2. Причины и негативные последствия раннего алкоголизма
К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту в виде таблицы
|
| ||
Возрастной период | Причины | Последствия |
|
Ранее детство | Пьяное зачатие. Потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности. Потребление алкоголя в период кормления грудью. | Эпилепсия, слабоумие, аномалии физического развития, аномалии психического развития. |
|
Дошкольный и младший возраст 3-9 лет | Педагогическая неграмотность родителей. Семейные алкогольные традиции. | Алкогольное отравление организма. Формирование интереса к спиртному. |
|
Подростковый и юношеский возраст 9-18 лет | Неблагополучие семьи. Самоутверждение. Позитивная реклама спиртных напитков. Незанятость свободного времени. Отсутствие знаний о последствиях алкоголизма. Психологические особенности личности. Уход от проблем. | Формирование влечения к алкоголю. Формирование привычки к употреблению спиртных напитков. Выработка стереотипа алкогольного поведения. Совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения. Необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения. Использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы. Алкогольная зависимость |
|
|
|
|
|
Из приведенной таблицы видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста. Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.
Первый период - раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствует следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.
Об отрицательном влиянии пьянства родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого бога Гефеста.
Определенный интерес представляют произведения философов и врачей древности. Так, например, основоположник античной медицины Гиппократ виновниками идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических заболеваний считал родителей, употребляющих алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в начале века были обследованы более 8 тысяч детей-идиотов, содержащихся в специальных домах-приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период свадеб, карнавалов и других празднеств, сопровождающихся потребления алкоголя.
Накопленные наукой данные показывают, насколько тяжелы последствия потребления спиртного беременного женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развивающего плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловой спирт, плацента не обладает. Алкогольное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, не заращению твердого неба, дефектам развития половых органов, уменьшению размера головы, уплощению середины лица, короткому разрезу глазной щели и т.д.
Так как плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.
Второй период - дошкольный и младший школьный возраст. В это период наиболее существенными причинами являются две - педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.
Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.
Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.
Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Обследование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосознанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.
Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.
Третий период - подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.
Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или в школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного.
В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:
- социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т.д.);
- социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т.д.);
- криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации и т.д.)
- физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений)
Таким образом, в зависимости от возрастного периода приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных этапах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.