logo
Доклад МИД России «О ситуации с правами челове

Эстония

В Эстонии проживает около 100 тыс. «неграждан», чей правовой статус является специальным «изобретением» эстонских властей с тем, чтобы вывести эту категорию людей из-под действия международных конвенций, включая Конвенцию о статусе апатридов 1954 г. и Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 г, а также избежать включения этой группы населения в официальную статистическую отчетность о численности ЛБГ. Завышенные языковые требования, отсутствие автоматического предоставления гражданства детям «неграждан», курс эстонских властей на ассимиляцию наших соотечественников привели к падению темпов натурализации. В 2010 г. гражданство Эстонии получили всего 1184 чел. (в 2005 г. – 7 тыс. чел.).

На сегодня нет оснований полагать, что в обозримой перспективе эстонское руководство будет готово предпринять реальные меры по преодолению сложившейся ситуации, хотя профильными международными организациями, местной общественностью и даже депутатами эстонского парламента предлагались для этого такие шаги, как автоматическое предоставление гражданства детям «серопаспортников», натурализация в упрощенном порядке родившихся на территории ЭССР/Эстонии лиц, не имеющих в настоящее время никакого гражданства, полная или частичная отмена языковых требований для предоставления гражданства всем лицам пенсионного возраста, а не только родившимся до 1 января 1930 г., как это предусмотрено ныне.

Другой системной проблемой Эстонии является практическое бездействие положений Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств. Этот документ был ратифицирован в Эстонии 21 ноября 1996 г. с оговоркой о том, что национальным меньшинством могут считаться исключительно граждане Эстонской Республики. На этом основании длительное время власти отказывались принимать ходатайства от муниципальных властей мест компактного проживания русскоязычного меньшинства о придании в этих районах русскому языку статуса официального, мотивируя свои отказы ссылками на ратификационный закон. В настоящее время доля «неграждан» в местах его компактного проживания в республике значительно превышает требуемые 50%, однако ситуация не меняется.

При этом сами муниципалитеты северо-востока страны, где сосредоточена основная часть наших соотечественников, приспособились к существующей ситуации (неофициально делопроизводство ведется на русском языке, включая обсуждение и голосование по различного рода вопросам, а итоговые документы и протоколы оформляются на государственном языке «задним числом») и не намерены снова поднимать эту тему перед правительством страны, зная его «принципиальную позицию» в данном вопросе.

Еще одной острой проблемой остается взятый правительством Эстонии курс на полную ликвидацию образования на русском языке, пока на гимназической стадии. Несмотря на то, что действующее эстонское законодательство (Закон «Об основной школе и гимназии») предусматривает возможность обучения не только на эстонском, но и других языках, местное Министерство образования и науки считает себя свободным от неукоснительного соблюдения норм права. Обнародованный десятилетний план развития системы образования на 2011-2020 гг. не предусматривает обучения в государственных школах на каком-либо другом языке, кроме эстонского. В течение многих лет в профильных вузах не осуществляется подготовка учительских кадров для школ с русским языком обучения. При этом бывший и нынешний министры образования Т.Лукас и Я.Аавиксоо заявляли, что прописанная в упомянутом законе норма о возможности наличия школ с отличным от эстонского языком обучения является исключением, на которое они никогда не пойдут, чем продемонстрировали не только правовой нигилизм части эстонского руководства, но и пренебрежительное отношение к собственному законодательству. С текущего учебного года 60% предметов во всех гимназиях будут преподаваться на эстонском языке, что безусловно ударит по качеству образования прежде всего русскоязычных учеников.

Сохранение после парламентских выборов в марте с.г. прежнего расклада сил на внутриполитическом ландшафте не дает оснований ожидать в обозримом будущем положительных изменений на правочеловеческой сфере. В связи с этим стоит отметить мнение правозащитников Таллинского Центра информации по правам человека, что эстонские власти вообще искусно «играют» на этом поле, и даже немногие выявленные за последние несколько лет случаи, «раскрученные» Центром, трактуются Европейским судом по правам человека как правило не в пользу истцов по причине отсутствия явных признаков ограничения их прав.

