logo

Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности

Рассмотрев функции религии в обществе и христианских общин по отношению к обществу и личности, в частности, мы сделали вывод, что они обладают большим потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. Более того, миссия духовного воспитания, включающая в себя социальное воспитание, социальное перевоспитание и социальное обучение, является движущим девизом всех христианских конфессий, следуя заповеди Христа: «идите и научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам ».

Социально-педагогическая деятельность христианских конфессий осуществляется на трех уровнях: на макроуровне (уровень взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодействия христианской общины с малыми группами внутри общины или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимодействия общины или ее представителей с личностью).

На макроуровне церкви как субъект социально-педагогической деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих моральных ценностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют законы и действия власть имущих на осуществление социально приемлемой политики. В настоящее время русская православная церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы программы, призванные как пропагандировать пожизненные ориентиры (выступления против абортов, наркомании, алкоголизма), так и лоббировать соответствующие законодательные акты. На экономическом уровне церкви жертвуют на осуществление социально-педагогических программ.

На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское направление подразумевает привлечение в общину новых прихожан. Здесь используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, учреждение благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает целенаправленные программы христианских конфессий на перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь. Здесь используются классы воскресных школ, музыкальные и иконописные студии, системы домашних церквей, библейские школы и кружки. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и духовном мире группы.

На микроуровне происходит восполнение психологических нужд члена общины в процессе общения с другими прихожанами и восполнение духовных нужд в процессе действия благодати Духа Святого, зачастую тоже происходящее в контексте взаимодействия с другими прихожанами. Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфере, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исключением исповеди) редко бывают запланированными и целенаправленными (кроме случаев, когда они являются частью катехизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрезвычайно эффективными и продуктивными в процессе социального перевоспитания члена церкви.