2.2. Профилактика суицидального поведения подростков в деятельности специалиста по социальной работе
На современном этапе развития страны в качестве важных социальных задач стоящих перед обществом и государством являются улучшение благосостояния людей, формирование здорового образа жизни людей и воспитания гармонично развитой личности. Осуществление этих задач требует постоянно возрастающей заботы об охране физического и психического здоровья населения, решения проблем нравственного воспитания подрастающего поколения, борьбы с различными социальными отклонениями, включая суицидальное поведение.
Значительная роль в решении этих задач отводится социальной профилактике. Обращаясь к Российскому Энциклопедическому словарю «Социальная работа», можно сказать, что «… Профилактика социальная. Совокупность государственных общественных, социально-медицинских и организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера: Социально политического, криминального или морально нравственного типа (преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция) и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении» [12, 298].
В соответствии со спецификой девиантного поведения, коим и является суицидальное поведение подростков, можно выделить следующие принципы социально-профилактической работы:
Во-первых, это комплексность проводимых мероприятий, то есть организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи, личности и т. д.
Во-вторых, адресность, производится учет как возрастных, половых, так социальных характеристик.
В-третьих, это массовость, групповая работа является приоритетной, и позитивность информации.
Также принципами социально-профилактической работы являются принцип минимизации негативных последствий, принцип личной заинтересованности и ответственности участников и принцип устремленности в будущее, то есть необходимость в оценке последствий поведения, актуализации позитивных ценностей и целей и планирование будущего без девиантного поведения [14].
Основой социальной работы с подростками в реабилитационном пространстве по профилактике суицидального поведения является оказание помощи подростку: в социализации, в развитии умений контролировать свои негативные чувства и эмоции, в обучении анализировать любую социальную ситуацию, делать правильный осознанный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение, а также формирование у подростков устойчивой негативной реакции к суицидальному поведению.
Специфика организации социальной работы с лицами подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.
Под профилактикой в социальной работе понимается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельных индивидуумов и групп риска, а также сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей и содействии им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
В концептуальном плане в мероприятиях по профилактике суицидов у подростков выделяются следующие подходы:
Во-первых, информационный – основывается на том, что одним из главных направлений работы должно стать информирование подростков о способах решения проблем, выхода из депрессий и затруднительных состояний;
Во-вторых, социально-профилактический, который в качестве основных целей рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих суицидальные масли и намерения;
В-третьих, медико-биологический – его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам подросткового возраста, страдающих различными психологическими отклонениями;
И, в-четвертых, социально-педагогический. Он заключается в восстановлении или коррекции качеств личности, особенно нравственных и волевых [8].
Поскольку суицидальное поведение подростков обуславливаются многими причинами, то и профилактические мероприятия в данной проблемной области также разнообразны и требует комплексного подхода.
В обобщенном виде, по своей сущности и стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих суицидальным мыслям и намерениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия способствующие осуществлению последующего контроля за профилактической работой и ее результатами.
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств в подростковом возрасте выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:
Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.
Активная эмоциональная поддержка человека находящегося в состоянии депрессии.
Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.
Обучение социальным навыкам и умения преодоления стресса [19].
Как известно виды профилактической деятельности, по предложению ВОЗ, разделяются на первичную профилактику, вторичную профилактику и третичную профилактику.
Можно выделить следующие направления комплексной профилактической работы с подростками в рамках первичной профилактики суицидального поведения подростков:
своевременное выявление подростков группы риска;
создание благоприятных социально-педагогических условий для всестороннего развития личности, формирования мировоззрения и гражданской позиции, а также доверительное искреннее общение с подростками и создание стимулирующей творческой атмосферы в работе;
проведение активной работы с родителями и членами семьи;
проведение психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, пассивной стратегии избегания (в наиболее доступной форме с учетом особенностей подросткового возраста);
проведение социально-психологических тренингов по овладению практическими умениями и навыками по преодолению стресса, увеличению уровня самоконтроля, поиску социальной поддержки;
профилактику вредных привычек;
пропаганду здоровьесберегающих технологий и развитие умений, обеспечивающих практику здорового образа жизни и препятствующих суицидальному поведению, употреблению алкоголя, табакокурению и применению психоактивных веществ (ПАВ).
Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы и уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.
В рамках вторичной профилактики суицидального поведенния у лиц подросткового возраста может быть осуществлена психологическая помощь. Психологическую помощь человеку с уже сформированным суицидальным поведением принято называть кризисной интервенцией. Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консультирование, а его целью – удержание человка в живых. Это может быть телефонная служба медико-психологической помощи – «Телефон доверия». Также кризисное консультирование осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц.
Главная цель неотложной помощи – предотвратить дальнейшее развитие реакций и покушения на собственную жизнь у подростка. Для этого подростку необходимо помочь овладеть ситуацией, а также скорректировать неадаптивные личностные установки, обуславливающие развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций.
Также в рамках вторичной профилактики проводится реабилитация подростков имеющих тенденцию к совершению самоубийства. «Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе, к общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограниченным по времени» [8, 161].
