Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности
Рассмотрев функции религии в обществе и христианских общин по отношению к обществу и личности, в частности, мы сделали вывод, что они обладают большим потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. Более того, миссия духовного воспитания, включающая в себя социальное воспитание, социальное перевоспитание и социальное обучение, является движущим девизом всех христианских конфессий, следуя заповеди Христа: «идите и научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам ».
Социально-педагогическая деятельность христианских конфессий осуществляется на трех уровнях: на макроуровне (уровень взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодействия христианской общины с малыми группами внутри общины или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимодействия общины или ее представителей с личностью).
На макроуровне церкви как субъект социально-педагогической деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих моральных ценностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют законы и действия власть имущих на осуществление социально приемлемой политики. В настоящее время русская православная церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы программы, призванные как пропагандировать пожизненные ориентиры (выступления против абортов, наркомании, алкоголизма), так и лоббировать соответствующие законодательные акты. На экономическом уровне церкви жертвуют на осуществление социально-педагогических программ.
На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское направление подразумевает привлечение в общину новых прихожан. Здесь используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, учреждение благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает целенаправленные программы христианских конфессий на перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь. Здесь используются классы воскресных школ, музыкальные и иконописные студии, системы домашних церквей, библейские школы и кружки. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и духовном мире группы.
На микроуровне происходит восполнение психологических нужд члена общины в процессе общения с другими прихожанами и восполнение духовных нужд в процессе действия благодати Духа Святого, зачастую тоже происходящее в контексте взаимодействия с другими прихожанами. Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфере, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исключением исповеди) редко бывают запланированными и целенаправленными (кроме случаев, когда они являются частью катехизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрезвычайно эффективными и продуктивными в процессе социального перевоспитания члена церкви.
- "Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)"
- Введение в профессию «социальный педагог» лекция 1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в россии
- Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.
- Этапы развития благотворительности в России.
- Лекция 2. Профессиональная деятельность социального педагога
- Структура профессиональной деятельности
- Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.
- Лекция 3. Система профессиональной подготовки социальных педагогов
- Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях
- Основы социальной педагогики лекция 4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
- Социальная педагогика и социальная работа
- Лекция 5. Развитие ребенка в социуме
- Биологические факторы
- Социальные факторы
- Влияние среды на развитие ребенка
- Лекция 6. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
- Типы отклонений
- Лекция 7. Категории социальной педагогики
- Социально-педагогическая деятельность
- Социальное обучение
- Лекция 8. Принципы социальной педагогики
- Принцип природосообразности
- Принцип культуросообразности
- Лекция 9. Социально-педагогическое исследование
- Сущность научного исследования
- Задачи научного исследования в социальной педагогике
- Этапы и методы социально-педагогического исследования
- Основы социально-педагогической деятельности лекция 10. Методика и технологии социально-педагогической деятельности
- Сущность методов социально-педагогической деятельности
- Социально-педагогические технологии
- Лекция 11. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Социальный статус семьи и ее типология
- Формы социально-педагогической помощи семье
- Лекция 12. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Попечение сирот в современных условиях
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения
- Лекция 13. Девиации как социально-педагогическая проблема
- Типы девиаций
- Причины девиантного поведения подростков
- Концепции девиации
- Лекция 14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей
- Особенности детского алкоголизма
- Причины и последствия детского алкоголизма
- Лекция 15. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей
- Классификация и типы наркотиков
- Особенности подростковой наркомании
- Причины и последствия подростковой наркомании
- Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ
- Лекция 16. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей
- Особенности детской проституции
- Причины и последствия детской проституции
- Типология проституции
- Лекция 17. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей
- Проблема преступности несовершеннолетних
- Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей
- Лекция 18. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
- Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
- Лекция 19. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя
- Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Дети дошкольного и младшего школьного возраста
- Подростки
- Юношество
- Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.
- Лекция 20. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями
- Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем
- Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- Лекция 21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях
- Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности
- Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве
- Социальное воспитание в христианстве.
- Социальное воспитание в ранней церкви.
- Социальное воспитание в средние века.
- Социальное воспитание под влиянием реформации.
- Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях
- Протестантизм.