9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
Возрастная периодизация, принятая психологами на одном из международных симпозиумов, позволяет определить границы молодежного возраста от 16 до 29-30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста. В последние десятилетия произошло снижение границы в связи с ускоренным физическим и умственным развитием, с ранним включением молодежи в общественную и трудовую деятельность, с повышением юридической ответственности за свое поведение, а также с признанием со стороны общества самостоятельности молодых людей, с ростом доверия к ним.
Молодость отличается большим динамизмом, сменой ролей, изменением ценностных ориентаций, психики. Происходит ускоренное физическое развитие (акселерация), которое порождает множество проблем в обучении, труде, спорте, и особенно правового характера. Увеличение веса, размера тела, силы и ловкости соприкасается с социальной и нравственной сферой. В свое время на Западе появились теории о том, что акселерация — это дегенеративный процесс, задерживающий психическое и социальное созревание, что приводит к социальной инфантильности, выражающейся в неумении и нежелании брать на себя ответственность. А ранняя половая зрелость, не наполненная нравственным содержанием личности, приводит к сексу без любви и к беспорядочным связям.
Все эти теории появились не без основания. Но в них есть попытка возложить всю ответственность только на молодежь, в то время как многое зависит от социальной среды и социокультурной ситуации. Кроме того, существуют и другие теории. Они рассматривают особенности молодежного возраста в связи с научно-техническим прогрессом, который ведет к ускоренному умственному развитию. Раньше формируются логическая память, абстрактное мышление, молодые люди легко пользуются понятиями, категориями. Но и здесь есть противоречия: можно знать, но не уметь мыслить; возможен дилетантизм, иллюзия образованности и голый практицизм; узкоспециализированный подход к жизни.
Возникает вопрос, ведет ли ускоренное физическое и интеллектуальное развитие к ранней социальной, гражданской и нравственной зрелости? Умеют ли сегодня молодые люди владеть собой, тормозить негативные порывы, быть терпимыми; могут ли нести ответственность за свои поступки; понять состояния, переживания другого; не только потреблять, но и быть благодарными? Между знаниями, особенно гуманитарными, и нравственностью есть связь, но образование не гарантирует нравственной зрелости. Можно знать правила хорошего тона, этику поведения, взаимоотношений, но поступать иначе, если они не становятся нормой. Нравственная зрелость зависит от душевной тонкости, вос- I питанности, уровня культуры. Раннее физическое и умствен- I ное развитие не ведет к ускорению нравственного созревания, к ранней социальной и гражданской зрелости.
Возрастные особенности определяют и самореализацию молодежи, ее отношение к культуре общества. Важной характерной чертой в этом процессе является эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности [10, с. 11]. Это проявляется в глубоко личностном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам, как правило, еще не признанным в обществе. Это характерная черта молодежи всех поколений, и ее вчерашние кумиры (Высоцкий, Окуджава и др.) едва ли превосходили в чем-то сегодняшних.
Психология возраста определяет предпочтение молодежью событийности, динамизма сюжетов, действий, а не рассуждений. Ей недоступны глубоко интеллектуальные произведения, поэтому она смотрит героические, приключенческие, полицейские и т. п. фильмы. Кроме того, молодые люди тянутся к зрелищным формам культурной деятельности как к наиболее эмоционально насыщенным и воздействующим на чувственную сферу. В этом причина буйного поведения молодежи на концертах и спортивных площадках. Эмоционально-чувственное восприятие, стремление противопоставить добро и зло приводят к преобладанию нравственных оценок произведений над художественно-эстетическими. В широком социальном смысле нравственное мировосприятие молодежи является существенной чертой ее самореализации и проявляется в юношеском максимализме — нетерпимости к другим, с одной стороны, и отсутствии требовательности к себе, к своим поступкам — инфантильности, с другой.
Таким образом, самореализацию молодежи характеризует стремление к эмоционально-нравственному самоутверждению наряду с поисками развлекательного содержания и под воздействием групповых стереотипных отношений, интересов, установок, ценностных ориентаций. Эти черты присущи молодежной самореализации в культурной деятельности, но могут обладать различной интенсивностью проявления в различных исторических условиях.
В современных условиях развития российского общества наиболее сложно осуществляется самореализация молодежи в художественной деятельности. В результате социально-экономического кризиса прекратили свою деятельность многие коллективы художественной самодеятельности. У определенной части населения снизился интерес к художественной культуре, что, в свою очередь, определило снижение престижа художественной самодеятельности, особенно для молодежи. Художественное самодеятельное творчество молодежи оказалось вытесненным художественным потреблением и любительским искусством в домашних условиях.
