logo
Социальная работа христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях

1.1 Социальная работа

Определение термина “социальная работа в Российской научной практике складывается во многом под влиянием западного мышления. Ш. Рамон и Т. Шанин (английские ученые) определяют социальную работу как “организацию личностной службы помощи людям”. Российский ученый В.А. Никитин полагает, что социальная работа является “особым видом деятельности, социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации”. С.И. Григорьев же истолковывает социальную работу как “деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности”.

А.И. Яковлев предлагает простое определение, утверждающее, что “социальная работа как вид деятельности направлена на человека, нуждающегося в помощи, не способного решить свои проблемы без посторонней помощи”. Такой человек (или группа индивидов) являются объектами социальной работы, выражающейся преимущественно в помощи.

С нашей точки зрения, сам вопрос о субъект-объектном отношении в категоризации донора помощи (субъекта социальной работы) и ее рецепиента (объекта) вряд ли достоверно и непредвзято отражает суть проблемы взаимодействия нуждающегося в социальной реадаптации и индивида (системы), производящего социальную работу в этом процессе. Само понятие субъект-объектных отношений подразумевает известную подчиненность и одностороннюю направленность деятельности социальной работы (что, по мнению Суворова А.В., влечет явные негативные последствия и противоречит гуманистической направленности социальной работы) , а поэтому такая классификация вряд ли полезна. Но для удобства использования принятой терминологии и в этой работе мы будет говорить о субъекте социальной работы как об индивидуме (или их группе, или организованной структуре), выполняющим функции социальной работы по отношению к ее объектам.

Само слово “помощь”, столь часто используемое в определениях социальной работы, может нести разнообразную смысловую нагрузку. Так, например, словарь Ожегова определяет помощь как “содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь”. В этой работе под помощью мы будет понимать “участие, приносящее облегчение и нормализацию”.

Таким образом, определение социальной работы формулируется следующим образом: это процесс, направленный на дезинтегрированного с обществом индивида, с целью холистичного участия в его жизни, приносящего нормализацию, ре-интеграцию с социумом и решение его социальных проблем. Следует заметить, что ради изучения особенностей социальной работы христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях мы будем рассматривать этот процесс как обладающий конечными хронологическими характеристиками, осуществляемый преднамеренно. Несомненно, в реальной жизни социальная работа не всегда носит целевой и законченный характер, и не всегда четко определяется временными характеристиками (так, деятельную помощь человеку может оказать событие, происшедшее с ним десятилетие назад).