В Эстонии продолжает наблюдаться рост неонацистских проявлений. В августе с.г. при финансовой поддержке Минбороны вновь проведена так называемая ежегодная военно-спортивная игра «Эрна-2011», фактически прославляющая действия абверовской диверсионной группы в тылу Красной Армии в августе 1941 г. В Эстонии проходят ставшие традиционными публичные собрания легионеров «Ваффен СС», из исторического центра Таллина был убран «Бронзовый солдат» (памятник Воину-освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков).

Грузия

В ночь с 25 на 26 мая с.г. грузинская полиция разогнала группу митингующих граждан перед зданием парламента Грузии. Один из демонстрантов погиб, десятки, включая женщин, жестко избиты. Расправе подверглись не только демонстранты, но и журналисты. Все это явилось еще одним очевидным подтверждением критической ситуации с соблюдением прав человека в Грузии. Действия Тбилиси стали очередным грубым нарушением права на мирные собрания и на свободу выражения мнений. Соответствующие жесткие рекомендации были адресованы грузинским властям в январе с.г. в ходе первого этапа прохождения Грузией процедуры Универсального периодического обзора в рамках Совета ООН по правам человека.

«Международная Амнистия» в августе с.г. опубликовала доклад, критикующий Тбилиси за принудительное переселение временно перемещенных лиц (ВПЛ) из временных убежищ. В докладе указывается, что в настоящее время в результате вооруженных конфликтов в 1990-х гг. и в 2008 г. около 6 проц. населения Грузии (247 тыс.чел.) являются ВПЛ. Большинство из них на протяжении более 20 лет не имеют возможности реализовать свое право на возвращение, не получили постоянного жилья, испытывают значительные сложности при трудоустройстве и доступе к медицинским услугам, социально и экономически не защищены.

На фоне волны новых выселений, начавшейся в июле с.г., правозащитники отмечают, что политика Тбилиси ведет к ухудшению положения ВПЛ и противоречит международно-правовым обязательствам Грузии. В частности, не обеспечивается право ВПЛ на предварительное информирование о выселении, возвращение в места своего исконного проживания, получение· компенсаций, предоставление адекватного нового жилья. Грузинское правительство также не предпринимает мер по социальной адаптации и экономической поддержке пострадавших, перемещая людей в изолированные, слабо развитые районы страны с ограниченными возможностями по трудоустройству.

Отмечается, что всего за период с июня 2010 г. по январь с.г. более 1000 человек были перемещены из Тбилиси в отдаленные части страны, где отсутствует элементарная инфраструктура, а жизненные условия крайне тяжелые.

Хотя в 2005 г. грузинский парламент ратифицировал Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств, Тбилиси сделал ряд существенных оговорок, уточняющих ее имплементацию. В частности, было подчеркнуто, что гарантировать полное введение в действие Конвенции невозможно до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность Грузии. В отношении поддержки и развития языков национальных меньшинств парламент отметил, что государство обязано предоставить национальным меньшинствам возможность изучения государственного языка, но не признал обязательства государства поддерживать языки меньшинств и способствовать их развитию. В настоящее время грузинский парламент продолжает затягивать ратификацию Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, что настоятельно рекомендует сделать Совет Европы в рамках создания правовой структуры, отвечающей европейским стандартам защиты прав человека.

В проекте резолюции Комитета Министров Совета Европы (КМСЕ) по выполнению Грузией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (РКЗНМ) за 2010 г. отмечено, что основная проблема, стоящая перед властями, заключается в обеспечении языковых прав нацменьшинств. Хотя власти Грузии и предпринимают усилия по обеспечению обучения меньшинств грузинскому языку, тем не менее эти усилия явно не адекватны имеющимся потребностям. Констатировано ограниченное участие национальных меньшинств в культурной, социальной, экономической и общественно-политической сферах. Выражена озабоченность тем, что особое воздействие на положение нацменьшинств оказывает растущая межконфессиональная напряженность в Грузии.

В заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) по докладам Грузии о правозащитной ситуации в стране в августе с.г. указывается на отсутствие законодательства по защите меньшинств. Отмечено, что в уголовном кодексе не содержится антирасистских норм. Расизм не считается отягчающим обстоятельством при совершении преступлений. С этими обстоятельствами эксперты связали малое количество судебных дел по расовой дискриминации. Обеспокоенность вызвали случаи предвзятого отношения и преобладания негативных стереотипов об этнических и религиозных меньшинствах в СМИ, публичных высказываниях политиков и школьных учебниках. Кроме того, эксперты указали, что после конфликта 2008 г. некоторые меньшинства открыто позиционируются как «враги». Выражена озабоченность сообщениями о произвольных арестах и плохом обращении силовиков с иностранцами.

Было отмечено слабое знание грузинского языка среди меньшинств, что является препятствием для их полноценной интеграции в общество, получения адекватного образования, трудоустройства и представленности в госучреждениях. Незнание грузинского языка также названо в качестве причины многочисленных случаев произвольного задержания полицией. В негатив грузинам пошло и отсутствие подробной статистической информации по многим социальным группам населения, в т.ч. по меньшинствам, ВПЛ и беженцам. Было отмечено, что большое количество детей не регистрируется при рождении.

Несколько пассажей в тексте посвящено дискриминации азербайджанцев и армян, притеснениям цыган, препятствиям в репатриации турок-месхетинцев, бедственному положению ВПЛ и беженцев, на протяжении многих лет оказавшихся без поддержки программ интеграции.

В докладе Рабочей группы Совета ООН по правам человека по произвольному задержанию по итогам визита в Грузию (окончательный текст планируется выпустить к следующей сессии СПЧ в марте 2012 г.) содержатся выводы о полной зависимости судебной власти от исполнительной в этой стране. Рабочую группу особо поразило положение в пенитенциарной системе, ситуация, когда возможность выйти на свободу определяется исключительно наличием у заключенного денег и связей. Отмечается, что в стране царит практически полная безнаказанность сотрудников правоохранительных органов.

Грузинские власти целенаправленно проводят дискриминационную политику по отношению к азербайджанцам – самому многочисленному национальному меньшинству в стране. Общая численность этнических азербайджанцев в Грузии – примерно 300 тыс. человек (около 7% населения страны).

В районе Квемо-Картли планомерно сокращается азербайджанский сектор в средних школах, а при приеме на государственную службу отдается предпочтение лицам грузинской национальности. Здесь также имели место инциденты, приводившие к обострению межэтнических отношений – в декабре 2004 г. и в марте 2006 г.

В местах компактного проживания азербайджанцев целенаправленно формируются грузинские анклавы.

Ущемлением прав этнических азербайджанцев обернулось принятие парламентом Грузии закона «О культурном наследии», предусматривающего взимание дополнительного налога с жителей исторической части Тбилиси. Именно здесь сосредоточено азербайджанское население города, большая часть которого принадлежит к малообеспеченным слоям. Представители азербайджанской общины утверждают, что имеет место попытка выдавливания азербайджанцев из столицы с использованием экономических рычагов.

Одной из последних по времени антиазербайджанских провокаций, имевших общественный резонанс, можно считать помещенную на официальном сайте государственного реестра Грузии карту, на которой азербайджанским селам были присвоены грузинские названия. Это относится к пяти селам Марнеульского района и 12 селам Цалкского района, все они входят в состав губернии Квемо-Картли (азербайджанское название – Борчалы). Начиная с 90-х гг. прошлого века уже было переименовано 38 населенных пунктов, и этот процесс продолжается. Подобные действия грузинских властей несомненно задевают национальные чувства местного населения и не способствуют росту их авторитета. Как итог – массовый характер приобретает переселение азербайджанцев в сопредельный Азербайджан.

