2. История развития социологии.
Истоки социально-политических учений в Украине
После принятия в 988 г. христианства на Руси появляются и зачатки социально-политической мысли. Первыми философскими, социально-политическими трудами стали переводы сочинений отцов церкви, сборники Святослава, отражавшие мысль о самостоятельности государства и власти, содержащие отдельные суждения о морали в обществе древнегреческих и христианских философов Пифагора, Демокрита, Сократа, Аристина, Диогена, Платона, Аристотеля и др. Теоретическая мысль Киевской Руси пытается создать моральное мировоззрение христианства, раскрыть истоки и предпосылки становления государственности.
Социологическая мысль в Украине впитывает такие мысли, теоретические обобщения и идеи многих мыслителей прошлого, которых можно причислить к зачинателям отечественной протосоциологии. Среди них Н. Костомаров, М. Драгоманов, О. Потебня, И. Франко, Ф. Вовк, М. Туган-Барановский, М. Шаповал и др. Они в социально-философских, антропологических, культурологических и исторических исследованиях проторили путь социологической мысли в Украину, занимали заметное место в европейском научном и культурном движении. То есть развитие социологической мысли в Украине стало единством двух тенденций, определивших особенность ее формирования, – единством универсального и национального.
Универсальное, общенаучное проявлялось в расширении, анализе и развитии передовых в то время социологических теорий, методов исследования, идей. Национальной же особенностью развития социологии на украинской ниве было ее тесное переплетение с социально-политической жизнью, национально-освободительным движением, соединение с творческим наследием выдающихся представителей научной и общественной деятельности. Это определяло как общенаучные, наднациональные черты достижений украинских мыслителей, так и определенную специфичность их подходов к изучению социальной реальности и использования социологических знаний.
Большое значение для развития просвещения и социального знания в Украине имели реформы церкви и образования, проведенные Петром Могилой, которые способствовали подготовке нового слоя светских и церковных деятелей, расширению базы дальнейшего развития просвещения и гуманизма. Созданная Киевская Коллегия дала целую плеяду выдающихся общественных, церковных деятелей и ученых для Украины и других славянских стран.
На научной основе протосоциологическая проблематика в Украине особенно глубоко разрабатывалась представителями и выпускниками Киево-Могилянской академии, с деятельностью которой связан дальнейший прогресс социокультурных процессов в Украине – в расширении образования, научных знаний, сохранении и продолжении традиций, поддержании контактов с Западом, освоении его культурно-исторического и научного потенциала.
Особенно велика заслуга ученых Киево-Могилянской коллегии в исследовании истории Украины и славян (И. Гизель), в разработке идеи единства Украины (Л. Баранович), в понимании необходимости развития научного знания, в разработке концепции естественного права и общественного договора, в понимании истории как способа деятельности, в разграничении теории и практики и их единстве (Ф. Прокопович). Начинает осмысливаться активный характер человеческой деятельности в контексте человеческого выбора (свободная воля) ответственных действий, поступков человека, анализируются некоторые механизмы человеческой деятельности на основе цели, способов и результатов достижения (Г. Конисский).
М. Грушевский как представитель социологической мысли в Украине.
Видный общественный деятель и ученый М.С. Грушевский (1866–1934) является лидером институциализированной социологии в Украине. Он широко известен как историк, этнолог, фольклорист, политический деятель и, наконец, как первый президент Украинской Народной Республики (1918 г.), органически сочетавшим научно-исследовательскую и практически-политическую деятельность. Его теоретико-методологические подходы формировались под влиянием концепций Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, с которым Грушевский общался во время пребывания в Париже. Дюркгеймовская «новая теория познания», прежде всего «правила социологического метода» определили направление его собственных аналитических исследований. Можно утверждать, что Грушевский как социолог сформировался в русле классической позитивной традиции: французской социологической школы Э. Дюркгейма, антропологических идей Л. Леви-Брюля и психологических подходов В. Вундта.
На основах и принципах классической социологической традиции был основан Грушевским в 1919 г. в Вене первый Украинский социологический институт, просуществовавший до 1924 г. В работах Грушевского и его сподвижников В. Старосольского, М. Шестопака, Д. Антоновича, В. Липинского раскрывались различные стороны прошлой и настоящей жизни Украины. Преобладала социо-антропологическая проблематика развития общества, его первоначальных форм и законов эволюции.
