logo
GOSy

57.Досуг как сфера самореализации молодежи.

Молодость, как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, свя­занные с ней социальный статус и социально-психологические осо­бенности имеют социально-историческую природу и зависят от об­щественного строя, культуры и свойственных данному обществу за­кономерностей социализации.

В первобытном доклассовом обществе социальные характери­стики в наибольшей степени связаны с естественно-биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универсальных признаков, как пол и возраст, на кото­рых покоятся древнейшие естественные формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала жесткая система замкну­тых мужских союзов и организованных возрастных групп (этнографы называют их возрастными классами). Эта система имела множество различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или иной возрастной группе была обязательной. Члены возрас­тной группы имели определенные права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в целом и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной возрастной группы в другую, осо­бенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным ритуа­лом посвящения. В некоторых обществах возрастные группы охваты­вали все население, в других - только молодежь, ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе крите­риям). Система возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и одновременно важнейшим институтом со­циализации, в рамках которого старшие передают молодым накоп­ленный опыт, осуществляют воинское обучение и так далее.

С переходом к классовому обществу единство возрастных и со­циальных характеристик разрывается. Общественное положение ин­дивида и его престиж определяются уже не столько его возрастом, сколько его социальным происхождением и имущественным положе­нием. Основной ячейкой первичной социализации постепенно стано­вится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный формальный характер. Хотя те или иные виды «молодежных групп» повсеместно существовали и в античности, и в средние века («маль­чишники», «холостячества», «королевства шутов» и т.д.), давая «ле­гальные» формы выхода юношеской энергии и необузданности, те­перь они выполняют преимущественно подсобные и не всегда точно определенные социально-психологические функции. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее четкими. Одни древние авто­ры расчленяют жизненный цикл по аналогии со временами года.

Например, Пифагор считал, что «весна», охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, «лето» - от 20 до 40, полноценная зре­лость «осень» - с 40 до 60, старость «зима» - с 60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологические единицы: например, Соломон делит человеческую жизнь на 10 «седмиц», причем юность начинает­ся в 14 лет, расцвет физической силы приходится на 21-28 лет, опти­мальный брачный возраст на 5-ю седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42 годами.

В средние века границы молодости чаще всего увязывались с юридическими критериями и нормами обычного права, регулировав­шими условия достижения «взрослого» статуса. Английский статут о ремесленниках 1563 г. требовал, чтобы каждый ремесленник в городе или сельской местности обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, который за него отвечал. Считалось, что «... пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой». Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело или стать подмастерьем поз найму. В обыденном сознании мужчина считался молодым (в смысле[ неполноты социального статуса), пока он не обзаводился семьей.

В новое время положение еще более усложнилось. Прежде все­го, раздвинулись условные социально-психологические границы мо­лодости. С одной стороны, процесс акселерации существенно уско­рил физическое, и в частности половое, созревание детей и подрост­ков, которое традиционно считается нижней границей юности. С дру­гой стороны, усложнение трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимо­го периода обучения, с которым ассоциируется неполнота социаль­ного статуса. Современная молодежь дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало само­стоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобрете­ние стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребенка - все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий со­циальный статус, наступают не одновременно, и сама их последова­тельность и символическое значение каждого из них не одинаковы в различных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологи­ческих, абсолютных возрастных границ; нижнюю границу молодежи разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и выше.

Не менее важно, чем удлинение периода молодости, усложне­ние процесса социализации. Формирование личности молодого чело­века осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являют­ся: семья, школа, общество сверстников (специальные молодежные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многооб­разные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации. Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия дает формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом. Организация воспитания и обучения молодежи по возрастному принципу (чего не было в средневековой школе) способствует выработке специфического «молодежного» са­мосознания и стиля жизни («субкультуры»).

Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечет за собой повышение роли и значения молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Дело не .столько в абсолютном росте числа молодых людей (в развитых стра­нах, где ниже рождаемость и выше средняя продолжительность жиз­ни, удельный вес молодежи в общей массе населения ниже, чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных услови­ях. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые про­блемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет вопреки мнению ряда ученых принципиального направления процесса социа­лизации, так как любые поиски нового молодежь осуществляет, опи­раясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, соци­альная преемственность не сводится к передаче быстро устареваю­щих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных цен­ностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества.

Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоя­тельную (относительно других) социально-демографическую группу. Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности.

Таким образом, молодёжь - особая социальная группа общест­ва, переживающая период становления социальной зрелости и выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, психоло­гических особенностей и социально-экономического положения, со­стояние которого зависит от степени экономического и культурного развития данного общества.

На молодёжный возраст приходятся очень важные социальные и демографические события в жизни человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессионального образования, служба в армии (для юношей), начало трудовой деятельно­сти, вступление в брак, рождение детей.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от со­циально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане; про­должить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу.

К 30-ти годам молодой человек, как правило, уже имеет про­фессиональное образование, достигает определённых успехов в сфере труда, создаёт семью, обретает общественный статус.

Молодёжь принято делить на три группы в зависимости от воз­раста: 14-20 лет - юношеская молодёжь, 21-25 лет - среднего воз­раста, 26 - 30 лет - молодёжь старшего возраста. Такое деление по­зволяет учитывать особенности каждой возрастной группы и строить работу в соответствии с этими особенностями и теми проблемами, которые есть в молодёжной среде.

Сущность и основные понятия молодежной культуры

Проблемы свободного времени следует рассматривать в тесной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность: детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль пери­ода юности в сфере свободного времени является темой мно­жества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, существующие на протяжении веков, часто состоят в стремле­нии к значительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя про­тив дисциплины и принуждения.

Юность - это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи проте­кает большей степени вне первичного института опеки - семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом про­цессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников (реег drouр) и др.

В современных условиях молодежь резко противопостав­ляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется заметный контроль со стороны стар­шего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, главным образом, к группах сверстников. Свободное время молодежи имеет свои культурные особенности, определяющи­еся биологическими, психологическими, социальными характе­ристиками.

Характеристика молодежи достаточно изучена в отечест­венной и зарубежной литературе. Молодежь - эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и под­вижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки в связи с увеличением периода подготовки к профессиональному труду, с другой, рас-;; ширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.

Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры.

В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нра­вами взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием _ совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой.

Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факторов. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозна­чил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопро­тивления внешней среды создало определенный «люфт», сво­бодный от выполнения необходимых биологических действий, от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполняться случайными, избыточными образ­цами поведения, и, прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, мощный пласт многовековой культуры, который и слу­жит основным материалом для построения молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную культуру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высо­кого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного" времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени, затрагивают художественно-эстетические переживания и ориентированы на специфическое восприятие молодежи.

Стержневым элементом в отечественной молодежной культуре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных, потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки. Шествием рок-музыки по российской земле оформилось в рок движение. Рок-музыка в нашем отечестве являла собой вызов окружающему миру, и молодежь использовала ее как средство противопоставить себя, свое мироощущение идеалам старших поколений. Причины же, вызвавшие молодежное культурное движение, еще до конца не выявлены.

Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс, отмечает следующие специфические проявления молодежной культуры:

Немецкий исследователь молодежной культуры Гутенбергер основные проявления молодежной культуры охарактеризо­вал как коллективный «нарциссизм», безучастное сосущество­вание с общественной культурой, антиурбанистический эффект утомленных групп.

К. Кенистон отмечает, что для взрослых обычно допущение: молодежь ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что таков возраст. Но сегодня такое поведение - основа молодежной культуры. Ценности молодежной культуры действительно отличаются от ценностей доминирующей в обществе культуры. Но ценностная специфика каждой из функ­ционирующих молодежных культур признается лишь на время до приобретения общественного статуса.

