3. Библиотека как справочно-информационный центр
Развивающиеся процессы информатизации общества, компьютеризация деятельности социальных институтов (школ, вузов, фирм, системы здравоохранения и других институтов, с которыми человек сталкивается в реальной жизни), появление компьютеров, видео в семьях изменили требования людей и к сфере библиотечного обслуживания.
На потребности людей влияют и другие факторы, в частности, реформа системы образования, которая определила возросший спрос на образовательные услуги и др.
Справочно-информационный центр, являясь структурным подразделением библиотеки, призван обеспечивать справочно-библиографическое и информационное обслуживание всех категорий читателей в соответствии с направлениями учебной, научной и культурно-воспитательной работы.
Библиотеки, как и всегда, выполняют библиографические справки, но увеличился спрос на тематические библиографические и фактографические справки. Растет число запросов на правовую, экономическую информацию. Выполнить их библиотека уже не может, опираясь только на библиографические картотеки и не используя, скажем, юридическую базу данных Гарант или "Консультант - плюс" и др. На помощь в выполнении справок приходят диски CD-ROM.
С внедрением в работу библиотек новых компьютерных технологий, справочное обслуживание читателей вышло на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации на электронных носителях значительно возросла. Использование электронных каталогов позволяет осуществлять быстрый поиск по любому из элементов описания документа или их комбинациям, а также выполнять сложные читательские запросы9.
Оперативное получение информации независимо от места проживания или сферы деятельности в настоящих условиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках новых электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. К сожалению, внедрение новых информационных технологий в библиотеки, пока весьма проблематично. Многие сельские библиотеки (ЦБС), на сегодняшний день вообще не имеют компьютеров. Можно выделить три основных направления информатизации:
автоматизация внутри библиотечных процессов;
формирование и актуализация библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередь электронных каталогов;
использование сетей для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными10.
Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа и реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО) - полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование электронных ресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п.
В настоящее время библиотекам, как российским, так и зарубежным, очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках.
Поиск альтернатив и путей решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных информационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД). Эта служба ЭДД предоставляет электронные копии документов, которые хранятся в библиотеке, а также отсутствующие в ее фондах материалы в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций –поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках.
Необходимо отметить, что использование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и качественно удовлетворять запросы читателей, выполнять справки. Опыт работы с новыми технологиями показал необходимость проведения комплекса мероприятий по нормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотеки проводят исследования в различных читательских группах для того, чтобы лучше знать информационные потребности читателей, а также четко планировать справочно-информационное обслуживание.
Мощную информационную систему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций и т. п.) выходит только в электронном виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность получения актуальной информации.
Популярность источников на традиционных носителях имеет свои причины. Большое значение имеет пугающий фактор новизны, непривычности, однако есть и более объективные основания. В частности, книги, а особенно микроформы, имеют долгий срок хранения (для серебряных фиш до 500 лет), в то время как, по мнению некоторых специалистов, длительное хранение информации в электронном виде бесперспективно: оно полностью зависит от меняющихся форматов, аппаратного и программного обеспечения11.
Между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители, существует смысловая разница: на микрофишах и микрофильмах осуществляются ретроспективные и оригинальные (т.е. ранее не издававшиеся) публикации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации.
Итак, автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру- это и есть основная цель любой библиотеки.
Сегодня для повышения эффективности информационно-библиографической деятельности необходимы высококвалифицированные кадры в совершенстве владеющие компьютерами.
Все более глубокое внедрение компьютерной культуры в профессиональную культуру библиотечно-информационного специалиста требует существенных изменений в содержании образования. Не первый год библиотечный факультет называется библиотечно-информационным, что предполагает изменение ориентиров в наборе специализаций и квалификаций, наполнении учебных планов, содержании самих дисциплин в применяемых формах преподавания и обучения, оснащении учебного процесса.
Несмотря на то, что внедрение компьютерных технологий- приоритетное направление деятельности библиотек, существует немало проблем, связанных с автоматизированным обслуживанием потребителей. Самая острая- нехватка техники и средств на ее приобретение, а также сотрудников для ввода информации (высококвалифицированных специалистов, как уже отмечалось выше).
Итак, интенсивное внедрение информационных технологий во многом изменило направление обслуживания читателей. Поэтому необходимы новые подходы для организации справочного обслуживания, переосмысление его места и роли в общей структуре библиотеки. С внедрением новых технологий в библиотеки следует отметить: высокую информативность, оперативность предоставления информации, комфортность и сервис справочно-информационного обслуживания12.
