Глава 0 Практика виртуальных образовательных сред, технология до
0 0 Характеристика дистантного образовательного процесса
0 0 0 Основы технологий ДО
Дистанционное обучение не является новой или революционной технологией обучения Дистанционное обучение существует десятки лет До эпохи информационных технологий и сети Интернет его основным приложением было заочное образование в высших учебных заведениях, замечу, что это являлось формой индивидуального творчества При этом основным способом доставки знаний учащимся была обычная почта
Разумеется подобный способ доставки знаний обладал целым рядом недостатков:- обмен информации является чрезвычайно медленным, общая продолжительность обучения была велика;
- практически невозможно было обучаться, если учащийся и обучающая организация находились в разных странах;
- оценка результатов обучения могла происходить очень редко, что затрудняло корректировку программы обучения под конкретного учащегося;
- невозможно сопоставлять позиции обучающихся в формах коллоквиумов и дискуссий
Два фактора изменили дистанционное обучение и сделали его действительно эффективным в современном мире:
- повсеместное распространение персональных компьютеров;
- развитие сети Интернет
Применение компьютерных технологий в дистанционном обучении сделало возможным:
- использование Rich-media (видео, аудио, анимация, взаимодействие с пользователем) в учебном процессе;
- дополнительные возможности тестирования и обработки результатов;
- коллективные формы творчества;
- контроль за процессом обучения
На начальных этапах развития индустрии компьютерного обучения создаваемые учебные программы обладали рядом недостатков:
- ограниченный способ доставки знаний - как правило только на CD или дискете;
- отсутствие единых форматов, привязка к конкретным платформам (например, в 00 и начале 00-х годов при создании учебных материалов была очень популярна программа HyperCard, работавшая только на компьютерах Macintosh);
- отсутствие стандартов обмена учебным контентом между его производителями и потребителями, а также стандартов доставки электронных материалов конечным потребителям (учащимся)
Развитие сети Интернет позволило преодолеть описанные ранее проблемы и вывести дистанционное обучение на новый уровень Интернет позволил:
- снизить стоимости доставки знаний;
- унифицировать корпоративные сетевые стандарты;
- создать технологические решения, работающие на различных компьютерных платформах, а также открытые стандарты подготовки учебных материалов;
- расширить рынок - теперь любой человек имеющий выход в Интернет может проходить обучение со своего компьютера не зависимо от того где находится поставщик электронного обучения;
- создать возможности общения посредством конференций и чатов
Исследования показали, что между обычной (обыденной) жизнью (средой) учащегося и миром, в котором осуществляется процесс дистантного обучения (ДО), нужен некий инициирующий переходный
Рисунок 0 Условный график учебного цикла ДО
период – «мостик» Он позволит ему адаптироваться к новому виду деятельности в непривычных условиях, войти в виртуальную образовательную среду, например в виде установочных сессий или предварительной полной (0-0 года) очной фазе обучения
Видимо в разных образовательных технологиях этот период будет разным, но то, что он должен быть - следует признать установленным
Условный график учебного цикла ДО выглядит так, как показано на рис 0 Схема дистантного учебного процесса для высшего образования, представленная на рис 0 , позволяет более детально рассмотреть различные элементы дистантной системы обучения
О необходимости очного периода, вывод сделанный выше, можно обосновать следующими соображениями Допустимо представить индивидуальное сознание как актуализированную систему образных и словесно-логических моделей внешнего мира и опыта деятельности в нем Для возможности любой групповой деятельности у членов группы эти модели должны быть сопряжены Поскольку образовательная деятельность является творческой и групповой, то одной из важнейших функций очного периода является сопряжение групповых моделей сознания учащихся и преподавательского состава При переносе деятельности в дистантную форму значение этой функции возрастает, поскольку географическая разнесенность участников этой деятельности на длительное время приводит к сужению внутригрупповых коммуникативных каналов по сравнению с очной формой обучения Несопряженность моделей сознания разрушает коммуникацию и собственно саму деятельность Эта проблема относится к любой групповой деятельности, а не только к дистантной Просто в дистантной деятельности она обостряется