Следует различать такие виды реабилитации, как: медицинская, направленная на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление прогрессирующего заболевания; психологическая, направленная на психическую сферу суицидента и имеющая своей целью преодоление в его сознании представлений о его ненужности и никчемности; бытовая, обеспечивающая нормальные условия для жизнедеятельности суицидента; социально-педагогическая, включающая систему мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности суицидента, его жизненной позиции, способствующих его интеграции в общество; социально-экономическая, представляющая собой комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение суицидента возможными денежными выплатами, защиту его законных прав и интересов; социальная, содержащая процесс восстановления подростков склонных к суициду, к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые привели к психологическим затруднениям, суицидальным мыслям или намерениям [8].
В зависимости от личностных особенностей подростка, испытывающего психологические затруднения или склонного к суициду, при проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать, в каком состоянии он находится. Это может быть предкризисное или кризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов семье, с друзьями, в школе, на работе и т.д. Социальный работник должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, выявления причин возникновения психологических затруднений, кот орые привели к суицидальному поведению.
В рамках третичной профилактики проводится комплекс мер, направленный на предотвращение рецидива суицида у подростков и работа с ближайшим окружением суицидента. При работе используются методы социально-психологической-коррекции и реабилитации.
Таким образом, основными видами помощи суициденту является: проведение профилактических бесед, включение подростков, с суицидальными намерениями в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; переориентация индивидуальных и групповых интересов; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, взаимодействии с окружающими, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях; рекомендации по изучению специальной литературы; привлечение специалистов – психологов, социальных педагогов, юристов, психотерапевтов и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все существующие методы профилактики суицидального поведения у лиц подросткового возраста, направлены на то, чтобы поставить данную форму девиантного поведения под социальный контроль.
В заключение главы хотелось бы отметить, что проблема суицидального поведения подростков обусловлена комплексом факторов объективного и субъективного характера, и решать ее можно только путем объединения усилий и согласованных действий специалистов разных ведомств, оказывающих социальную, правозащитную, медицинскую, психологическую, информационную и другие виды помощи. В связи с этим профилактика суицидального поведения является ключевым звеном в минимизации суицидальных тенденций и сокращении суицидов у подросткового возраста. При этом крайне важно, чтобы программы, направленные на предотвращение суицида, основывались на какой-то определенной модели изменения поведения
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЛИЦАМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Диагностика факторов суицидального риска у несовершеннолетних в городе Белгород
По данным ВОЗ, Россия занимает лидирующие позиции по частоте суицидов среди детей и подростков [43]. Так, в 2014 году на территории Белгородской области, по информации департамента здравоохранения и управления социальной защиты населения областизарегистрировано 2 оконченных и 11 фактов незавершенных суицидов. По фактам 2 оконченных и 5 попыток следственным управлением Следственного Комитета по Белгородской области были проведены проверки. Оба случая завершенных суицидов совершены были юношами в возрасте 16 и 17 лет [42].
В связи с подобной ситуацией подросткового суицида в регионе, в целях данной курсовой работы было проведено социологическое исследование на тему «Факторы суицидального риска у лиц подросткового возраста в городе Белгород».
Согласно современным представлениям, суицидальное поведение является сложным медико-социальным феноменом, в развитии которого принимает участие целый ряд факторов. Ведущими из них являются биологические, личностно-психологические, психопатологические, макро- и микросоциальные, этнокультуральные. Исходя из этого, невозможно выделить какую-либо одну причину, приводящую к суициду, так как каждый случай подразумевает наличие взаимодействия и взаимовлияния вышеперечисленных факторов.
В городе Белгород для того, чтобы выделить наиболее значимые факторы суицидального риска у подростков, проживающих, нами были проведены опросы, в которых приняли участие 10 экспертов, и в массовом опросе – 50 человек в возрасте от 18 до 25 лет. В роли экспертов выступили специалисты по работе с подростками: социальные педагоги и педагоги-психологи ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе исследования нами были изучены факторы суицидального риска у подростков, проживающих в городе Белгород, а также выявили основные детерминанты суицидального поведения у лиц подросткового возраста, определили отношение молодежи к суициду как явлению, совершению суицидов в подростковом возрасте и нашли пути совершенствования профилактических мероприятий суицидального поведения в подростковом возрасте, проводимых в городе Белгород.
Выдвинутая нами гипотеза предполагала, что: ведущее место в ряду факторов риска формирования суицидального поведения у подростков выступает такие группы факторов, как: личностно-психологические, семейные, макросоциальные и психопатологические.
Наша гипотеза подтвердилась результатами экспертного и массового опроса. Ключевым в данном исследовании являлся экспертный опрос, в связи с чем, более подробно остановимся на результатах именно этого вида опроса.
Ведущее место в ряду факторов риска формирования суицидального поведения у подростков по мнению экспертов выступает 4 группы факторов: семейные – 55%, личностно-психологические – 27%, макросоциальные – 13% и психопатологические – 5%.
По мнению респондентов, наибольшее влияние на формирование суицидального поведения у подростков оказывают семейные факторы суицидального риска. Изучение вариантов патологического воспитания показало, что наиболее распространенными являются авторитарный тип и гипопротекция, сочетающаяся с безнадзорностью. Суммарно они выделены двумя третями специалистов.
