71. О сопротивлении злу.
Основная проблема книги определена Ильиным так: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения». Отмечая, что вопрос этот глубок, утончён и сложен, Ильин пишет, что упрощение его чревато ложными выводами и теориями.
Прежде чем начать исследование основной проблемы труда, Ильин прежде определяет, что «никто из честных людей» не думает в буквальном смысле о полном несопротивлении злу, то есть покорении ему, влекущему за собой «самопредание злу», поскольку человек, несопротивляющийся злу, рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло не является злом.
Тезис «несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым» возводится в ранг духовного закона. Душа, покорившаяся злу, начинает верить в то, что чёрное является белым, приспособляется ко злу и в результате уподобляется ему. Несопротивляющийся злу сам уже зол.
Внешнее состояние человеческого тела, никакой внешний поступок человека не могут рассматриваться как зло или добро сами по себе, взятые отдельно от человеческого душевно-духовного мира, который является «истинным местонахождением добра и зла».
Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое живущее в нас страстное тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Зло является противодуховной враждой. Однако «вражда ко злу не есть зло».
Добро не является внешним обрядом доброты, оно обязательно должно включать в себя одухотворение и любовь. Человек духовен тогда, когда обращён к объективному совершенству. Добро и зло определяются через наличие или отсутствие в них любви и одухотворения. Причём, настоящее добро должно сочетать в себе оба признака. Так любовь, лишённая одухотворенности, слепа, своекорыстна, подвержена опошлению.
Ильин определяет, что волевые действия могут быть свободными и заставляющими.
Понятие «заставление» определено как родовое и под ним понимается «такое наложение воли на внутренний или внешний состав человека, которое обращается не к духовному ви́дению и любовному приятию заставляемой души непосредственно, а пытается понудить её или пресечь её деятельность». Следует различать психическое и физическое заставление, причем самозаставление и заставление других могут иметь и психический и физический характер. Психическое самозаставление — самопонуждение, физическое заставление — самопринуждение (самонасилие).
Человеку не дано принуждать других к подлинным деяниям, то есть к духовно и душевно цельным поступкам. Ильин считает, что разумнее будет говорить о физическом понуждении, а не о физическом принуждении, поскольку принуждённость сама собою угаснет в момент личного, духовного восстания человека. Кроме всего прочего, возможно физическое пресечение, направленное на прекращение определённой деятельности.
По мнению Ивана Александровича, необходимо разделять заставление и насилие. Насилие является чем-то необоснованным, возмутительным, а насильник является угнетателем, злодеем. Поэтому нельзя доказывать «допустимость недопустимого» или «правомерность неправомерного». Поэтому термин «насилие» должен использоваться для обозначения случаев предосудительного заставления. Ильин критикует Л. Н. Толстого, говоря, что он и его последователи отождествляют всякое заставление с насилием.
Таким образом, понятию внешнего заставления подчинены, с одной стороны, понятия психического понуждения, физического понуждения и пресечения, с другой стороны, соответствующие виды насилия над другими.
Самопонуждение и самопринуждение имеют решающее значение в цивилизации и во внутренней культуре человека. Глубочайшая основа духовного воспитания состоит в самовоспитании. Все люди, осознанно или неосознанно, непрерывно воспитывают друг друга.
- Билет 1
- 1.Понятие этики.
- 2. Предмет этики.
- 3. Функции этики.
- 4. Структура этики.
- Билет 2
- 5. Профессиональная этика.
- 6. Актуальность профессиональной этики.
- Билет 3
- 7. Понятие морали.
- 8. Структура морали.
- Билет 4
- 9. Структура индивидуального морального сознания.
- 10. Структура общественного морального сознания.
- Билет 5
- 11. Поступок.
- Билет 6
- 18. «Донкихотство».
- Билет 7
- 19. Общие категории морали.
- Билет 8
- 20. Добро и Зло.
- Билет 9
- 21. Долг.
- 22. Марионетка и «винтик».
- Билет 10
- 23. Совесть.
- 24. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
- Билет 11
- 25. Честь и бесчестие.
- 26. Гендерная честь.
- Билет 12
- 27. Достоинство.
- Билет 13
- 28. Смысл жизни.
- 29. Счастье.
- Билет 14
- 30. Добродетель.
- 35. Искушение.
- 36. Раскаяние.
- 37. Искупление.
- 38. Исповедь.
- Билет 15
- 39. Нравственность.
- 40. Нравственность и мораль.
- Билет 16
- 41. Социальная этика.
- 42. Структура социальной этики.
- Билет 17
- 43. Социогуманизм.
- 44. Гуманизм.
- Билет 18
- 45. Антигуманизм.
- Билет 19
- 46. Социальная справедливость.
- 47. Социальная свобода.
- 48. Социальная ответственность.
- 49. Толерантность.
- 50. Принципиальность.
- Билет 20
- 51. Социальный паразитизм.
- 52. Социальный инфантилизм.
- Билет 21
- 53. Нигилизм.
- 54. Нравственный нигилизм.
- 55. Правовой нигилизм.
- Билет 22
- 56. Самосуд.
- 57. Робин Гуд и Юрий Деточкин.
- Билет 23
- 58. Прогресс.
- 59. Нравственный прогресс.
- Билет 24
- 60. Кризис.
- 61. Нравственный кризис в современной России.
- Билет 25
- 62. Этико-правовое учение Иммануила Канта.
- 63. Категорический императив.
- Билет 26
- 64. Этико-правовое учение Гегеля.
- Билет 27
- 67. Марксистское понимание сущности права.
- 68. Ленин.
- Билет 28
- 69. Учения о праве.
- Билет 29
- 70. Аксиомы правосознания.
- 71. О сопротивлении злу.
- Билет 30
- 72. Гедонизм.
- 73. Эвдемонизм.
- 74. Ригоризм.
- 75. Утилитаризм.
- 76. Разумный эгоизм.
- 77. Классовый интерес.
- 78. Общечеловеческие интересы.
- Билет 31
- 79. Нравственно-нигилистическая суть этики Фридриха Ницше.
- Билет 32
- 80. Юридические и моральные нормы.
- Билет 33
- 81. Моральный вред.
- 82. Реабилитация.
- 83. Помилование.
- Билет 34
- 84. Право и мораль.
- Билет 35
- 85. Нравственно-антропологические принципы права.
- 86. Юридическое сопровождение биологичности человека.
- 87. Юридическая установка на ресоциализацию преступника.
- 88. Нравственно-социальные принципы права.
- Билет 42
- 89. Международные документы.
- Билет 43
- Билет 44
- 90. Концепция Вышинского.
- Билет 45
- 91. Телефонное право.
- 92. Партийное право.
- 93. Теневое право.
- Билеты 45-48
- Билет 49
- 94. Геноцид
- 95. Апартеид.
- 96. Дискриминация.
- 97. Попустительство.