В 1944 г. была осуществлена массовая депортация турок-месхетинцев (порядка 90 тыс. чел.) из Грузии в Среднюю Азию. При выступлении в Совет Европы в 1999 г. Грузия обязалась в течение двух лет принять закон о репатриации турок-месхетинцев, предусматривающий предоставление им грузинского гражданства, и обеспечить их возвращение в последующие 10 лет (т.е. до конца этого года). Принятый в Грузии в 2008 г. соответствующий закон носит декларативный характер и не предусматривает реальных стимулов и гарантий для репатриантов. Процесс возвращения обставляется рядом жестких ограничений и трудновыполнимых бюрократических условий. На деле репатриация так и не осуществляется. Данный вопрос периодически поднимается в рамках ОБСЕ, в т.ч. по линии ее Верховного комиссара по делам нацменьшинств К.Воллебека. В заключении Консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств за 2008 г. отмечается масса трудностей в репатриации, начиная от требований, связанных с подачей ходатайств и заканчивая финансовыми проблемами в реализации программ интеграции месхетинцев. В докладе Европейской комиссии по Грузии в 2010 г. Грузии рекомендовано предпринять срочные меры по интеграции месхетинского населения, которые должны затрагивать как самих турок-месхетинцев, так и местное грузинское население, по–прежнему враждебно относящееся к месхетинцам, в особенности в районах исторического проживания турок-месехтинцев.

26 июля 2010 г. на территории Грузии был арестован председатель Международного общества турок-месхетинцев «Ватан» С.М.Барбакадзе. Насколько можно судить по обстоятельствам дела, данный арест не имеет под собой юридического обоснования и носит провокационный характер с целью воспрепятствовать массовому возвращению турок-месхетинцев на территорию Грузии. В связи с арестом С.М.Барбакадзе Р.С.Барбакадзе (сыном задержанного) направлены обращения на имя верховного комиссара ООН по правам человека Н.Пиллай и комиссара СЕ по правам человека Т.Хаммерберга. В январе 2011 г. С.М.Барбакадзе был осужден к 11 годам тюремного заключения и выплате крупного денежного штрафа. Состояние здоровья этого больного человека преклонного возраста в заключении значительно ухудшилось. За его судьбой продолжают пристально следить международные правозащитные институты и неправительственные организации.

В настоящее время, по официальным данным, армянская община Грузии состоит из 246 тыс. чел. В связи с высоким уровнем эмиграции армянского населения из Грузии в Россию, Грецию, другие страны Европы, что в первую очередь обусловлено тяжелой социально-экономической ситуацией и безработицей в стране (около 35% трудоспособного населения Грузии), уже в начале 90-х гг. прошлого века страну покинула большая часть армянской интеллигенции и успешных предпринимателей.

В соответствии с решением грузинского правительства в силу вступила система «билингвального образования», согласно которой армянским школьникам на родном языке все предметы преподаются лишь в начальных классах, а затем такие предметы как химия, физика, математика и т.д. школьники изучают на грузинском, историю Армении – на армянском языке.

Населенный армянами район Самцхе-Джавахети (по-армянски Джавахк) находится в бедственном социально-экономическом положении. Около 40% населения региона вынуждены зимой выезжать на заработки в Россию (около 20 тыс. имеют российское гражданство). На административные должности в местных органах власти назначаются преимущественно грузины. В январе 2009 г. там было отмечено резкое обострение ситуации в связи с проведенными грузинскими властями арестами по обвинению в сепаратистской деятельности и шпионаже директора Армянского молодежного центра «Ахалцихе» Г.Минасяна и президента благотворительной организации «Шарль Азнавур» С.Акопджаняна. Данная акция вызвала единодушное осуждение со стороны армянских общественных организаций как в Грузии, так и в самой Армении (в том числе и на парламентском уровне). В июне 2009 г. грузинскими пограничниками было отказано во въезде депутату Национального Собрания Армении, председателю земляческого союза «Джавакх» Ш.Торосяну. По этому поводу МИД Армении заявил официальный протест Тбилиси.

