Этногенез и этносфера
Если рассматривать представителей различных этносов, всегда найдется отличие, не относящееся даже к индивидуальным особенностям, в то время как одежда, образ жизни, профессия могут быть аналогичными.
Приведенный пример может показаться несущественным, да и сама проблема не заслуживающей внимания, однако если обратиться к историческому опыту, можно увидеть, что наряду со спонтанным общественным развитием по спирали присутствуют локальные ритмы иного происхождения. Одни народы полностью исчезают с лица земли; другие, напротив, возникают вследствие вспышки определенного рода активности. Подобное этническое развитие часто не имеет ничего общего с развитием общественным и тем более со сменами формаций – очень редко в историческом процессе происходит совпадение смены формаций и появления новых народов, тогда как в пределах одной формации достаточно часто возникают новые этносы.
Возвращаясь к исходной точке, автор осмысливает зримое проявление различия этносов – противопоставление себя всем остальным. Вероятно, это – не единство языка, ибо есть этносы, говорящие на двух и более языках, коими являются французы, в то время как на арабском языке говорят несколько разных народов, как, впрочем, и на английском. Языковые особенности не мешали кельтам сражаться во времена французской революции за бурбонские лилии. Это означает только одно – этнические связи много сложнее и мощнее языковых.
Каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю структуру, неповторимую для других этнических субстанций. Внутренняя структура этноса – это строго определенная норма отношений между коллективом и индивидом, а также коллективом между собой. Эта норма негласно существует во всех областях жизни и быта, воспринимается в каждом отдельном этносе как единственно возможный способ существования. Поэтому для членов конкретного этноса она незаметна, в то время как иноплеменникам сразу бросается в глаза. Историческим примером могут служить отношения между скифами и древними греками. Последние никак не могли понять обычай варварских племен напиваться во время своих праздников до бесчувствия, скифы же чувствовали омерзение, наблюдая вакхические пляски греков. Увидев своего царя, участвовавшего в таком сомнительном действе, они просто убили его.
Подобных примеров можно привести любое количество, в том числе и в отношении нормативов, поддерживающих этническую структуру. В аспекте гуманитарных наук описанное явление известно как традиция и модификация социальных взаимоотношений, а в плане естественном оно столь же закономерно трактуется как стереотип поведения, существующий в локальных зонах и внутривидовых популяциях. И, несмотря на то, что традиция, казалось бы, не имеет никакого отношения к биологии, у некоторых животных, имеющих процессы сигнальной наследственности, присутствует традиция, то есть условный рефлекс, передающийся от родителей к детям в процессе воспитания.16 У человека это именуется «преемственностью цивилизации», которую обеспечивает «сигнал сигналов» – речь.
Далее автор переходит к вопросу о том, является ли сочетание ландшафтов причиной этногенеза или только благоприятствует ему. Если бы причина возникновения новых народов лежала в географических условиях, то они, как постоянно действующие, вызывали бы народообразование постоянно, а этого нет. Более того, искусственные ландшафты ведут себя так же, как естественные – в смысле воздействия на этнос. Так, иногда коллектив предпринимает титаническую работу по перестройке природы согласно тем требованиям, которые он к ней предъявляет. После выполнения данной миссии этнос живет за счет привычного ландшафта и лишь поддерживает его. Однако в случае неудачных социальных преобразований или войн этнос приходит в упадок, как и созданный им ландшафт. Так было в Древнем Египте, в Северном Китае, Месопотамии. В другом случае воздействие этноса на ландшафт бывает малозаметным, так как сводится к эксплуатации природных богатств – примером может служить переселение европейских колонистов в Америку и последующее уничтожение ими бизонов. Несомненно, что этногенез в определенной мере обусловлен географическими условиями, хотя происходит в большей мере благодаря иным причинам.
Итак, общий признак для динамического состояния любого этноса — способность возникшей популяции к так называемым «сверхнапряжениям», которые проявляются либо в преобразовании природы, либо в миграциях, тоже связанных с изменением ландшафта на вновь освоенных территориях, либо в повышенной интеллектуальной, военной, организационно-государственной, торговой и т.п. деятельности.
Почти все известные нам этносы сгруппированы в своеобразные конструкции — «культуры», или «суперэтнические целостности». Первоначально этнос занимает район, в котором он появился и соседствует, не всегда мирно, со своими «сверстниками». Затем, набрав силу, он мигрирует, оставив на родине часть своего состава. При этом он обязательно теряет изрядную долю первоначального запаса энергии. Некоторые этнические группы гибнут, а другие, попав в изоляцию от мощных соседей, превращаются в изолированные, реликтовые этносы, у которых нет ни прироста населения, ни саморазвития общественного бытия, а модификации происходят только при воздействии соседей.
Следовательно, этногенез можно понять как множество процессов этногенезов в тех или иных регионах. Ритмичности в описанном феномене нет. Это указывает, что здесь наблюдается не явление саморазвития, а влияние экзогенных факторов, своего рода толчков, после которых инерция постепенно затухает. Для спонтанного общественного развития по спирали этносфера и этногенез являются фоном. Причину же, вызывающую образование этносов, можно обнаружить, только проанализировав историю человечества в этническом аспекте.17
- Введение
- Теория этногенеза л. Н. Гумилева
- Этнос как явление
- Этнос и ландшафт
- Этнос и категория времени
- Этногенез и этносфера
- Фазы этногенеза
- Этническая регенерация
- Теоретические основы понятия «пассионарность»
- Пассионарность как необоримая сила
- Степени пассионарности
- Соотношение разрядов импульсов
- Заразительность пассионарности
- Заключение
- Литература