Охарактеризованные проявления молодежной культуры позволяют отметить, что молодежная культура как феномен общественной культуры представляет собой сложное, противо­речивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происходящих на каждом данном историческом этапе социо­культурных процессов. Это высказывание находит подтвержде­ние у Айзенштадта, который писал, что появление формализо­ванных и возрастно-однородных групп в обществе тем выше, чем более закрытыми или недоступными для молодежи явля­ются его ведущие социальные институты и чем менее эффек­тивна семья, как институт социализации. Таким образом, дистанцированность от общественной жизни и вытеснение молодежи в культурно-досуговую область не всегда зависят от нее самой. Но в зависимости от того, какое место занимает моло­дежь в жизни общества, складывается и ее отношение к господ­ствующим в обществе ценностям. Отношение к ним может быть как пассивным, некритическим, так и оценивающим, вплоть до отрицания. Рассмотрение сущностных проявлений молодежной культуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы дефини­ции данного понятия. В этом направлении предприятий целый ряд попыток. Рассмотрим некоторые из них. Одним из так назы­ваемых широких определений является следующее: «Молодеж­ная культура - это часть общей культуры общества». Данное определение указывает на соотношение молодежной культуры и общества, как части к целому, без содержательной характерис­тики указанных явлений и взаимосвязей. Более определенную характеристику молодежной культуры содержит другое опреде­ление: «Современная молодежная культура - довольно слож­ное, социально духовное образование, включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравствен­ные, художественные познания, культурную общность мышле­ния, чувств, быта, досуга». Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между молодежной культурой и культурой общества, которое также является «сложным соци­ально духовным образованием». Наиболее полным и содержа­тельным определением является следующее: «Молодежная культура — это исторически сложившееся и обособившееся в культуре общества сложное противоречивое социально-культурное образование со специфическими ценностями, нормами, образцами поведения, носителями которых является молодежь как специфическая социально-демогра­фическая группа».

Молодежная субкультура

Во многих современных отечественных и зарубежных ис­следованиях подчеркивается субкультурный характер моло­дежной культуры.

Впервые термин «субкультура» был применен к явлениям, обнаруженным в исследованиях молодежной преступности в К. США. Этот факт обусловил тот негативный оттенок, который прочно связался с этим понятием в целом. Его используют при описании именно негативных культурных процессов. В Вели­кобритании доминирует более поздняя традиция исследования молодежных субкультур, связанная с резкой мировоззренчес­кой дифференциацией внутри альтернативного молодежного движения.

В 60-х годах субкультурный подход к молодежной культуре получает широкое распространение в зарубежных исследова­ниях. Вне зависимости от оценок субкультуры (позитивных, нейтральных, негативных) авторы субкультурных концепций исходят из признания многообразия, разнообразия, своеобразия культур.

В отечественной литературе понятие «молодежная субкуль­тура» стало использоваться для характеристики явлений и про­цессов, происходящих в период «перестройки» российского общества на рубеже 80-90-х годов. Это был период объек­тивно-критического анализа острых проблем в социальной науке и журналистике, вскрывшего пеструю гамму различных противоречий, в том числе, имевших место в молодежном неформальном движении. Неформальные объединения рассматриваются как субъекты, носители и творцы собственной культурной среды, нормативов поведения, общения, ценностей, име­ющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собственную культуру.

Основные причины возникновения и функционирования субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения данных потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные; для общества ценности или вырабатывать собственные. Так появляется определенное своеобразие в элементах культуры различных социальных групп, обусловленное спецификой условий и образа жизни.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, классы, которые и становятся субъектами и носителями собственной культурной среды. Не претендуя на построение дефиниции, в самом широком смысле молодежную субкультуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, пред­ставляющая особую социально-демографическую группу.