Посещающие Грузию по частным делам россияне, в первую очередь этнические грузины, становятся объектами провокаций и произвола грузинских спецслужб. Фабрикуются разного рода шпионские скандалы, становящиеся все более и более неправдоподобными.

Ими отработана соответствующая схема: изъятие паспорта, «приглашение на беседу», в ходе которой российскому гражданину предлагается «сотрудничество», а у несговорчивых «обнаруживают» оружие, наркотики или фальшивые деньги. По сфабрикованным таким образом «делам» приговорены к тюремному заключению доктор юридических наук, член Союза журналистов России В.В.Вахания и отставной подполковник российской армии П.Г.Блиадзе.

Доктор юридических наук В.В.Вахания долгое время работал в органах Российской прокуратуры, является членом Союза журналистов Российской Федерации, постоянно проживает в Москве. В 2008 г. он получил также грузинское гражданство.

Летом 2008 г. В.В.Вахания с женой и тремя детьми приехал с частным визитом на родину в Зугдиди. При попытке вылететь в Москву вместе с семьей в октябре 2008 г. В.В.Вахания был снят с рейса. Без объяснения причин у него были изъяты документы, от него требовали признания в шпионаже в пользу России.

11 марта 2009 г. некая журналистка обвинила В.В.Вахания в угрозах в ее адрес, а 15 марта в его зугдидском доме был произведен обыск, в ходе которого «были обнаружены» автомат с боеприпасами и гранаты. В конце марта того же года В.В.Вахания арестовали по явно сфабрикованным обвинениям: «незаконное воспрепятствование журналистам в осуществлении профессиональной деятельности» (ст.154 УК Грузии) и «противоправное приобретение, хранение, или сбыт огнестрельного оружия» (ст.236 УК Грузии). 11 сентября 2009 г. районный суд г.Зугдиди приговорил его к 4 годам лишения свободы.

По заявлениям родственников, в настоящее время В.В.Вахания тяжело болен, однако ему отказывают в квалифицированном лечении, не дают разрешения на проведение медицинской экспертизы. При этом утверждается, что тюремные врачи намеренно вводят ему препараты, усугубляющие состояние здоровья.

В мае 2009 г. в Грузию приехал для решения семейных проблем отставной российский подполковник П.Г.Блиадзе. Уже при пересечении границы грузинские спецслужбы предложили ему заявить под видеозапись о том, что он является «агентом Москвы» и причастен к организации так называемого мятежа на военной базе в Мухровани. Через месяц его арестовали, подбросив, как и в случае с В.В.Вахания, оружие (пистолет). В ходе следствия П.Г.Блиадзе неоднократно обещали, в том числе через назначенного адвоката, немедленное освобождение в обмен на видеопризнание в «сотрудничестве с российскими спецслужбами и участии в антигрузинской деятельности».

В ноябре 2009 г. Тбилисский городской суд признал П.Г.Блиадзе «виновным в незаконном приобретении и ношении огнестрельного оружия» и осудил на пять лет лишения свободы.

Судебное разбирательство с самого начала шло формально. Ходатайства и протесты стороны защиты отклонялись без объяснения причин. В качестве свидетелей были приглашены только сотрудники МВД Грузии, участвовавшие в задержании П.Г.Блиадзе.

Аналогичную схему грузинские спецслужбы пытались реализовать в отношении российского гражданина, бывшего военнослужащего Я.М.Кенкадзе (проживает в Краснодарском крае, прибыл в Грузию в конце сентября 2009 г. для встречи с матерью).

Уже при въезде в страну он ощутил повышенное внимание к себе – офицер-пограничник тщательно зафиксировал его адрес и контактные телефоны в Грузии. 26 октября по месту проживания Я.М.Кенкадзе пришли два человека, назвавшиеся «представителями спецслужб», однако не предъявившие никаких удостоверений. Они без объяснения причин изъяли российский загранпаспорт российского гражданина, потребовав, чтобы он «явился на беседу, позвонив предварительно по указанному номеру телефона».

