logo
Вол-во

2.1 Методологические подходы к изучению добровольческого труда

В изучении добровольчества можно выделить четыре методологические традиции. Первая – историческая – акцентирует внимание на становлении феномена добровольческого труда, его укорененности в религиозных ценностях и закономерностях развития общества. Вторая традиция может быть определена как социетальный подход и связана с выделением в обществе структурно-функциональных подсистем (секторов) и изучением функций труда в этих секторах. Третья традиция, представленная экономической социологией, фокусирует внимание на анализе деятельности независимого сектора, в котором используется волонтерский труд. Четвертая традиция представляет собой характерное для социологии труда исследование «добровольческого труда вообще» и простого процесса волонтерского труда на уровне организации.

Рассмотрим историческую традицию изучения добровольческого труда. Категория свободы является ключевой для понимания сущности добровольческого труда. Формирование его характера и специфики тесно связано с освобождением труда от всех видов принуждения: социального, экономического, административно-правового. В рабовладельческом обществе свободным считался труд социально свободных граждан, участвовавших в управлении государством, в отличие от труда рабов, который по сути оценивается как труд домашний.

В средние века «труд в поте лица» считался проклятием человека за его первородный грех. Ф.Аквинский утверждал, что своим трудом человек может обеспечить только свое биологическое существование и не способен достигнуть высоких целей. Свободный труд свободных людей был идеалом социалистов-утопистов. По К. Марксу, свободным выступает труд – антипод таких исторических форм труда с внешним принуждением и отчуждением, как рабский, барщинный и наемный. Объективной основой освобождения труда является превращение человека в субъекта исторического процесса. Появление социально-свободного работника стало важнейшим условием формирования экономически свободного человека, личностная структура и поведение которого испытали определяющее влияние религиозной, в частности протестантской этики. Критическая масса таких индивидов, сохранивших религиозный дух протестантизма и сумевших соединить его с духом свободы, заложили основы гражданского общества в США, в основе которого, по мнению А. де Токвиля, лежала способность к самоорганизации первых поселенцев, на добровольных началах строивших школы, дороги, дома, решающих совместно проблемы сообщества. Религиозные ценности (труд как путь к спасению; высокий уровень социальной организации жизни как долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества; готовность к обучению и принятию нового) в сочетании с гражданскими свободами стали основой современного добровольчества. Тем самым, феномен добровольческого труда заключается в свободе от социального, экономического и политического принуждения и бескорыстной направленности на решение проблем сообщества. В то же время было бы чрезмерным считать его полностью альтруистическим. История подтверждает наличие далеко не всегда бескорыстных мотивов волонтеров, по крайней мере, их части.

Добровольческий труд имеет свою традицию и в России. Он явился важнейшей характеристикой отечественной истории. Для крестьянских общин в России был характерен этот вид труда при решении общих проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка сделали крестьянскую общину одним из самых устойчивых институтов, влияние которого сохраняется и поныне. Наряду с общинными формами, общественное благодеяние в России обретало и другие формы, что нашло отражение в гражданских движениях, объединивших в своих рядах большое число известных и неизвестных активистов, нравственной потребностью которых была помощь ближнему. Один из известных примеров – безвозмездная деятельность представителей интеллигенции (учителей, врачей и т.д.) в сфере культуры – «хождение в народ».

Таким образом, основными функциями добровольческого труда выступают: участие в формировании и развитии гражданского общества, трансляция социетальных ценностей, традиций; гражданская социализация отдельного индивида; интеграция общества через ассоциации граждан, создание социального капитала; кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов; самоуправление и коллективное решение проблем сообщества на основе социальных инноваций; поддержка незащищенных групп, их социальная адаптация; свободное самовыражение и социальное творчество людей.

Следующая традиция связана с деятельностью института Дж. Хопкинса, проведшего исследования сначала в 22, а позднее в 36 странах. Для этого были выделены четыре ключевые переменные: расходы, занятость, количество добровольцев и доходы. Добровольчество рассматривалось как неоплачиваемая занятость. Такой подход реализуется в практике рынка труда развитых стран (особенно в периоды спада производства), где существуют бюро по найму добровольцев, с которыми оформляются контракты, а волонтерам оплачивают в 90% случаев проезд и в 50% - питание на рабочем месте (Великобритания). Работа волонтером по контракту в США зачитывается в трудовой стаж, причем в этом случае волонтеры должны быть не моложе 18 лет.

Учеными было выявлено множество побуждений добровольческого труда. В кризисные периоды мотивом становится сохранение безопасности своей семьи и своего общества как среды жизни. В мирное время побуждения выступают на первый взгляд как бескорыстные, однако многие западные профессионалы все же признают, что добровольчество обычно мотивируется также личным интересом. Аспект личного интереса выступает как познание нового, самоактуализация личности и возможность доступа к более высокому статусу. Рассматривая бескорыстные и эгоистические аспекты добровольческого труда с позиций теории социального обмена Шафер считает: чтобы поддержать усилия добровольца, награда должна существовать и время от времени превышать или хотя бы быть наравне с трудовым вкладом.