Впервые в отечественной литературе определение субкуль­туры дает С.Н. Иконникова: «Субкультура - это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы рас­познать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами». В этом определении даны качественные характеристики, обозначенные составляю­щие субкультуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры. Приведенное определение можно рассматривать как имеющее основополагающее, эврис­тическое значение.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкуль­тура» складывается из смысла двух составляющих: «суб» и «культура». Слово культура с приставкой «суб» обретает совершенно новое смысловое значение. При этом само это поня­тие чаще всего трактуется расширительно. В результате этого оно рискует обрести негативный смысл. Так, по Т. Парсонсу, молодежная субкультура выполняет дезинтегрирующую функ­цию по отношению к социальной системе. Молодежная суб­культура рассматривается и как нечто содержащее инновацион­ные потенции молодежной культуры, как источника дальнейшего прогрессивного развития общественной культуры. Это мнение подкрепляется суждениями М. Вебера, В. Дильтея о том, что молодежь играет роль генератора новаторства.

Составная часть слова «суб» в переводе с латинского означает:

  1. расположение под чем-либо или около чего-либо;

  2. подчиненность;

  3. второстепенность.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» указывает на характер взаимоотношения и взаимодействия культуры молодежной социально-демографической группы и общественной культуры.

На возникновение и развитие молодежных субкультур вли­яют изменения образа и уровня жизни общества, крупные соци­альные события. Возможны появления и активизация субкуль­тур при улучшении условий жизни молодежной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.п.). Второй тип молодежных субкультур можно назвать суб­культурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения молодежи.

Отличительными чертами молодежных субкультур явля­ются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля:

  1. образ элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;

  2. манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка);

  3. сленг — специфический словарь и его использование.

Одна из основных функций стиля - это установление границ группы отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой.

Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает молодежи условное решение проблем, кото­рые она испытывает. Она предлагает стиль, ценности, идеоло­гию, которые могут быть использованы для формирования осо­бой идентичности, выходящие за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом. Субкультура помо­гает решать молодежи и внутренние экзистенциокальные про­блемы. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притягательность субкультур для некоторой части молодежи.

Рассмотрение характеристики и функции молодежной суб­культуры позволяет дать ее определение. Молодежной субкуль­турой называется дистанцирующая от общей культуры совокупность ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи, поддерживающая коллективный стиль социально-культурной молодежной общности, проявляющаяся в специфических, аль­тернативных потребительских ориентациях в сфере досуга, в особенностях самовыражения.

Особенности молодёжного досуга

Если говорить об организации молодёжного досуга как способе активизации молодёжной инициативы, то здесь, прежде всего, надо остановиться на молодёжных инициативах.

Опыт последних десятилетий позволяет выделить несколько основных типов объединений по интересам.

Во-первых, это клубы общественно-инициативного характера, в своем развитии сформировавшие существенную часть неформатиле-та 80-90-х годов. Их природу определяло не столько содержание дея­тельности, сколько отстаивание организационной самостоятельности. Во-вторых, сложилась в самостоятельную группу совокупность лю­бительских объединений, сплачивающих молодых людей вокруг того или иного занятия, позволяющего реализовать потребность к оформ­лению альтернативной системы общения. Как правило, такие клубы оказывались недолговечны и не принимали характера устойчивых объединений. В-третьих, относительно небольшая часть молодежи объединялась разного рода творческими группами. В-четвертых, складывались и чисто досуговые, рекреативные группы.

Особый интерес представляют клубные формы молодежной самодеятельности. Клубная общность позволяет молодому человеку удовлетворить такие сущностные потребности, как потребность в са­мовыражении, самоутверждении и самореализации, в доминировании и лидерстве, в смысле жизни и социально-психологической включён­ности, безопасности, в подчинении и покровительстве, в социально-психологической и этнокультурной идентичности и принадлежности.

К социально-психологическим признакам клуба относятся:

Тип человека, тяготеющего к неинституциональным общно­стям, был определен в публикациях последних лет как «клубный че­ловек». Чаще всего это индивид, не полностью «вписывающийся» в социум и потому воспринимающий его как «вещественно-чуждый». Он ориентирован, прежде всего, на ту сферу человеческих отноше­ний, «внутри» которой может оптимально существовать и выстраивать себя как личность. «Человек клубный» - это человек, живущий в условиях дефицита позитивной реализации. Отсюда постоянное чув­ство изолированности, фрагментарности собственной жизни и судь­бы, которое заставляет искать «прорыв» из этого состояния в сторону . воссоединения - с этносом, природой, культурой, богом, другим че­ловеком. Самодеятельность можно рассматривать как способ (меха­низм) установления (восстановления) связи человека с другими людьми, в которой предмет интереса - искусство, политика, экология, - играет роль «посредника», средства. Личностное значение таких «посредников» имеет двойственный характер: 1) это способ открыть, явить миру себя, реализуя и активно развивая свое индивидуально-творческое начало, 2) это возможность действовать и быть признан­ным, говорить и быть услышанным другими.