Относительно новым для нашей действительности стал в последние годы вариант «родительская депривация». Как правило, он имеет место в обеспеченных и внешне благополучных семьях, в которых родители заняты бизнесом и собственной личной жизнью. В таких семьях отсутствует личная забота о ребенке, все перекладывается на плечи нянь, гувернанток и других чужих людей. Почти столь же часто роль суицидогенного фактора отводится специалистами деструктивным отношениям в семье, особенно если она неполная. Постоянные скандалы, ссоры, драки, пьянство родителей ведут к развитию либо ущербной и безвольной, либо неуправляемой, вспыльчивой, готовой к любым асоциальным действиям личности с высоким риском суицидального реагирования.
Чтобы выявить состав родительской или заменяющей ее семьи у подростков, склонных к суицидальному поведению экспертам предлагалось выбрать из вариантов ответа на вопрос: «Вероятность суицида выше у подростков проживающих в (у): полная родительская семья; неполная родительская семья; приемная семья; проживающие в семье родственников или проживающие в детском доме».
Таким образом, было выявлено, что наибольшей опасностью обладает неполная семья, так ответили 53% опрошенных экспертов. Вызывает интерес, что, по мнению экспертов, риск суицидального развития при воспитании в детском доме, у родственников или в приемной, но полной семье существенно ниже. Это вызывает обратить особое внимание на неполные семьи, становящиеся источником неблагополучного, неполноценного, в том числе, суицидального развития ребенка.
Не меньшую роль в формировании суицидального поведения подростка отводится психологическому микроклимату в семье. Наибольший суицидальный риск имеется у подростков, живущих в семьях с неблагоприятным психологическим микроклиматом, так ответили 77% респондентов. Он характеризуется постоянными ссорами, скандалами, оскорблениями, унижениями.
Следующим критерием оценки роли семьи в формировании суицидального подростка стало выяснение вопроса, «кто непосредственно занимается воспитанием подростка?». Склонность к развитию суицидального поведения возрастает в следующей последовательности: оба родителя 4% (min)– преимущественно отец 5% – преимущественно другие близкие (бабушки, дедушки)11% – преимущественно мать 18 % – практически никто (max)62%.
Таким образом, по мнению респондентов, ситуации, в которых риск суицида выше всего, является вариант, когда воспитанием подростка в семье не занимается практически никто и преимущественно он остается предоставленным самому себе. В данном случае у подростков не формируются навыки адекватного реагирования на стрессовые ситуации, и при тяжелых эмоциональных переживаниях они не находят социальной поддержки.
По мнению экспертов типов воспитания в семье, наибольший риск для формирования суицидальной готовности несет в себе тип воспитания, характеризующийся гипопротекцией и безнадзорностью, так ответили 48% опрошенных. Достоверно меньшими и практически одинаковыми баллами специалисты оценили авторитарный, включая тип «Золушки» – 19%, вариант и «Родительскую депривацию» – 24%.
Большое значение в формировании личности, склонной к суицидальному поведению, помимо типа воспитания, придается агрессивному и жестокому отношению к ребенку в семье.
Согласно полученным результатам, проявления агрессии в семье по отношению к подростку являются фактором, в значительной мере повышающим суицидальный риск. Также следует обратить внимание, что проявления вербальной(словесной) агрессии более значимы – 43%, чем проявления агрессии физической 31%. Кроме того, отмечается, что агрессия по отношению к другим членам семьи также несет в себе довольно высокий суицидальный риск.
Уделяя столь повышенное внимание ситуации в родительской семье, нельзя не коснуться особенностей межличностных отношений у подростков, склонных к суицидальному поведению. На вопрос «Чаще всего внесемейные межличностные отношения у подростков, склонных к суицидальному поведению, отличаются выраженной конфликтностью:» ответы распределились следующим образом: Конфликтнфликтные отношения со сверстниками вне сферы учебы – 35%, Конфликтные отношения с учителями – 33% и Конфликтные отношения с одноклассниками – 32%. Таким образом, можно сказать, что внесемейные межличностные отношения у подростков, склонных к суицидальному поведению, отличаются выраженной конфликтностью практически во всех коммуникативных сферах.
Среди данных личностно-психологические факторов риска суицидального поведения у несовершеннолетних наибольший процент приходится на повышенную чувствительность и ранимость – 46%. Поэтому подросток является особенно уязвимым при возникновении субъективно неблагоприятных внешних обстоятельств. С точки зрения специалистов, риск существенно повышается в случае, если, несовершеннолетнему присущи черты эмоциональной неустойчивости и импульсивности – 34%. Это обусловлено тем, что в сложных ситуациях доминирующее влияние эмоций приводит к реализации сиюминутных негативных побуждений. Фактор низкой стрессоустойчивости подростков оказался третьим по значимости в этом ряду факторов – 11 %, с одной стороны, связан с их возрастной личностной незрелостью, с другой стороны, с отсутствием формирования этого качества в родительской семье. По данным Министерства Здравоохранения Российской Федерации, максимализм и незрелость суждений у подростков проявляется, прежде всего, в «черно-белой» картине мира, недостаточной сформированности механизмов планирования не только собственных отдаленных перспектив, но и ближайших последствий аутодеструктивных действий.
Перечисленные личностно-психологические особенности следует рассматривать в качестве одного из необходимых условий формирования суицидального поведения.