Эту проблематику Грушевский называл «генетической социологией». В своем главном социологическом труде «Зачатки общества (генетическая социология)» он анализировал причины и факторы образования социальности, возникновения и существования человеческого общества, теоретически осмысливал фундаментальные социокультурные сдвиги и переломы в развитии человечества, формы человеческой жизнедеятельности, наиболее четко проявившиеся в процессе индустриализации западноевропейских стран. Специфические процессы, сопровождавшие капиталистические отношения, кризис традиционных институтов (семьи, соседских отношений и т.п.), возрастание специализации труда,, урбанизация, возникновение новых прослоек управленцев и т.п. по мысли Э. Дюркгейма и его последователей, вели к утрате «органической солидарности» и возникновению «механической солидарности». Грушевский ставил целью своих исследований: во-первых, доходчиво и популярно ознакомить широкие круги украинской общественности с новыми течениями в социологии; во-вторых, вычленить и прокомментировать основные методологические проблемы исследования форм общности, определить универсальные подходы, доступные в украинской реальности; возродить интерес отечественной науки к социологическим исследованиям, приступить к разработке «генетической социологии» в украиноведении; в-третьих обосновать свою оригинальную концепцию становления социальности, выявить механизмы и законы трансформации человеческого общества, ответить на вызов времени, проповедовавшего «реакцию против индивидуализма и классовости», или возвратить чувства уважения к коллективизму и солидарности, соединить таким образом в мировоззренческо-методологическом плане социализм и позитивизм.
Социологическая теория М. Грушевского направлена прежде всего на выяснение зачатков общности, историко-культурологическое ее исследование. Он стремится аргументировать тезис, что то, что называют общностью есть ни что иное, как «организованное человеческое множество», объединенное чувством солидарности и надежными формами сотрудничества. И важно потому, выявить и проанализировать «организационные формы совместной жизни и кооперации», определить степень их универсальности. М. Грушевский правильным считал подходить к пониманию обществ и народов, уделяя большое внимание элементам целесообразности и моральности, посредованной человеческой воле как важнейшим факторам общественного объединения. Таким образом, М. Грушевсий ратует за разумный баланс детерминистики описательных подходов, за объединение объективизма и психолого-культурных принципов в рамках социологического познания начала ХХ столетия.
Несмотря на некоторую идеализацию украинства, Грушевский был одним из немногих общественных деятелей революционного периода ХХ в., который стремился разработать научные основы политической стратегии. Его проекты социального и национального строительства опирались на учет таких черт общественной организации того времени, как настроение народных масс, механизмы демократических свобод, решение «земельного вопроса» и т.п., а также на принципы «народного единства», солидарность.
История развития социологической мысли в Украине открывает не только общие закономерности становления системы социологического знания безотносительно к историческому пространству и времени, но и отображает всю сложность экономических, политических, социальных, познавательно-научных процессов, проблем, условий, тенденций, которые материализовывались в конкретных идеях, учениях, концепциях, проблемах и убеждениях общественных мыслителей.
В условиях СССР социология недооценивалась. И только с 60-х годов начинается ее возрождение. Первыми ростками этого процесса стали лаборатории конкретных социологических исследований. Такие лаборатории были открыты в Киевском госуниверситете при кафедре философии в 1961 г., затем подобные лаборатории были открыты во Львовском, Харьковском университетах и позже в других вузах Украины.
Готовятся социологические кадры высшей квалификации. Был открыт набор в аспирантуру по специальности «социология». В декабре 1979 г. в Киевском университете была создана первая в его истории кафедра социологии, в 1986 г. – отделения социологии, а с апреля 1991 г. – факультеты или отделения в Харьковском, Львовском, Одесском, Днепропетровском, Волынском университетах.
В 60–70-х годах шло становление научно-исследовательских социологических центров в университетах, институтах, на крупных промышленных предприятиях. В 1969 г. в Москве был основан Институт конкретных социологических исследований (с 1988 г. – Институт социологии А.Н.СССР). В Украине в 1868 г. в структуре Института философии А.Н. был организован социологический отдел, на базе которого осенью 1990 г. создан Институт социологии Академии наук Украины.
Следовательно, современная украинская социологическая мысль в качестве своего истока имеет советскую социологическую мысль.
В настоящее время основными направлениями развития социологической мысли в Украине являются:
– обновление процесса прерванной социологической традиции, связанной родством с историческим и национально-культурным подтекстом;
– ориентация на интегральный синтез лучших достижений мировой социологии с соответствующими проблемами и потребностями украинского общества и дальнейшая разработка теоретических основ социологии, раскрывающих особенности развития украинского общества;
– исследования становления и развития новой социальной системы и структуры, формирования новых и трансформации старых социальных институтов, социальных норм, ценностей общества в их органической связи с национальными традициями и образом жизни;
– исследование социальных процессов и изменений в материальной и духовной жизни общества в контексте радикальных социальных трансформаций, происходящих в настоящее время.
- 5.Тенденция развития социальной структуры в современной Украине.
- 6. Социальные регуляторы. Социальное поведение, социальная норма.
- 7. Социологические теории девиантного поведения и преступности.
- 8. Семья и брак в Украине. Современные тенденции в развитии семьи.
- 1. Связь социологии с другими науками.
- 2. История развития социологии.
- 9. Место экономической культуры в экономической социологии. Безработица.
- 10. История становления конфликта. Социальные конфликты в современной Украине.
- 11. Власть - ключевое понятие социологической политики. Социология религии.