Иными словами, без подготовительной очной фазы, задача которой командообразование и/или достижение сыгранности и т п затруднительно, если вообще возможно, решить образовательную задачу При этом задача обучения (т е трансляции знаний и технологий в дискурсивной форме) может быть успешно решена и без очной фазы Это означает, что в некоторых случаях, как например, для краткосрочных курсов повышения квалификации - очная фаза может быть опущена без ущерба для исходной образовательной цели
Когда же речь идет о подготовке или переподготовке специалиста (т е формирование образа специалиста на основании необходимой обществу модели специалиста) очная фаза является необходимой
КонференцииИНТЕРНЕТА
|
Университетский учебно-методический семинар
|
Виртуальные телеконференции(аналог семинарских занятиям) для группы до 00 человек
|
Подготовка выступлений в конференциях
|
Работа с АРМом студента и с электронными учебниками
|
Работа с лекционным материалом и рекомендованной литературой
|
Подготовка и защита дипломной работы
|
Государственный экзамен
|
Текущие экзаменационные сессии
|
Прямая переписка с преподавателем
|
Прямая переписка с консультантами
|
|
Установочная сессия Очный период
|
Рисунок 0 Схема дистантного учебного процесса
0 0 0 Коммуникативная среда - проектирование и организация
В соответствии с высказанными соображениями встает достаточно специфическая задача - проектирования коммуникативного пространства, в котором и с помощью которого будет осуществляться учебный процесс При проектировании коммуникативного пространства ДО, за основу была принята коммуникативная модель привычной очной аудитории, в которой возможны коммуникации типов «от одного ко всем и/или от всех к одному» - лекция, «от каждого к каждому» - семинар Для создание аналогов такого рода коммуникаций при пространственной разнесенности ее участников существует ряд инженерных решений Однако прямой перенос коммуникаций аудиторного типа в телекоммуникационную среду (например, с помощью видеоконференций) оказывается нерациональным по двум причинам Во-первых, потому, что подобные инженерные решения достаточно дороги, во-вторых, потому что прямое копирование не позволяет в полной мере воспользоваться всеми возможностями телекоммуникационной среды18Возьмем, например, условие одновременности присутствия в видеоконференциях Его достаточно трудно выполнить при географической разнесенности участников, при учете того, что у участников свои временные распределения занятости, свои пики трудовой активности и т п Видеоконференция, чат, теле и радио (вещательные) технологии образования накладывают значительные ограничения как на число участников образовательного процесса, так и на характер его протекания19
Напротив отказавшись от условия одновременности, например при использовании технологии off-line конференций, можно запустить учебный процесс разнесенный не только в пространстве, но и во времени, и обладающий свойством самоорганизации и самообучения, историей, «бесконечным» временем хранения учебных материалов, эффективной обратной связью и т п Схема циркуляции информационных потоков, возникающих при таком решении представлена на рис 0
Поэтому при проектировании коммуникативного пространства ДО мы опирались на технологию телеконференций в сети Relcom (USENET) Она обеспечивает коммуникативное пространство на уровне обмена текстами При этом отпала необходимость разрабатывать специальное программное обеспечение, мы лишь получили возможность участвовать в телеконференции
Оказалось, что такая виртуальная аудитория обладает всеми свойствами обычной очной аудитории плюс рядом специфических свойств, вытекающих из ее виртуального характера
МОДЕРАТОР ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЙ |
АДМИНИСТРАТОР |
МЕТОДИСТ |
Работа в телеконференциях |
Рис 0 Схема информационных потоков и управления ими в ДО
0 0 Виртуальная образовательная среда