Только благодаря тому, что Я.М.Кенкадзе обратился за помощью в Секцию интересов России при Посольстве Швейцарии в Тбилиси, он смог благополучно выехать из страны. Консульские сотрудники в срочном порядке оформили ему свидетельство на возвращение и сопроводили до границы с Арменией. При этом швейцарская сторона была должным образом проинформирована о ситуации.

13 мая 2010 г. в Грузии по обвинению в подделке и распространении денежных знаков были арестованы граждане Российской Федерации Ю.Д.Скрыльников, Ю.А.Марчук и М.И.Вялов (последний имеет также гражданство Грузии).

7 октября 2010 г. приговором Батумского городского суда Ю.Д.Скрыльников, Ю.А.Марчук и М.И.Вялов были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 212 УК Грузии (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг) и приговорены: Ю.А.Марчук и М.И.Вялов – к шести годам лишения свободы, а Ю.Д.Скрыльников как «организатор» – к восемнадцати годам. На него также наложен штраф в размере 12 тыс. грузинских лари (около 70 тыс. долл. США).

Информация, полученная при посещении арестованных россиян консульским сотрудником Секции Интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарской Конфедерации в Грузии, вызывает обоснованные подозрения в том, что заведенное в отношении них уголовное дело является сфабрикованным. Так, выяснилось, что фальшивые денежные купюры на сумму 3800 долларов США у Ю.Д.Скрыльникова и 2000 долларов США у Ю.А.Марчука были обнаружены лишь через два часа после их задержания, причем в обоих случаях в качестве понятых выступали сотрудники МВД Грузии.

Следует также отметить, что ранее Ю.А.Марчук и М.И.Вялов проходили службу на российской военной базе в Батуми, а один из сыновей Ю.Д.Скрыльникова является военнослужащим Северокавказского военного округа Вооруженных сил Российской Федерации. В ходе допросов в следственном изоляторе Ю.Д.Скрыльникову задавались главным образом, вопросы, касающиеся службы его сына (занимаемая должность, функциональные обязанности и т.д.).

5 ноября 2010 г. в Тбилиси было объявлено об аресте 13 человек по обвинению в шпионаже в пользу России. МВД Грузии опубликовало список задержанных. Среди них вновь фигурирует Ю.Д.Скрыльников, пенсионер МВД, незадолго до этого осужденный в Батуми на 18 лет «за распространение фальшивых денег». 6 июля с.г. в Батуми завершился судебный процесс над упомянутыми лицами. Девять обвиняемых в шпионаже были осуждены на сроки от 11 до 14 лет. Самый суровый приговор (14 лет) получил Ю.Д.Скрыльников. При этом суд не принял во внимание тот факт, что российский гражданин тяжело болен и не может самостоятельно передвигаться.

Грузинские власти саботируют выполнение обязательств в сфере оказания правовой помощи, которые они несут в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 г., участницей которой Грузия остается, несмотря на выход из СНГ. В частности, игнорируются запросы российской стороны о выдаче лиц для отбывания наказания в Российской Федерации.

Так, В.Г.Гудушаури был задержан грузинским правоохранительными органами в июне 2006 г. между пунктами перехода «Верхний Ларс» (Россия) – «Казбеги» (Грузия). По обвинению в краже и шпионаже он был в 2007 г. осужден на десять лет лишения свободы. В августе 2009 г. Министерством юстиции Российской Федерации был направлен запрос грузинской стороне относительно выдачи В.Г.Гудушаури для дальнейшего отбывания наказания на территории России. Ответа на этот запрос не поступило.

В 2008 г. российский гражданин П.П.Сиукаев был осужден грузинским судом к 9 с половиной годам лишения свободы за преступление, предусмотренное частью 2 с. 262 УК Грузии – незаконное приобретение и хранение наркотических средств. Уголовное дело, по нашим сведениям, было сфабриковано сотрудниками МВД Грузии, подбросившими ему героин. Судебные заседания по его делу проходили формально, без тщательного рассмотрения доказательств вины россиянина. Апелляционная жалоба в суде 2-й инстанции осталась без рассмотрения. Кассационная палата Верховного Суда Грузии также оставила приговор без изменения.

