персональная микросреда развития ребенка. Семейная жизнь и воспитательные функции родителей. Социокультурная природа родительства. Особенности, функции и типы родительского отношения к ребенку. Родительская установка и родительская позиция. Родительская любовь. Типы родительской любви. Материнская и отцовская любовь. Феномен «кризиса становления отцовства». Искажения материнской и отцовской любви при инверсии ролей родителей. Стили семейного воспитания. Психологические модели семейного воспитания. Воспитательная модель родительского поведения и пол ребенка. Межкультурные различия в семейном воспитании. Рождение ребенка и взаимодействие с ним на разных этапах развития семьи. Формирование привязанности.
Стадии реализации родительства. Родительские предписания и жизненный сценарий. Порядок рождения ребенка в семье и его личностные особенности. Особенности взаимоотношений в семье в зависимости от возраста детей. Соперничество и ревность детей в семье. Сложности, противоречия и недостатки воспитательных воздействий семьи. Типы неправильного воспитания ребенка в семье. Проблемы сверхконтроля и сверхопеки со стороны родителей. Жестокое отношение к ребенку. Неадекватные воспитательные родительские установки. Взаимосвязь качества супружеских и детско-родительских отношений. Личностные и клинико-психологические особенности родителей как фактор негативного отношения к ребенку. Осознаваемые и неосознаваемые мотивационные тенденции во взаимодействии родителей с ребенком. Ребенок как средство решения проблем родителей. Возрастная динамика развития детско-родительских отношений. Особенности отношений родителей и детей-подростков. Работа социального педагога с семьей.
Актуальность проблемы усыновления на современном этапе развития общества. Развитие ребенка в условиях материнской депривации.
Особенности личности детей, воспитывающихся в детских домах и учреждениях интернатного типа.
Мотивация усыновления. Психологическая готовность усыновителей к принятию ребенка в семью. Динамика психологической адаптации усыновленного ребенка к новой семье.
- Организационно-методический раздел
- Требования к знаниям и умениям по дисциплине.
- 2. Основной раздел
- Тема 1. Предмет, цели, задачи психологии семьи. Семья как малая социальная группа
- Тема 2. Психологические исследования семьи и семейных связей: теоретические модели брака и семьи
- Тема 3. Основные психологические характеристики семейных отношений
- Тема 4. Общение и взаимодействие в семье: семейные структуры правила и нормы. Материнство как психологический феномен.
- Тема 5. Дисфункциональные семьи. Семейная алкогольная созависимость. Насилие и агрессия в семье
- Тема 6. Нарушение семейных отношений: причины, типы, носители. Развод и его последствия.
- Тема 7. Воспитывающая семья, система детско-родительских отношений. Психологические проблемы усыновления приемных детей
- Тема 8. Психологические особенности семейного консультирования
- Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) по всему курсу
- 3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Рекомендуемая литература
- 3.2. Материально-техническое обеспечение изучения дисциплины