Следующая группа связана с воздействием макросоциальных факторов, оказывающих воздействие на сознание несовершеннолетних с помощью средств массовой информации СМИ) и Интернета. Патогенную роль этих факторов отметили 15% опрошенных. Причем, лидирующее положение среди макросоциальных факторов суицидального риска занимает наличие непосредственно пропагандирующих самоубийство ресурсов в Интернете и коммуникативных социальных сетях – 57%. С одной стороны, это определяется тем, что именно Интернет и социальные сети являются основным, а иногда и единственным, источником информации для подростков. Но с другой стороны, типичные для подростков реакции подражания и группирования способствуют развитию у них суицидальных форм поведения при свободном доступе к суицидоопасной информации.
Следующим значимым фактором является наличие жестокости и криминала на телевидении и в СМИ, приводящее к внедрению в сознание подростков представлений об «обыденности» насилия и смерти, в т.ч., убийства и самоубийства – 29%. Также формированию подобных представлений способствует широкое распространение компьютерных игр, формирующих жестокость, изменение жизненных, этических и моральных ценностей, легкомысленного и романтического отношения к смерти – 14%. Навязываемые телевидением агрессивные модели поведения являются своего рода примером для подражания, формируя у подростков идеал успешного человека.
Психопатологические факторы - следующая важнейшая составляющая в данной группе . Под этим подразумевается нарушения поведения у детей и подростков, сопровождающиеся немедицинским потреблением психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, которые могут быть обусловлены различными психологическими (или психиатрическими) причинами.
В современной суицидологии является общепризнанным то, что лица с психическими расстройствами являются группой повышенного суицидального риска. В частности, согласно данным литературы, суицидальный риск у больных, находящихся под диспансерным психиатрическим наблюдением, в 35 раз выше, чем среди населения в целом.
Что касается детей и подростков, то здесь ситуация еще сложнее, поскольку подавляющее большинство родителей отличается психологической и психиатрической безграмотностью, иногда граничащими с невежеством. Такие люди не могут допустить мысли о том, что их ребенок, даже если он отличается явно аномальным поведением, нуждается в помощи, или хотя бы консультации, психиатра. В значительном числе случаев это приводит подростков к самым тяжелым последствиям или даже завершенному суициду .
По мнению экспертов, среди подростков, совершивших суицидальные попытки, страдали психическими расстройствами, требующими психиатрического лечения и наблюдения –76%.
На вопрос: «Какие нарушения и отклонения у подростков, склонных к суицидальному поведению проявляются чаще всего?» эксперты ответили, что наибольший суицидальный риск имеют такие нарушения, как девиантное поведение – 45%, группирование со сверстниками – 34% и реакции оппозиции – 21%. Девиантное поведение чаще всего выражается ранним началом употребления алкоголя и наркотиков и последующим злоупотреблением их злоупотреблением, не менее ранним приобщением к курению, а также систематическими побегами из дома, являющимися реакцией на условия жизни в родительской семье. У значительной доли потенциальных суицидентов выявляется склонность к реакциям группирования со сверстниками. Такие подростки сообщают о появлении чувства защищенности, которого они не могли получить в собственных семьях. Вместе с тем, наиболее часто подростки пытаются найти его в асоциальных группах. Еще одна распространенная форма поведенческих нарушений – это реакция оппозиции. Единственным, по мнению подростков, способом выразить свой протест на неудовлетворительные отношения в семье становится возможность продемонстрировать антагонистическое поведение( внутригрупповая агрессивность).
Установлено, что, как и во взрослой популяции, ведущее место среди психических расстройств у суицидентов-подростков занимают депрессивные расстройства – около половины всех случаев. Следует отметить, что развитие депрессивных расстройств наблюдается, как правило, начиная с препубертатного возраста, при этом формирование депрессии на данном возрастном этапе нередко сопровождается появлением своеобразного чувства малоценности, являющегося прообразом идей самообвинения и самоуничижения.
Следующим аспектом экспертного опроса стала оценка непосредственных характеристик суицидального поведения подростков, совершавших ранее покушение на самоубийство. Как следует из результатов опроса, у подростков значительно чаще имеют место суицидальные попытки демонстративно-шантажного характера 73 %. Их личностный смысл состоит в оказании психологического давления на значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, и т.п.). Таким образом, у подростков чаще наблюдаются манипулятивные суицидальные попытки, основанные не на истинном желании умереть, а на желании изменить своим поступком неблагоприятную ситуацию
Как следует из экспертной оценки, наиболее распространенными суицидальными мотивациями у подростков являются неразделенная любовь 55%, недостаток внимания и заботы – 25%, а также несправедливое отношение – 13%.
Оценка экспертами гендерных и возрастных особенностей суицидального поведения у подростков позволила выявить, что чаще всего совершение подростком суицида не зависит от пола, так ответили 5% опрошенных, но при этом 57 % опрошенных экспертов считают, что суициды чаще всего совершаются в возрасте 14-18 лет.
По результатам массового опроса отношение молодежи к подростковому суициду является отрицательной, так ответило 73% опрошенных.
На вопрос: «Какими мотивами определяется суицидальное поведение у подростков?» респонденты ответили: неразделенная любовь – 58%, недостаток внимания и заботы – 24%, а также несправедливое отношение – 18%. Это полностью согласуется с приведенными выше анализом ответов экспертов.
