logo
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury

9.1. Возрастные особенности самореализации молодежи

Возрастная периодизация, принятая психологами на од­ном из международных симпозиумов, позволяет определить границы молодежного возраста от 16 до 29-30 лет, включа­ющие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста. В последние десятилетия произошло сни­жение границы в связи с ускоренным физическим и умствен­ным развитием, с ранним включением молодежи в обществен­ную и трудовую деятельность, с повышением юридической ответственности за свое поведение, а также с признанием со стороны общества самостоятельности молодых людей, с ростом доверия к ним.

Молодость отличается большим динамизмом, сменой ро­лей, изменением ценностных ориентаций, психики. Проис­ходит ускоренное физическое развитие (акселерация), ко­торое порождает множество проблем в обучении, труде, спорте, и особенно правового характера. Увеличение веса, размера тела, силы и ловкости соприкасается с социальной и нравственной сферой. В свое время на Западе появились те­ории о том, что акселерация — это дегенеративный процесс, задерживающий психическое и социальное созрева­ние, что приводит к социальной инфантильности, выражаю­щейся в неумении и нежелании брать на себя ответствен­ность. А ранняя половая зрелость, не наполненная нравствен­ным содержанием личности, приводит к сексу без любви и к беспорядочным связям.

Все эти теории появились не без основания. Но в них есть попытка возложить всю ответственность только на молодежь, в то время как многое зависит от социальной среды и социо­культурной ситуации. Кроме того, существуют и другие те­ории. Они рассматривают особенности молодежного возраста в связи с научно-техническим прогрессом, который ведет к ускоренному умственному развитию. Раньше формируются логическая память, абстрактное мышление, молодые люди легко пользуются понятиями, категориями. Но и здесь есть противоречия: можно знать, но не уметь мыслить; возмо­жен дилетантизм, иллюзия образованности и голый практи­цизм; узкоспециализированный подход к жизни.

Возникает вопрос, ведет ли ускоренное физическое и интеллектуальное развитие к ранней социальной, граждан­ской и нравственной зрелости? Умеют ли сегодня молодые люди владеть собой, тормозить негативные порывы, быть терпимыми; могут ли нести ответственность за свои поступ­ки; понять состояния, переживания другого; не только по­треблять, но и быть благодарными? Между знаниями, осо­бенно гуманитарными, и нравственностью есть связь, но об­разование не гарантирует нравственной зрелости. Можно знать правила хорошего тона, этику поведения, взаимоотно­шений, но поступать иначе, если они не становятся нормой. Нравственная зрелость зависит от душевной тонкости, вос- I питанности, уровня культуры. Раннее физическое и умствен- I ное развитие не ведет к ускорению нравственного созрева­ния, к ранней социальной и гражданской зрелости.

Возрастные особенности определяют и самореализацию молодежи, ее отношение к культуре общества. Важной ха­рактерной чертой в этом процессе является эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художествен­ной в частности [10, с. 11]. Это проявляется в глубоко личнос­тном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам, как правило, еще не признан­ным в обществе. Это характерная черта молодежи всех поко­лений, и ее вчерашние кумиры (Высоцкий, Окуджава и др.) едва ли превосходили в чем-то сегодняшних.

Психология возраста определяет предпочтение молодежью событийности, динамизма сюжетов, действий, а не рассуж­дений. Ей недоступны глубоко интеллектуальные произведе­ния, поэтому она смотрит героические, приключенческие, полицейские и т. п. фильмы. Кроме того, молодые люди тя­нутся к зрелищным формам культурной деятельности как к наиболее эмоционально насыщенным и воздействующим на чувственную сферу. В этом причина буйного поведения мо­лодежи на концертах и спортивных площадках. Эмоциональ­но-чувственное восприятие, стремление противопоставить добро и зло приводят к преобладанию нравственных оценок произведений над художественно-эстетическими. В широком социальном смысле нравственное мировосприятие молоде­жи является существенной чертой ее самореализации и про­является в юношеском максимализме — нетерпимости к дру­гим, с одной стороны, и отсутствии требовательности к себе, к своим поступкам — инфантильности, с другой.