Специфичность дистантного учебного процесса заставляет осмыслить как-то пространство, которое создается в процессе, так и ту деятельность, которая в нем будет развиваться Иными словами, учебный процесс как ни что другой актуализирует новый феномен, и соответственно новый объект исследований - виртуальную образовательную среду Для определения понятия виртуальной образовательной среды я опираюсь на труды Центра виртуалистики Института человека РАН В частности, под психологическим виртуалом понимается особая форма психологического отражения реальности обладающая свойствами: порожденности, актуальности, интерактивности Виртуальное сознание, в моем понимании, сознание и ожидание реакции реальности способом принятым и обрисованным в интерфейсом электронной модели реализации Виртуальное сознание – психическое ожидание в реальности – смоделированной программистами виртуальной действительности Виртуалу противостоит консуетал - под которым подразумевается психическое отражение «нормальной» действительности, обыденности (человеком уже опривыченно) Виртуал и консуетал составляют понятие - психологическая виртуальная реальность20
Виртуал может существовать в двух формах - гратуал и ингратуал (рис 0), отличие между которыми можно связать с расширенным и суженным состоянием сознания в процессе виртуальной психической активности В состоянии расширенного сознания (в гратуале) увеличивается способность воспринимать, обрабатывать и сопоставлять большие массивы информации В ингратуале, соответственно, наоборот
Вступая в образовательный процесс человек, неизбежно попадает в область ранее незнаемого, а следовательно, оказывается в ситуации сущностно виртуальной, что предопределяет достаточно большую вероятность попадания в виртуал, реализуемый как в гратуальной, так и в
Рисунок 0 Типология психологической виртуальной реальности
ингратуальной форме В первом случае, эффективность и успешность образования будет выше, во втором понадобятся сверх усилия для того, чтобы образовательная деятельность не разрушалась Следовательно, имеет смысл поставить задачу об исследовании условий, определяющих не только виртуальный характер образовательной среды, но и ее гратуально-ингратуальную окраску
В целом же, под виртуальной образовательной средой понимается среда, которая способствует творческому постижению Себя - Нового, то есть личность находящуюся в процессе образовательного становления, осваивающую как новые знание, так и новые степени свободы Именно поэтому внимание здесь будет акцентироваться на одном из восьми свойств (рис 0) виртуала, а именно, непривыкаемости Анализ влияния остальных факторов на образовательный процесс представляет из себя отдельную исследовательскую задачу, достаточно перспективную для разработки новых педагогических технологий
В этом смысле виртуальной образовательной средой является всякая среда, в которой разворачивается эффективный образовательный процесс независимо от его формы, что нельзя было бы сказать о процессе обучения или воспитания
Что же касается попыток создания виртуальной образовательной среды в телекоммуникационных пространствах, то здесь добавляется еще один важнейший момент, который при его надлежащем использовании способен значительно увеличить вероятность «выпадения» в виртуал
Телекоммуникационное пространство само по себе является виртуальным, так как реальность им отражаемая меняется с каждым «кликом», с каждым контактом пользователя и информационного ресурса В ней действуют свои пространственно-временные отношения, свои принципы причинности и другие особенности трудно соотносимые с посюсторонней реальностью Виртуальность телекоммуникационных пространств является онтологическим качеством присущим этим новообразованиям
Психологическое отражение этого свойства - отдельная проблема, но в любом случае есть основания считать, что при развертывании образовательного процесса в виртуальных телекоммуникационных средах эффект возникновения виртуала у участников процесса может быть усилен по отношению к традиционным образовательным средам
Поэтому становление такой формы образования как дистантное, с одной стороны требует привлечения представлений и концепций виртуалистики для грамотной постановки проблемы, а с другой сам дистантный образовательный процесс провоцирует «выпадение» в виртуал
0 0 0 Введение в среду
Правильно организованная телекоммуникационная среда является необходимым, но далеко не достаточным условием успешного протекания дистантного образовательного процесса Существует ряд требований предъявляемых к его участникам (как к преподавателям, так и к студентам) без выполнения которых дистантный образовательный процесс не может быть осуществлен
Эти требования следующие
- Наличие доступа к телекоммуникационным ресурсам (как минимум к электронной почте)