По словам П.П.Сиукаева, во время следствия сотрудники грузинских спецслужб открытым текстом говорили о возможности условного приговора в случае предоставления гражданином России информации о его службе в российских внутренних войсках.

В нарушение общепринятых международных норм, грузинские власти чинят препятствия российским консульским сотрудникам в части посещения граждан России, находящихся в пенитенциарных заведениях. Разрешение, как правило, удается получить только после настойчивых напоминаний и лишь благодаря содействию посольства Швейцарии. В случае с П.Г.Блиадзе на это потребовалось несколько месяцев.

19 апреля с.г. при въезде в Грузию российская гражданка З.Р.Блицадзе-Родионова (близкая родственница жесткого оппозиционера нынешней грузинской власти Н.А.Бурджанадзе) подверглась нападению во время прохождения таможенного контроля в аэропорту Тбилиси. Ни в чем не повинную женщину задерживали более четырех часов, ей были нанесены травмы различной степени тяжести.

Канада

Ситуация с правами человека в Канаде продолжает оставаться непростой. Страна подвергается критике, главным образом в вышедшем в июле 2011 г. очередном докладе «Возвращаясь на путь прав человека» международной НПО «Международная Амнистия».

«Национальным позором» в докладе было названо обращение с коренными жителями страны. Так, отмечается, что федеральное и провинциальные правительства долгое время не признают права на землю и грубое неравенство в доступе «коренников» к услугам здравоохранения, чистой воде, образованию и жилью. По данным исследования, проведенного группой ученых из Университета МакГилл, систематически нарушаются права инуитов на доступ к полноценному питанию (6 из 10 инуитов не доедают), что влечет за собой массовое распространение диабета и сердечно-сосудистых заболеваний среди данной группы населения.

К этому следует добавить участившиеся случаи полицейского насилия. В частности, в ноябре 2010 г. Оттава была шокирована ставшими достоянием общественности видеоматериалами, запечатлевшими избиение и унижающее человеческое достоинство обращение офицеров полиции с задержанной несовершеннолетней девушкой. Также имеются многочисленные свидетельства о превышении полицией г.Ванкувер своих полномочий во время беспорядков в июне 2011 г. после финала Кубка Стэнли, а также об использовании служебных собак для разгона демонстраций.

В Канаде от насилия и дискриминации страдают коренные женщины и несовершеннолетние девочки. В 2010-2011 гг. федеральное правительство резко сократило финансирование для организации, защищающих права женщин, на исследования и адвокатов для защиты женского равенства.

Положение с соблюдением прав беженцев и иммигрантов в Канаде также вызывает обеспокоенность правозащитников. Обращение с прибывшими в августе 2010 г. к канадским берегам на «СанСи» беженцами из Бангладеш названо «процессуальным злоупотреблением» со стороны судьи Федерального суда. Предложенный в качестве решения законопроект С-49 вызвал критику всех оппозиционных партий, т.к. нарушал принципы прав человека, такие как запрет на произвольное задержание и арест.

Большой резонанс в местном правозащитном сообществе получила депортация из страны без суда и следствия более 30 человек, обвиненных в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

С другой стороны, граждане Канады за рубежом не достаточно защищены своим правительством. Список стран, где случаются проблемы, довольно обширен – Китай, Саудовская Аравия, Эфиопия, Иран, Египет, США. Правительство Канады в некоторых случаях отказывалось вмешиваться или ограничивалось минимальным вмешательством; в других случаях вмешательство не приводило, по мнению самих граждан, к какому-либо положительному результату. Несмотря на запросы и постановления Верховного и Федерального судов, дела не расследуются.

Здесь, как и в других странах, то и дело раздаются призывы местных политиков ограничить доступ к Интернету под предлогом борьбы с экстремистскими призывами, но ввиду отсутствия действенного механизма, на практике это может привести к зажиму электронных СМИ, сокращению всеобщего доступа к информационным веб-ресурсам.