Молодежь ищет в культуре не только эмоционально-нрав­ственное, но и развлекательное содержание. Рок-культура и другие проявления массовой культуры вытесняют ценности, имеющие выход на глубокий интеллектуальный уровень лич­ности. Поиск эмоционально-нравственного и развлекательного содержания в процессе самореализации сопровождается явле­ниями группового стереотипа и поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверстниками, со своей груп­пой и противопоставление себя взрослым, своих чужим, к ко­торым относятся порой и преподаватели, и родители. Молодые люди не хотят быть похожими на других (взрослых), но при этом, сами того не подозревая, оказываются одинаковыми в своей группе, компании, теряют индивидуальность, личност­ную неповторимость. Примером группового стереотипа являет­ся мода с отсутствием индивидуальности — книги, музыкаль­ные инструменты, старинная мебель, иконы и другие вещи, которые приобретаются из-за престижности, но не использу­ются по назначению, не являются предметами, удовлетворяю­щими духовные потребности и интересы личности. Наиболее ярко групповые стереотипы проявляются в неформальных мо­лодежных объединениях. Их сплачивает страх одиночества и отчуждения от ровесников, искаженное представление о друж­бе, товариществе, превращающееся в чувство толпы. Мода и различные символы становятся знаками приобщения к своим, чтобы не чувствовать себя второсортным, отверженным. Все это объясняется недостаточно высоким уровнем сформирован- ности самой личности, отсутствием четких знаний, представ­лений, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности.

Таким образом, самореализацию молодежи характеризу­ет стремление к эмоционально-нравственному самоутвер­ждению наряду с поисками развлекательного содержания и под воздействием групповых стереотипных отношений, интересов, установок, ценностных ориентаций. Эти черты присущи молодежной самореализации в культурной деятель­ности, но могут обладать различной интенсивностью прояв­ления в различных исторических условиях.

В современных условиях развития российского общества наиболее сложно осуществляется самореализация молоде­жи в художественной деятельности. В результате социаль­но-экономического кризиса прекратили свою деятельность многие коллективы художественной самодеятельности. У оп­ределенной части населения снизился интерес к художествен­ной культуре, что, в свою очередь, определило снижение престижа художественной самодеятельности, особенно для молодежи. Художественное самодеятельное творчество мо­лодежи оказалось вытесненным художественным потребле­нием и любительским искусством в домашних условиях.

Исследования ряда ученых показывают, что самореали­зация в сфере художественного творчества привлекает мо­лодежь возможностью слияния и взаимодействия в творчес­ком процессе рационального и эмоционального, мысли и дей­ствия, интеллектуальных и физических усилий, она в значительной мере способствует преодолению односторонно­сти развития личности [14, с. 108].

Самореализация современной молодежи в условиях ры­ночной экономики приобретает новые черты. Исследования студенческой молодежи (1 070 человек) показывают, что са­мореализацию она связывает, прежде всего, с различными видами профессиональной занятости. Привлекательными для нее оказались предприниматели, имеющие собственное дело — 70%, менеджеры или сотрудники частных фирм — 16%, государственные служащие — 10%, ученые, педагоги, пи­сатели — 2%, домохозяйки — 2%. [11, с. 119].

В таком распределении, выражаясь словами автора ис­следований, просматривается явный перекос, который жизнь скорректирует по-своему. Однако важно то, что молодежь готова к предпринимательскому риску. 70% студентов-гума- нитариев видят себя в будущем в качестве владельца част­ной фирмы, гарантированной государственной зарплате пред­почитают конкурентную борьбу, требующую огромных уси­лий и особой предпринимательской самореализации. В связи с этим следует отметить, что в данном случае, как и в худо­жественной деятельности, в ориентациях на самореализацию проявляется эмоционально-нравственное стремление моло­дежи к самоутверждению и влияние групповых стереотипов на интересы, установки и ценностные ориентации.