Социально-педагогическая ценность досуговой деятельности молодежи состоит в том, что она зачастую востребует от личности молодого человека иные непрофессиональные ее свойства и качества, стимулирует у нее развитие других сторон творческих способностей, создает благоприятные условия для самовоспитания, самореализации творческого потенциала

Эффективность формирования качеств субъекта культуротворческой деятельности у молодежи в значительной мере зависит от:

Наиболее полно активность молодежи проявляется в молодеж­ных культурных центрах. Первый этап становления МЩ датируется концом 50-х - серединой 60-х годов. Основными видами деятельно­сти МЮД в этом периоде становятся молодежные клубы и молодеж­ные кафе, актив которых составили преимущественно студенты и мо­лодая интеллигенция. Развитию молодежных клубов и кафе в этом периоде способствовало относительное улучшение общественно-политической обстановки в стране, получившей название «хрущев­ской оттепели». Спад молодежной активности стал заметным в конце 60-х-первой половине 70-х годов в связи с «совершенствованием» и углублением командно-административных методов управления куль­турой.

Второй этап становления МКЦ приходится на вторую половину 70-х - 80-х годов. Основным видом деятельности МКЦ этого периода становится дискотека. Параллельно с развитием дискоклубов набира­ет силу новая волна молодежного самодеятельного рока. Первый рок-клуб в стране открывается в Ленинграде в 1981 году.

Третий этап развития МКЦ неразрывно связан с перестройкой всех сфер общественной жизни страны, новой культурной политикой в отношениях досуговой деятельности молодежи. Нормативно-правовую базу для работы с молодежью в новых условиях составили принятое Министерством культуры СССР «Положение о любитель­ском объединении, клубе по интересам» от 13 мая 1986 года и совме­стное постановление Секретариата ВЦСПС, Коллегии Министерства культуры СССР и Секретариата ЦК ВЛКСМ «О создании городских, районных молодежных культурных центров», в соответствии с кото­рыми МКЦ должны были открыться в каждом городе уже в 1986 г.

Молодежь в возрасте 16-29 лет в 1987 году имела среднегодо­вой объем свободного времени порядка 1700-1800 часов, что состав­ляло в среднем 3-5 часов в день. В конце 80-х - начале 90-х появи­лись новые тенденции в сфере использования свободного времени молодежью. Одной из них является уменьшение объема свободного времени и использование его с целью получения дополнительного заработка. В связи с экономическими трудностями молодые люди не реализовывали многие виды форм досуга или реализовывали их ред­ко. Свободное время сокращалось из-за необходимости подработать. Возникла параллельная сфера деятельности, другая работа.

Во второй половине 90-х годов изменилась общая продолжи­тельность фактической работы у многих россиян: у мужчин увеличи­лась на 1.5 часа в неделю, а у женщин - сократилась на 7.2 часа. У мужчин в несколько раз возросло время дополнительной работы, по­скольку заработки на основной оказались недостаточными, а также передвижений во время работы и от дома на работу и обратно. У женщин же значительно сократилась продолжительность оплачивае­мой работы, что связано с неполной загруженностью по месту основ­ной работы.

Структура досуга молодежи 90-х годов значительно эволюцио­нировала в сторону его индивидуализации. Со второй половины 8 свободное время для абсолютного большинства молодежи становится самоцелью, заполняясь в основном просмотром телепередач, видео­фильмов, чтением иллюстрированных журналов, неформальным общением. Тенденция автономизации досуговой деятельности была из­начально обусловлена значительными изменениями материальных возможностей использования свободного времени. За 2 последних десятилетия увеличилось количество государственных и негосудар­ственных радиостанций и телеканалов, стала реальной возможность приобретения новых видеофильмов и просмотра их в домашних ус­ловиях..