На вопрос: «Как Вы думаете, что может удержать подростка от совершения попытки самоубийства?», ответы распределились следующим образом: любовь к близким – 54%, страх боли – 14 %, страх смерти – 12%, остальные респонденты ответили, что затрудняются ответить или предложили свой вариант ответа.
В целом полученные результаты массового опроса подтверждают данные полученные в результате экспертного опроса.
Таким образом можно сделать вывод, что ведущее место в ряду факторов риска формирования суицидального поведения у подростков выступает 4 группы факторов: семейные, личностно-психологические, макросоциальные и психопатологические.
Дополнительно к этому хотелось бы добавить еще одну группу факторов, условно назвающейся «группой дефицита знаний». Здесь подразумевается отсутствие хотя бы минимально необходимых психологических знаний у подростков и большинства их родителей, недостаток психологов в школах и их недостаточная суицидологическая просвещенность, отсутствие необходимых суицидологических знаний у педагогов. Все это препятствует эффективной профилактике суицидального поведения у подростков и раннему выявлению лиц с риском его развития.
. Направления совершенствования профилактики суицидально поведения подростков на муниципальном уровне
Профилактика суицидов представляет собой систему мер, направленных на предупреждение различных проявлений суицидального поведения, в том числе, первичных и повторных суицидальных действий. В соответствии с современной терминологией ВОЗ, выделяется четыре уровня суицидологической профилактики: универсальный, селективный, антикризисный, индикативный.
Универсальная (первичная) профилактика суицидального поведения в оптимальном варианте должна начинаться еще на этапе планирования семьи (т.е. до рождения ребенка), либо в начальном периоде беременности. Будущим родителям необходимо знать, имели ли место случаи суицидов или покушений на самоубийство, а также тех или иных психических заболеваний (в первую очередь – депрессии) у их родственников. В случае наличия таких фактов следует проконсультироваться с детским психиатром и психологом. Знание этого факта позволит родителям получить все необходимые рекомендации в отношении особенностей воспитания ребенка, факторов риска возникновения суицидального поведения, идентификации суицидоопасных состояний, мерах, которые необходимо принимать в таком случае. Тем самым даные меры снижают наследственный риск совершения самоубийства в будущем.
На следующем этапе универсальная профилактика суицидального поведения должна продолжаться в родительской семье, начиная с младшего (дошкольного) возраста ребенка в период его первичной социализации. Основная роль принадлежит здесь семейному воспитанию, направленному на гармоничное развитие личности. Его основу составляет фактор постоянного, искреннего и уважительного общения с ребенком, начиная с его младенческого возраста.
Учитывая возможность соприкосновения ребенка с недопустимыми ресурсами, в том числе, пропагандирующими суицид, необходимо уже с раннего возраста приучать его к «культуре использования Интернета», как в количественном, так и в качественном отношении, а также осуществлять родительский контроль и блокировать определенные сайты.
Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование у него адекватного восприятия собственного Я и окружающего мира, умения адекватно реагировать на обиды и огорчения, находить конструктивный выход из сложных ситуаций, быть открытым и не замыкаться в себе, радоваться любому успеху, быть самодостаточным и уверенным в своих возможностях, испытывать привязанность (но не зависимость) к родителям, а также на выработку установок на здоровый образ жизни. Это позволяет с высокой степенью эффективности предотвратить развитие суицидального процесса даже при наличии биологической предрасположенности к нему.
Вышесказанное определяет особую важность информационно- просветительной работы с семьями как основы универсальной профилактики суицидального поведения у детей и подростков.
Особого внимания заслуживает профилактика суицидального поведения у детей, воспитывающихся в неполных семьях. При разводе родителей важным моментом является стабилизация семейных взаимоотношений как средство смягчения его вредных последствий. Смерть одного из родителей является обоснованным показанием для профилактического вмешательства психолога или психиатра, которое может послужить предупреждением возникновения суицидального поведения и психических расстройств у детей и подростков.
Важной задачей универсальной профилактики является также своевременное выявление социально неблагополучных родительских семей, в отношении которых необходимо обеспечить постоянный контроль общества, обращая особое внимание на условия воспитания в них детей и подростков. С этой целью необходимо улучшать преемственность и обмен соответствующей информацией между родителями, учителями, педиатрами и психиатрами.
Основой профилактики суицидального поведения детей и подростков школьного возраста является проведение в учебных учреждениях специальных обучающих программ. Эти программы должны быть дифференцированными и адресованными соответственно учителям, школьным врачам и психологам, ученикам и их родителям. Особое значение имеет обучение детей и подростков методам конструктивного поведения в кризисных ситуациях.
К медицинским мерам универсальной профилактики суицидального поведения относятся своевременное выявление и лечение подростков с психической патологией, особенно с депрессивными расстройствами и различными видами психической зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания, интернетомания, игромания).
Селективная профилактика суицидального поведения направлена на детей и подростков с повышенным риском его развития. Показаниями для ее применения являются: суицидальная отягощенность наследственности, наличие нарушений развития в дошкольном возрасте, психические расстройства, наличие случаев самоповреждающего поведения, разнообразные характерологические девиации.
Подросткам с высокой степенью риска суицидального поведения целесообразно проведение профилактической психокоррекции.
