logo
Методические указания к выполнению самостоятель

1. Методы социологического исследования.

Социологическое исследование – это исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Различают следующие виды исследований: пробные, описательные и аналитические; точечные и повторные; сплошные и выборочные; полевые и лабораторные. Выбор исследования определяется поставленной задачей.

Социологическое исследование включает в себя четыре основных стадии: подготовка, проведение, обработка и анализ.

Под методом социологического исследования подразумевается правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Методы подразделяются на опросные и неопросные. Основным видом опросного метода является интервью, которое можно определить как способ получения информации с помощью устного опроса. В интервью принимают участие интервьюер и интервьюируемый (опрашиваемый). К неопросным методам относятся наблюдение, анализ документов, тестирование и эксперимент.

Методические рекомендации по изучению темы:

Студент должен уметь охарактеризовать сущность социологического исследования, знать основные методы исследования в социологии.

Студент должен на основе полученных на лекции знаний самостоятельно закрепить:

  1. характеристика социологического исследования;

  2. характеристика основных методов социологического исследования;

  3. описание опросных методов;

  4. описание неопросных методов.

Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения темы:

Основная литература:

[2], [5], [6], [13], [14], [19], [22], [25], [31], [32].

Дополнительная литература:

[9], [12].

Вопросы для самоконтроля:

  1. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности.

  2. Основные характеристики социологического исследования (структура, функции, виды).

  3. Основные методы социологического исследования: опросные (интервью), неопросные (наблюдение, анализ документов, тестирование, эксперимент, анкетирование).