- Умение читать и писать на языке общения группы (т е владение тезаурусом группы) Кстати, выработка тезауруса является одной из форм образовательной групповой деятельности, которую преподавателям имеет смысл задавать явно, в качестве контрольного задания
- Умение легко излагать свои мысли письменно Кстати это относится не только к студентам, но и к преподавателям Причем к последним это требование должно быть значительно жестче
- Знание персонального компьютера (например, IBM-совместимого) на пользовательском уровне (например, операционные системы Ms-DOS, Win0 *, Win00/00 Win NT) + умение работать с офисными приложениями (например, Word, Excel etc), а также с популярными гипертекстовыми редакторами
- Владение навыками работы с электронной почтой (E-mail) в Internet
Введение участника дистантной образовательной деятельности в коммуникативное пространство должно являться предметом специальных усилий в установочный очный период
Если дистантный образовательный проект является пилотным (экспериментальным) то эту проблему можно решить в основном за счет подбора наиболее подготовленных участников В рабочем же режиме организаторам дистантного учебного процесса видимо следует создать соответствующую учебную базу (преподаватели, учебные курсы, компьютерные классы и пр ), которая после соответствующей предварительной подготовки позволит участнику образовательной деятельности войти в коммуникативное пространство при любом начальном уровне подготовки
Но даже при наличии вышеперечисленных умений и навыков, группе перед дистантной фазой образовательной деятельности необходимо из существующего многообразия возможностей выбрать конкретный набор инженерно-технических и программно-аппаратных решений (как на уровне локального удаленного компьютера, так и на уровне системы телекоммуникационных учебных серверов), позволяющий организовать внутригрупповую коммуникацию во время дистантной фазы Желательно во время установочного периода провести групповой тренинг в соответствующим образом оснащенном компьютерном классе с максимальным приближением условий к «полевым» Такие тренинги позволяют решить несколько важных задач:
Получение конкретного опыта групповой деятельности в конкретной виртуальной среде с конкретной группой;
Внутригрупповое сопряжение моделей сознания и выработка тезауруса (с ростом иерархии усложняется информационная система);
Подготовка к будущей самостоятельной работе с компьютерными коммуникациями
0 0 0 Коммуникации смыслов
Итак, допустим участники предстоящего дистантного учебного процесса познакомились друг с другом, научились ориентироваться в коммуникативном пространстве (в нашем случае учебная телеконференция плюс электронная почта), преподаватели стали публиковать тексты лекций, коллективных заданий и индивидуальных тестов, студенты стали на все это как-то реагировать и посылать свои тексты в телеконференцию и, при необходимости, лично преподавателю или друг другу Но возникает законный вопрос: где гарантия, что коммуникация, сведенная к обмену текстами, приведет к передаче смыслов, вкладываемых в эти тексты их авторами? В конечном итоге насколько эффективным окажется обедненный информационный канал, лишенный невербальных компонент, на которых лежит чуть ли не основная нагрузка в очной форме учебного процесса
Виртуальная образовательная среда не станет образовательной средой, если ограничится только информационным обменом Для осуществления образования (а не только обучения) недостаточно передачи знания исключительно дискурсивной формы представимого текстом (даже в виде мультимедиа) Смысл образования в том, что личность воссоздает в себе предлагаемый ей системой образования образ Он предъявляется не только в виде знаний, но и через презентацию его профессионалом высшего ранга - Профессором (здесь - всем профессорско-преподавательским составом), через живое личностное общение с ним Причем, понятно, что эта презентация и это общение осуществляется в основном по невербальным каналам, реализовать которые телекоммуникационными средствами невозможно
Эти обстоятельства заставляют некоторых специалистов системы образования либо существенно ограничивать сферу использования технологий ДО, либо вообще отказываться от нее в тех случаях, когда необходимо решать именно образовательные задачи
Заключение
Телекоммуникационная среда плюс соответствующие образовательные технологии вполне способны решать весь спектр известных и еще не известных (будущих) образовательных задач, являясь практическими технологиями коллективного творчества Для достижения этого можно выделить два направления работы:
Активизация образовательных ресурсов сред внешних по отношению к виртуальной среде Здесь можно выделить:
усиление образуюшей компоненты, за счет научающей при проведении занятий в очной фазе (в частности с помощью так называемых активных методов)
использование образовательного ресурса среды деятельности в которой погружен обучающийся в своей реальной жизни Это принцип «обучения в деятельности» Здесь речь идет об обязательной привязке знаниваемого потока истекающего из образовательной системы и решением задач имеющих практическое значение для обучающегося
накопление образовательного потенциала собственно виртуальной среды
Компенсация бедности коммуникационного канала - инициацией самостоятельной работы обучающегося по достраиванию образа знания на основании полученных из системы сведений и представление этого образа опять в форме текста При условии роста квалификации обучающихся возможно движение от работы с «плоским» текстом до работы с гипертекстом и мультимедиа
Осуществление образования как совместного ноосферного маршрута - В ходе образовательного процесса участник знакомится с неким континуумом кем-то высказанных мнений, утверждений, точек зрения Учебная телеконференция создает предпосылки к тому, что он знакомится активно, то есть сам участвует в формировании этого континуума Если этот континуум считать «микроноосферой» - мыслесферой учебной группы, то совместное участие ее членов в ноосферном маршруте ее формирования закладывает основы сопряжения моделей сознания, которое позволяет, как говорят, понимать друг-друга «с полуслова» и «схватывать мысли на лету», что в результате приводит к экономным смысло-содержащим и образо-образующим коммуникациям Замечу, что участник этого маршрута одновременно присутствует в двух ипостасях: как субъект, наблюдающий и активно относящийся-осознающий к непознанной им части ноосферы, и как объект, образующийся, формируемый активным отнесением-осознанием других субъектов этого процесса («пробованием на прочность», «испытанием на верность» нового мнения, мысли или утверждения)
Виртуализация коммуникаций Процесс освоения той части ноосферы, оцениваемая как неопривыченная, переживается как виртуал Но переживание виртуала в учебном процессе одновременно исполняет очень важную коммуникативную функцию по передаче смыслов, вкладываемых авторами в порождаемые ими тексты Через некоторое время, то, что переживается как виртуал, станет привычным, а следовательно консуетальным Поэтому организаторы образовательного процесса должны постоянно «подбрасывать дрова в топку» - давать новую пищу для дискуссий, поощрять активность участников, обеспечивать некую новизну творчества и демонстрировать перспективу
Перечисленные выше подходы к приданию ДО подлинно образовательных задач очевидно не исчерпывают все возможные Образование в виртуальной реальности и виртуальная реальность образования и то и другое далеко неопривычено, т е виртуально не только предметно, но и методологически
Становление дистантной образовательной технологии рассматривается как поиск совместной предметной области ноосферологии, психологии и педагогики, т е технологию ДО можно назвать еще ноопсихопедагоникой, для успешного продвижения которой требуются прорывы в области инженерных телекоммуникационных решений, виртуальных психотехнологий, и обеспеченность ноосферного путешествия, всем что в таких путешествиях требуется - то есть картой, компасом, провиантом, снаряжением и, конечно же, средствами безопасности
Возникающие на этой базе локальные виртуальные образовательные среды, обслуживаются системой взаимно-реплицируемых серверов телеконференций, в результате чего происходит значительное расширение коммуникативного пространства не только в каждой из локальных виртуальных сред, но, можно сказать, что возникла общая (межучрежденческая) виртуальная образовательная среда, при помощи которой проявился дополнительный образовательный эффект
Новый участник в эту виртуальную среду может относительно дешево подключиться на различных уровнях:
- новый слушатель, вливающийся в одну из уже существующих локальных виртуальных образовательных сред (достаточно иметь доступ к электронной почте);
- новый дистантный образовательный проект: фактически это новая локальная виртуальная образовательная среда (каждый участник новой локальной виртуальной образовательной среды должен также иметь доступ к электронной почте, но дополнительно необходимо иметь учебно-методические материалы, адаптированные к технологии ДО и преподавателя, подготовленного к ведению учебного процесса в технологии ДО);