Антикризисная профилактика суицидального поведения у детей и подростков осуществляется только в условиях стационара и включает в себя купирование угрожающих жизни соматических последствий суицида с последующим проведением антисуицидальной терапии.
В первую очередь, необходимо обеспечить предотвращение смертельного исхода суицидальной попытки посредством общемедицинских мероприятий, оказываемых Скорой медицинской помощью, реанимационными, травматологическими, токсикологическими отделениями общемедицинских больниц.
По миновании угрозы для жизни подростка, необходимо приступать к проведению кризисной психотерапии, представляющей собой неотложную психотерапевтическую помощь пациентам, находящимся в кризисном состоянии и нуждающимся в купировании суицидальной симптоматики.
К индикативной профилактике относятся реабилитационные меры, направленные на предотвращение повторных покушений на самоубийство и оказание медико-социально-психологической помощи суицидентам и их родителям. Таким подросткам, в первую очередь, необходимо обеспечить динамическое наблюдение и амбулаторное психиатрическое лечение.
В отношении всех суицидентов на первый план на этапе индикативной профилактики выступают меры по укреплению антисуицидального барьера личности. Это предполагает формирование стрессоустойчивости, обучение навыкам копинг-стратегий (стратегий совладания со стрессом, реконструкцию суицидоопасных личностных особенностей и др.). Следующим важнейшим компонентом индикативной профилактики является психокоррекционная работа с ближайшим микросоциальным окружением подростка по налаживанию внутрисемейных отношений.
Особое место должна занимать работа с членами семьи подростка. В первую очередь, следует уделить внимание формированию адекватного отношения родителей к случившемуся. Как правило, здесь требуется проведение психологической коррекции. Она показана, как в случаях развивающегося у родителей чувства вины и постоянных опасений по поводу возможного рецидива суицидального поведения у ребенка, так и в случаях недооценки опасности произошедшего, либо даже негативного отношения к подростку, «опозорившему семью». Для достижения этих целей весьма эффективной формой воздействия является семейная психотерапия.
Организационные формы профилактики суицидального поведения у детей и подростков зависят от конкретных культурно-исторических и социально-экономических условий страны. В ряде стран (Германия, Швеция, Швейцария) получили распространение специализированные суицидологические Центры для подростков, включающие в себя телефонное звено (по типу «Телефона доверия») и кризисный стационар. В большинстве же стран данный вид помощи детям и подросткам оказывается в суицидологических центрах, рассчитанных на общую популяцию.
С целью улучшения суицидальной ситуации, повышения эффективности профилактики суицидального поведения и организации суицидологической помощи детям и подросткам в г. Белгород, на наш взгляд, рекомендуется повысить уровень и придать системный комплексный характер проведению универсальной (первичной) профилактики суицидального поведения у детей и подростков. В реализации этой задачи должны принимать участие все заинтересованные стороны: городские и муниципальные органы управления, образования, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уполномоченные по правам ребенка, средства массовой информации, детские фонды, религиозные и другие общественные организации.
Также возможно определить в качестве основных направлений универсальной профилактики такие мероприятия как:
проведение регулярной просветительной работы с населением по вопросам гармоничного воспитания детей и подростков, психологических особенностей их развития, состояния психического здоровья, факторов риска и начальных проявлений суицидального поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося подростка;
представление средствам массовой информации (телевидение, пресса, радио) рекомендаций в отношении подготовки специальных программ (материалов) для родителей, посвященных педагогическим основам воспитания детей и подростков; специальных, выполненных в привлекательных для подростков формах программ, ориентирующих на формирование нравственных и духовных ориентиров, развенчивающих культ потребления и насилия;
возложение на школьных психологов задач по обучению детей и подростков навыкам конструктивного поведения в конфликтных и кризисных ситуациях, проведению профилактической психологической коррекции, а также активному выявлению групп риска суицидального поведения и лиц с подозрением на наличие психических расстройств;
проведение дифференцированного обучения педагогов, школьных врачей и психологов, других специалистов, занятых работой с детьми и подростками, по вопросам факторов риска, поведенческих проявлений, алгоритма собственных действий и профилактики суицидального поведения у детей и подростков;
обучение врачей детских лечебно-профилактических учреждений диагностике депрессивных и иных суицидоопасных состояний;
включение медико-психологических обследований в программу ежегодной диспансеризации детей и подростков (учитывая существующее законодательство, при соответствующем согласии родителей).
Для минимизации суицида в подростковой среде рекомендуем создать в г. Белгород отвечающую современным требованиям организационную систему оказания суицидологической помощи и предупреждения суицидального поведения у детей и подростков.
Одним из ключевых звеньев в данной системе должно стать наличие Телефонов доверия, оказывающими анонимную психологическую помощь. Помимо анонимного психотерапевтического собеседования, сотрудники Телефонов доверия могут рекомендовать обращающимся подросткам обратиться в соответствующие учреждения медико-психологической помощи при кризисных ситуациях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что суицид в подростковой среде является неотъемлемой частью нашей действительности. Это явление, которое имеет место быть в нашем мире, нашей стране и в нашей области, безусловно, требует особого внимания специалистов. Решение данной проблемы является длительным и многоступенчатым процессом, требующем межведомственного взаимодействия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из наиболее трагичных видов девиантного поведения является суицид. Обычно суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации.