Таким образом, наличие высококвалифицированных кадров, оснащение библиотек средствами автоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информации сделает возможным подключение их к национальным и международным банкам и базам данных, что позволит превратить библиотеки в подлинные центры, обеспечивающие доступ к мировым информационным ресурсам потребителей- читателей на любом уровне. Применение новых технологий в библиотеках способствует качественному справочно-информационному обслуживанию читателей.
Заключение
Библиотеки всегда играли огромную роль в жизни людей во все времена. И сегодня, в условиях стремительного увеличения потоков информации и знаний, роль библиотек продолжает оставаться прежней.
Одна из главных задач библиотек в современном мире – это обеспечить свободный доступ к информации и ее источникам всем желающим. И все чаще библиотекарь из пропагандиста и хранителя книги превращается в информационного специалиста, который с успехом ориентируется в огромном потоке информации, удваивающейся каждые 8 лет.
Доступность информации - не только ценность информационной деятельности, она признана одной из важнейших ценностей современной цивилизации. Эта ценность отражена в законодательстве многих стран, в том числе России.
Важнейшим положением Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (так же, как и Закона РФ «О библиотечном деле» и ряда других) является обеспечение одного из существенных конституционных прав граждан - свободы доступа к информации, которая во всем мире признается открытой и которая не представляет государственной или коммерческой тайны.
Это относится прежде всего к информации, находящейся в государственных информационных ресурсах. Они признаются открытыми и общедоступными. Становится доступнее информация о законодательных и других нормативных актах, о чрезвычайных ситуациях, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также экологическая, демографическая информация и т. д., которую властные структуры обязаны предоставлять бесплатно. Бесплатность государственных информационных ресурсов обеспечивает право на информацию социально незащищенных слоев населения, содействуя получению ими образования, и тем самым смягчению социальных противоречий. Непосредственно о доступности информации говорит глава 3 «Пользование информационными ресурсами»: статья 12 «Реализация на доступ к информации из информационных ресурсов», статья 13 «Гарантии предоставления информации», статья 14 «Доступ граждан к информации».
Предоставляя право на свободу информации, закон определяет юридические нормы защиты информации, что обеспечивается требованием государственной регистрации информационных ресурсов и систем, упорядочением деятельности служб сертификации и лицензирования, установлением порядка отнесения информации к различным категориям открытая информация, информация, представляющая государственную тайну, конфиденциальная информация о частной жизни граждан, использование которой не допускается.
Социальный аспект доступности информации в настоящее время весьма актуален: многие по материальным причинам лишены возможности пользоваться Интернет, ограничены, из-за платности и других причин, масштабы межбиблиотечного абонемента, существуют проблемы доступности информации для социально незащищенных слоев населения (в частности, инвалидов, престарелых, безработных, иммигрантов и др.). Свободный доступ к информации способствует адаптации в обществе этих групп населения, выравниванию информационно-культурного потенциала. Социальная недоступность связана и с неудобным для пользователей режимом работы, временем проведения презентации, другого мероприятия и т. п. Для обеспечения доступа к информации в любой информационной службе существует такая деятельность как обслуживание. Она осуществляет связь между потребностями пользователей и документами, информацией, которая хранится в информационной службе и вне ее, содействует преодолению барьеров, препятствующих доступности информации. В обеспечении доступа к информационным массивам проявляется основная социальная функция информационного обслуживания.
В третьем тысячелетии библиотека становится не просто книгохранилищем. Она приобретает статус электронного архива. Здесь можно получить доступ к информации, представленной на традиционных носителях и в электронном виде.
Задачи оперативного и достоверного предоставления информации и призваны решить справочно-информационные центры библиотек.
Библиография
Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика. – М.: Профессия, 2006. - 368 с.
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. - 48с.
Казаков В.Г., Майстрович Т.В. Электронный документ как объект библиотечного дела: постановка проблемы. – [Электронный ресурс]. – М.: Российская государственная библиотека, 2004.
Майкл Бакленд, Виктория Стил, Стивен Д. Элдер. Модернизация библиотечного дела. М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005. - 272 с.
Сергеева Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2009. - 170 с.
Тикунова И.П. Библиотечные сайты − источник профессиональной информации. // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. − 2004. − № 32. − С. 43-45.
Сергеева Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2009. – С. 15
Сергеева Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2009. – С. 17
Сергеева Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2009. – С. 18
Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика. – М.: Профессия, 2006. – С. 120
Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика. – М.: Профессия, 2006. – С. 122
Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика. – М.: Профессия, 2006. – С. 123
Сергеева Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2009. – С. 73
Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика. – М.: Профессия, 2006. – С. 124
Майкл Бакленд, Виктория Стил, Стивен Д. Элдер. Модернизация библиотечного дела. М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005. - С. 125
Майкл Бакленд, Виктория Стил, Стивен Д. Элдер. Модернизация библиотечного дела. М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005. - С. 126
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. – С. 21
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. – С. 22