Самореализация современной молодежи в условиях рыночной экономики приобретает новые черты. Исследования студенческой молодежи (1 070 человек) показывают, что самореализацию она связывает, прежде всего, с различными видами профессиональной занятости. Привлекательными для нее оказались предприниматели, имеющие собственное дело — 70%, менеджеры или сотрудники частных фирм — 16%, государственные служащие — 10%, ученые, педагоги, писатели — 2%, домохозяйки — 2%. [11, с. 119].
В таком распределении, выражаясь словами автора исследований, просматривается явный перекос, который жизнь скорректирует по-своему. Однако важно то, что молодежь готова к предпринимательскому риску. 70% студентов-гума- нитариев видят себя в будущем в качестве владельца частной фирмы, гарантированной государственной зарплате предпочитают конкурентную борьбу, требующую огромных усилий и особой предпринимательской самореализации. В связи с этим следует отметить, что в данном случае, как и в художественной деятельности, в ориентациях на самореализацию проявляется эмоционально-нравственное стремление молодежи к самоутверждению и влияние групповых стереотипов на интересы, установки и ценностные ориентации.
- Часть I. Основные концепции и предмет социологии культуры
- Глава 1. Социокультурные концепции классической социологии
- 1.1. Социокультурные концепции западноевропейской социологии
- 1.2. Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
- Глава 2. Социология культуры как наука
- 2.1. Место социологии культуры в структуре социологии
- 2.2. Предмет и задачи социологии культуры
- Часть п. Культура и общество
- Глава 3. Культура в условиях общественных реформ
- 3.1. Культура и общественные реформы
- 3.2. Кризис в российской культуре и развитие субкультур
- 3.3. Интересы субъектов культуры и культурная политика
- Глава 4. Культура и экономические условия развития общества
- 4.1. Этапы экономического развития общества и механизмы передани культурных ценностей
- 4.2. Экономическая эффективность культуры
- 4.3. Культура в условиях коммерциализации и рыночных отношений
- Глава 5. Взаимодействие культуры и технизации общества
- 5.1. Проблемы взаимодействия культуры и техники
- 5.2. Компьютеризация и ее социокультурные последствия
- Глава 6. Социальное регулирование культурных процессов в обществе
- 6.1. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов
- 6.2. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов
- 6.3. Новая модель управления и регулирования культурных процессов
- Часть III. Культура социальных общностей
- Глава 7. Культура современного города и человек
- 7.1. Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию
- 7.2. Социокультурная ситуация современного города
- 7.3. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской культуры
- Глава 8. Культура современного села и человек
- 8.1. Сельская жизненная среда и реформы как фактор, влияющий на культуру села
- 8.2. Культурная среда современного села
- 8.3. Проблемы регулирования сельской культурной среды
- Глава 9. Молодежная культура б современных условиях
- 9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи
- 9.2. Молодежная культура как явление субкультуры
- 9.3. Неформальное самодеятельное движение молодежи
- 9.4. Отношение молодежи к официальной культуре
- Глава 10. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей
- 10.1. Понятие деловой культуры
- 10.2. Цивилизованный предприниматель и деловая культура современной России
- 10.3. Ценности европейской деловой культуры и проблемы взаимодействия
- Часть IV. Культура и личность
- Глава 11. Культура и социализация личности
- 11.1. Понятие социализации личности
- 11.2. Функции культуры в социализации личности
- 11.3. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
- Глава 12. Социально- психологические механизмы культурной активности личности
- 12.1. Механизмы культурной активности личности
- 12.2. Потребности как источник культурной активности личности
- Глава 13. Социальное и профессиональное творчество
- 13.1. Социокультурное творчество
- 13.2. Профессиональное творчество
- 13.3. Субъекты творчества
- Глава 14. Культура свободного времени и личность
- 14.1. Понятие культуры свободного времени
- 14.2. Динамика показателей культуры свободного времени
- 14.3. Проблемы регулирования свободного времени
- Глава 15. Современная художественная культура и личность
- 15.1. Понятие и структура художественной культуры
- 15.2. Проблемы качества художественной культуры
- 15.3. Художественная культура и духовный потенциал личности
- Список учебной литературы доя студентов