Один из пиков суицидальной активности – пик молодости. Именно молодые люди составляют одну треть самоубийц. Острота проблемы подростковых суицидов в обществе вызывает необходимость изучения такого явление как суицид, и связанных с ним суицидоопасных состояний личности, а также возрастных особенностей подростковых суицидов.
Самоубийство – это сложный, многоаспектный (философский, социальный, психологический, нравственный, юридический, религиозный, культурный, медицинский и пр.) междисциплинарный феномен. Сложность, многогранность феномена самоубийства, а также нередкое смешение индивидуального и социального уровней суицидальных проявлений обусловливают разнообразие подходов к их объяснению.
Суицидальное поведение в подростковом периоде обусловлено спецификой физиологических и психологических процессов формирующейся индивидуальности, а также особенностями психопатологических расстройств в пубертатном периоде.
Для того чтобы снизить риск возникновения суицидального поведения в подростковом возрасте, необходимо организовывать профилактические мероприятия.
Профилактика суицидального поведения – это профилактика состояний дезадаптации. Под профилактикой суицидального поведения подростков в социальной работе понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска, а также сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка и содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
В связи с необходимостью совершенствования профилактики суицидального поведения у лиц подросткового возраста, в рамках данной курсовой работы было проведено социологическое исследование, направленное на выявление факторов суицидального риска несовершеннолетних в городе Белгород. По итогам исследования было установлено, что ведущее место в ряду факторов риска формирования суицидального поведения у подростков выступает четыре группы факторов – семейные, личностно-психологические, макросоциальные и психопатологические.
На основании этих данных, и данных полученных в результате изучения данной проблемной области нами были разработаны рекомендации по совершенствованию профилактики суицидально поведения у подростков на муниципальном уровне. В соответствии с современной терминологией ВОЗ, нами выделены четыре уровня суицидологической профилактики: универсальный, селективный, антикризисный, индикативный. Однако, хотелось бы отметить, что профилактическая деятельность государственных органов социальной защиты населения, других служб и общественных объединений требует их межведомственного взаимодействия, и в то же время она должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней притязаний.
Целью данной курсовой работы было выявление особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте и методов, используемых для профилактики данного явления. А также исследование основных факторов, потенциирующих суицидальное поведение подростков.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале изучения данной проблемной области была достигнута, а задачи – выполненными.
Итак, высокий уровень самоубийств среды подростков заставляет задуматься о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его профилактики. Суицидальные реакции обусловлены психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах, а также личностными особенностями индивидуума: акцентуацией личностных черт, системой ценностей, жизненным опытом и отношением к жизни.
Суицидальное поведение, как и любое другое, социально детерминировано, следовательно, имеет под собой определенную социальную почву, психологические и культуральные факторы являются условиями, в которых проявляются те или иные формы или модели суицидального поведения. Каждый суицид индивидуален и затрагивает тысячи различных причин. Факторы, которые влияют на выбор смерти, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние суицидента порой невозможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц текст. – М.: Феникс, 2014. – 64 с.
Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд [Текст] / Э. Дюркгейм, пер. с франц. В.А Луков. – СПб.: Союз, 1998. – 496 с.
Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты [Текст]/ А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Издательский дом «Академия», 2006. – 288 с.
Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии [Текст] / В.В. Ковалев [и др.]; под общ. ред. В.В. Ковалева. – М, 1984. – 184 с.
Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – Л., 1983. – 238 с.
Моховиков, А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах [Текст] / А.Н. Моховиков. – М.: Когито-Центр, 2001. – 569 с.
Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие [Текст] / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: Инфра-М, 2012. – 185 с.
Актуальные проблемы суицидологии [Текст] / А.А. Портнов [и др.]; под общ. ред. А. А.Портнова. – М., 1978. – 240 с.
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие [Текст] / М.И. Рожкова [и др.]; под общ. ред. М.И. Рожковой. –М.: Владос, 2006. – 240 с.
Ромерек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст] / В. Г. Ромерек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. – СПб.: Речь, 2007. –256 с.
Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. Т.2. – М., 1997. – С. 298.
Руженков, В.А. Самоубийства учащейся молодёжи (раннее выявление и предотвращение) [Текст] / В.А. Руженков, В.В. Руженкова –Белгород: Белгород, 2012. – 128.
Свищева, И. К. Технология социальной работы: учеб. пособие [Текст] / И. К. Свищева. – Белгород: БелГУ, 2007. – 240 с.
Свищева, И.К. Частные технологии социальной работы: учебное пособие [Текст] / И.К. Свищева, Т.Н. Кузнецова. –Белгород: ГиК, 2012. – 322 с.
Суринов, А.Е. Россия в цифрах. 2014[Текст]: крат.стат.сб./ А.Е. Суринов, Э.Ф. Баранов, Н.С. Бугакова. – M.,2014 – 558 с.
Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни, пер. с англ. В.В. Старовойтова. – М.: Канон-РООИ, 2012. – 288 с.
Шелехов, И.Л. Суицидология: учебное пособие [Текст] / И.Л Шелехов, Т.В. Каштанова, А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолес. – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. – 203 с.
Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст]/ Л.Б. Шнейдер. – М: Гаудеамус, 2007. – 336 с.