- новое образовательное учреждение (здесь в первую очередь необходим комплекс административных и технических мероприятий, которые позволят сопрячь действующую технологию ДО с форматами, действующими в данном образовательном учреждении)
Список литературы
Бердяев Н А Самопознание (опыт философской автобиографии) - М : Международные отношения, 0000 - 000 с
Калмыков А А , Хачатуров Л А «Введение в технологию дистанционного обучения» Экспериментальный авторский курс, ФПК ЦНИТ МИРЭА, 0000
Калмыков А А Размышление об образовании к кибермирах Школьные технологии, 0000, № 0, с 000-000 00
Культурология ХХ век: Энциклопедия / Гл ред , сост и авт проекта С Я Левит - СПб : Унив кн , 0000 - Т 0: А - Л / Отв ред Л Т Мильская - 000 с - Указ имен: с 000-000; Т 0: М - Я / Отв ред Л Т Мильская - 000 с - Указ имен: с 000-000
Носов Н А Психологические виртуальные реальности -М : Институт человека РАН, 0000
Русский космизм: Антология философской мысли / Сост С Г Семенова, - М : ПАИМС, 0000 - С 000-000
Словарь иностранных слов - М : Рус Яз , 0000 - С 000
Соловьёв Вл Соч в 0-х томах - 0-е изд - М : Мысль, 0000
Толковый словарь русского языка С И Ожегов – М : 0000 -С 00
Фёдоров Н Ф Сочинения - М : Мысль, 0000
Флоренский П А Мнимости в геометрии Расширение области двумерных образов геометрии (Опыт нового истолкования мнимостей) - М : Лазурь, 0000 - 00 с
Флоренский П А У водоразделов мысли - Т 0 - М : Правда, 0000 - 000
Хачатуров Л А Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистантном образовании// Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты - М , Институт человека РАН, ИПКгосслужбы, 0000, с 000-000
Циолковский К Э Монизм вселенной/Очерки о Вселенной - М : ПАИМС, 0000 - С 0-00
Циолковский К Э Нирвана / Очерки о Вселенной - М : ПАИМС, 0000 - С 0-00
Чижевский А Л Физические факторы исторического процесса - Калуга: 0-я Гостиполитография, 0000 - 00 с
Электронный ресурс, сайт программы: www microsoft com/java/resource/introjava htm
1 Словарь иностранных слов - М : Рус Яз , 0000 - С 000
2 Толковый словарь русского языка С И Ожегов – М : 0000 -С 00
3 Носов Н А Психологические виртуальные реальности -М : Институт человека РАН, 0000
4 Электронный ресурс, сайт программы: http://www microsoft com/java/resource/introjava htm
5 Культурология ХХ век: Энциклопедия / Гл ред , сост и авт проекта С Я Левит - СПб : Унив кн , 0000 - Т 0: А - Л / Отв ред Л Т Мильская - 000 с - Указ имен: с 000-000; Т 0: М - Я / Отв ред Л Т Мильская - 000 с - Указ имен: с 000-000
6 Флоренский П А У водоразделов мысли - Т 0 - М : Правда, 0000 - 000
7 Флоренский П А Мнимости в геометрии Расширение области двумерных образов геометрии (Опыт нового истолкования мнимостей) - М : Лазурь, 0000 - 00 с
8 Русский космизм: Антология философской мысли / Сост С Г Семенова, - М : ПАИМС, 0000 - С 000-000
9 Фёдоров Н Ф Сочинения - М : Мысль, 0000
10 Циолковский К Э Монизм вселенной/Очерки о Вселенной - М : ПАИМС, 0000 - С 0-00
11 Циолковский К Э Нирвана / Очерки о Вселенной - М : ПАИМС, 0000 - С 0-00
12 Чижевский А Л Физические факторы исторического процесса - Калуга: 0-я Гостиполитография, 0000 - 00 с
13 Соловьёв Вл Соч в 0-х томах - 0-е изд - М : Мысль, 0000
14 Бердяев Н А Самопознание (опыт философской автобиографии) - М : Международные отношения, 0000 - 000 с
15 Калмыков А А Размышление об образовании к кибермирах Школьные технологии, 0000, № 0, с 000-000 00
16 Хачатуров Л А Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистантном образовании В сб под ред Носова Н А Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы М : Институт Человека РАН, ИПК Госслужбы при президенте РФ, 0000, с 000-000 00
17 Культурология ХХ век: Энциклопедия / Гл ред , сост и авт проекта С Я Левит - СПб : Унив кн , 0000 - Т 0: А - Л / Отв ред Л Т Мильская - 000 с - Указ имен: с 000-000; Т 0: М - Я / Отв ред Л Т Мильская - 000 с - Указ имен: с 000-000
18 Калмыков А А , Хачатуров Л А «Введение в технологию дистанционного обучения» Экспериментальный авторский курс, ФПК ЦНИТ МИРЭА, 0000
19 Хачатуров Л А Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистантном образовании// Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты - М , Институт человека РАН, ИПКгосслужбы, 0000, с 000-000
20 Носов Н А Психологические виртуальные реальности -М : Институт человека
РАН, 0000