logo
Активность молодежи в социальных сетях, как способ самореализации

1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Современные изменения социокультурного пространства, вызванные распространением информационных технологий, заставляют по-новому взглянуть на проблему социальной активности молодежи как преобразующей деятельности, которая основана на осознании молодежью внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями.

Молодежь всегда была и остается самой динамичной социальной группой населения, являясь, одновременно, важнейшей основой стратегического развития любого общества. Она выступает в двойственной для себя роли - как адаптирующая и новаторская группа населения. В этом контексте молодежь, с одной стороны, отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, а с другой - то, что молодые люди, вступая во взрослую жизнь, растят в себе образ будущего и несут особую ответственность за развитие общества, за преемственность его истории и культуры. Все это предполагает постоянное сохранение актуальности функции социализации молодого поколения.

По мнению Е.В. Елисеевой, превращение современной молодежи в потенциально эффективный ресурс общества зависит от формирования ее социальной активности. Традиционное понятие социальной активности включает в себя более конкретные понятия «общественно-политическая активность», «трудовая активность», «познавательная активность», «активность в сфере культуры» и т. д

Социальную активность молодежи следует рассматривать как участие в различных социальных мероприятиях, направленных на общественное благо, например участие в различных общественных организациях, молодежных движениях, акциях, форумах и т.д.

По мнению В.А. Сабанцевой, студенчество как социальная группа, характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является основным занятием. Общественная работа, выполняемая в вузе, создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случае лидерство означает социальную активность, или активную жизненную позицию молодого специалиста, в которой особенно заинтересованы работодатели. Таким образом, являясь специфической социальной группой, студенты обладают социально-психологическими особенностями, которые необходимо учитывать при описании структуры мотивов социальной активности молодежи. Следует отметить, что в современном мире объединение людей происходит не только в реальных пространствах, но и в виртуальных Интернет - сообществах. Развитие Интернет - технологий способствовало увеличению доли виртуальных социальных контактов в системе социальных связей современной молодежи. По мнению Елисеевой Е.В., важнейшим результатом развития Интернет стал феномен «социальных сетей», то есть образование устойчивых виртуальных групп людей по интересам, объединенных каким-либо сервисом.

Под социальной сетью, по мнению Асеевой О.В., понимается социальная структура, которая состоит из множества индивидов и отношений между ними, реализуемых через виртуальное пространство, т.е. не в непосредственном общении, а на расстоянии. Социальные сети значительно расширяют возможности для обмена информацией, общения между людьми, поиска работы, досуга, возможностей маркетинга и т.д. Социальные сети помогают молодым людям в самореализации, так как в них нет таких жестких ограничений, норм, которых невозможно избежать в реальном общении. И поэтому многим людям труднее общаться в реальной жизни, и им проще излагать свои мысли письменно. Теперь нужно описать виды активности молодежи в социальных сетях:

1. Общение. Этот тип активности включает в себя обмен информацией и впечатлениями между людьми. В социальных сетях источником данной активности выступают различные сайты знакомств, добавление в друзья, группы знаменитых людей.

2. Познавательная активность. По мнению Л.Н. Руелине, познавательная активность направлена на приобретение личностью знаний, умений и навыков, а источником познавательной активности молодежи является потребность в познании, самореализации, признании в обществе, материальном благополучии и др. Познавательная активность молодежи на современном этапе развития образования связана в первую очередь с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий, таких как социальные сети. В социальных сетях происходит обмен знаниями и информацией, например, между учеными. Также в социальных сетях можно выделить различные образовательные группы по интересам, например группы по изучению иностранных языков, традиций и культуры разных народов, группы студенческих научных обществ, где можно обмениваться информацией и научиться чему-то новому посредством самообразования.

3. Профессиональная деятельность. Этот вид активности молодежи в социальных сетях является способом достижения карьеры, его целью является получение от деятельности дохода. В социальных сетях это может быть работа системных администраторов, маркетологов, HR-специалистов.

4. Досуговая активность. В этот вид активности входят различные развлечения и увлечения. В социальных сетях это могут быть различные приложения, игры, прослушивание музыки, просмотр фильмов и различные группы по интересам и т.д.

5. Творческая активность. Этот вид активности направлен на создание чего-то нового, например музыки, литературных произведений. В социальных сетях это могут быть различные группы авторов, художников, композиторов и т.д., где с помощью творчества и общения с другими талантливыми людьми молодежь может проявлять свою активность и самореализоваться.