Юм, Д. Малые произведения / Д. Юм, пер. с англ. И.С. Нарского. – М.: Канон, 1996. – 464 с.
Юрьева, Л.Н. Клиническая суицидология: Монография [Текст] / Л. Н. Юрьева. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 472 с.
Амбрумова, А.Г. Суицид, как феномен социально-психологической дезадаптации личности [Текст]/ А.Г.Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Московского НИИ психиатрии МЗ РФ. – М. 1978. – С.6-28.
Андронникова, О. О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением [Текст] / О. О. Андронникова // Вестник томского государственного педагогического университета. – 2009. –№9. – С. 120-126.
Бойко, Я.А. Суицидальное поведение подростков: предпосылки, проблемы профилактики [Текст] / Я. А. Бойко, И. В. Савельева // Наука и современность. – 2012. – № 19-2. – С. 184-189.
Вихристюк, О.В. Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников) [Текст]/О.В. Вихристюк // Современная зарубежная психология. – 2013. – №1. – С. 100-108.
Егорова, В.Н. Личностные особенности подростков с суицидальными склонностями [Текст]/ В.Н. Егорова, А.А. Макарова // Практическая педагогика: гуманизация процессов образования и воспитания. – 2013. – №3. – С. 61-66.
Ефимова, О.И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте [Текст] / О.И. Ефимова // Успехи современного естествознания. – 2005. –№11. – С. 93-95.
Жезлова Л. Я. Суициды в детском возрасте. // Клинико-психологические, социальные и правовые проблемы суицидального поведения: материалы симпозиума [Текст] / Л. Я. Жезлова. – 1974. –С.207-215.
Зайцев, В.О. Некоторые подходы к выявлению психических механизмов суицидального поведения и факторов суицидального риска у детей и подростков [Текст] / В.О. Зайцев, Г.И. Лудин, А.А. Грачев // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. – 2013. – №11. – С. 4-7.
Кондрашихина, О.А. Характерные признаки,уровни и формы конструктивной активности личности в условиях неопределенности [Текст]/ О.А. Кондрашихина // Перспективы науки и образования. – 2014. – №2. – С.158-162.
Котлярова, А. В. Профилактика суицидального поведения подростков в реабилитационном пространстве: теория и действительность [Текст] / А. В.Котлярова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2012. – №1. – С. 100-115.
Куркина, О.В. Интегративный подход к пониманию феноменологии суицидального поведения подростков. Опыт социально-психологического исследования проблемы суицида [Текст] / О. В. Куркина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. –№8. –С. 168-172.
Лапшин, В. Е. Суицид в молодежной среде и проблемы его профилактики [Текст] / В. Е. Лапшин // Вестник Владимирского юридического института. – 2014. – №1. – С. 99-102.
Леванова, Е.А. Психолого-педагогическая концепция программы «профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков» [Текст] / Леванова Е.А., Тарабакина Л.В., Бабиева Н.С. и др. // Преподаватель XXI век. – 2012. – №3. – С. 175-190.
Орлова Н. А. Отношение к самоубийству в истории общества [Текст]/ Орлова Надежда Александровна // Труды Дальневосточного Государственного университета. – 2007.– № 147.– С. 218-222.
Розанова, В.А. Перспективы предикции суицидального поведения подростков [Текст]/ В.А. Розанова // Клинико-лабораторный консилиум. – 2010. – №1. – С. 35-40.
Фетисова, Л.Н. Влияние семейных факторов на формирование суицидального поведения подростков [Текст]/ Л.Н. Фетисова // Альманах сестринского дела. – 2011. – №1-2. – С. 29-30.
Черепанова, М.И. Социальные условия и факторы суицидального поведения молодежи [Текст]/ М.И. Черепанова // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – №2-2. – С. 231-234.
Чернобавский, М.В. Тенденции смертности российских подростков от суицидов в сравнении с другими внешними причинами смерти [Текст]/ М.В. Чернобавский // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. – 2012. – №1. – С. 76-80.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: [Указ Президента Российской Федерации. от 9 октября 2007 г. №1351: по состоянию на 1 июня 2014 г.]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=71673.
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие Здравоохранения» [Электронный ресурс]: [Постановление Правительства Российской Федерации. от 15 апреля 2014 г. №294: по состоянию на 1 июня 2014 г.]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162178/#p14.
О соблюдении прав и законных интересов детей на территории Белгородской области в 2013 году [Электронный ресурс] / Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Белгородской области Галины Пятых. – Режим доступа:http://beldeti.ru/files/video/%D0%94%D0%BB%D0%B0%D0%B4%202013.pdf.
В отношении каких стратегий профилактики суицида имеются фактические данные, подтверждающие их эффективность? [Электронный ресурс] / Сводный доклад Сети фактических данных по вопросам здоровья. – Режим доступа:http://www.euro.who.int/__data/ _file/0004/184090/e96630-Rus-final.pdf.
- «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (ниу «БелГу»)
- Проблемы суицида и суицидального поведения в подрастковом возрасте
- 1.2. Концепции формирования суицидов
- 1.3. Сущность и психологические механизмы суицидального поведения подростков
- 2.2. Профилактика суицидального поведения подростков в деятельности специалиста по социальной работе
- Приложения