На рубеже 80-90-х годов в структуре молодежного досуга по-прежнему значительное место занимало телевидение: 350 -600 часов в год Наиболее популярными телепередачами для всех социально-профессиональных групп молодежи являлись: спортивные, музы­кальные, художественные фильмы.

Телевидение второй половины 80-х оказало мощное информа­ционное воздействие на молодое поколение. Оно способствовало ка­чественному изменению базовых представлений молодежи о многих ценностях социализма, демократии и мира культуры. Во «Взгляде» тех лет реабилитировали многие запрещенные книги, снимали с по­лок запрещенные фильмы, героями «взглядовских» выпусков стали интеллигенты, возглавившие тогда духовную перестройку: Юрии Афанасьев, Юрий Карякин, Гавриил Попов, Анатолий Приставкин, Анатолий Рыбаков и т.д.

В молодежной субкультуре все более очевидной становится тенденция снижения интереса молодых людей к чтению художественной литературы. По данным Министерства культуры РФ, в 1996 году по отношению к 1995 количество читателей во всех государст­венных библиотеках РФ уменьшилось на 704 000 человек. Падение интереса у молодежи к чтению художественной литературы связано со многими причинами - отрицательную роль в приобщении моло­дых читателей к лучшим произведениям художественной литературы сыграли всевозможные экранизации книг. Сегодня радио, кино и те­левидение «опрокидывают» на нас готовые образы, без участия и контроля ума и рассуждения. Аналогичная тенденция в отношениях между молодежью и книгой наблюдалась и в США. Дети и молодежь здесь не умеют читать, но не пробуют это делать. Молодые люди, ко­торых воспитывают вечно спешащие родители, отбрасывают книги под напором более интересных для них электронных игр. Молодежь, загипнотизированная многоканальным телевидением, идет в школы, в которых маленькие, скудные библиотеки. Учителя, задавленные грузом обязанностей, не в состоянии приучить ребят к чтению.

За последние годы в России значительно увеличились объемы изданий художественной литературы на коммерческих условиях. Книг стало больше, но доступнее они не стали в связи с высокими ценами на них. Все эти факторы не только не создают у молодежи повышения интереса к чтению, но, наоборот, снижают его.

В 90-х годах - повышенный интерес молодых россиян к цер­ковным праздникам, к традиционным празднично- игровым формам досуга, веками складывавшимся в России. За многие предыдущие де­сятилетия социалистическая идеология так и не создала новой, эмо­ционально-притягательной обрядности, а вызванные ею к жизни формы к нашему времени успели омертветь. Там, где в современном досуге происходит возвращение к историческим и фольклорным кор­ням, культура оживает, наполняется смыслом, одухотворяется и по­могает людям выжить.

90-е годы стали для России своеобразным религиозным «бу­мом», значительно возросло количество церковных обрядов венчания и крещения, возросло общее количество прихожан.

Возрождение традиционно российских празднично-игровых форм досуга приобретает тенденцию нарастающего характера.

Наиболее универсальной функцией досуга является поддержа­ние свойственной народу и необходимой для развития любой цивили­зации энергии, способствующей успешному творческому реагирова­нию на возможные «вызовы» истории, часто ставящие народ на грань жизни и смерти.

За последние 10 лет в молодежной среде стала наблюдаться тенденция роста пассивно-созерцательных видов досуговой деятель­ности (просмотр телепередач и видеофильмов, посещение рестора­нов, эстрадных шоу и спортивных соревнований) и уменьшение доли творческо-созидательных видов (участие в самодеятельном творче­стве, любительской деятельности, техническом творчестве, общест­венно-политических движениях).

Преобладающим видом досугового времяпрепровождения у всех групп молодежи является пассивно-созерцательный, вторым по степени значимости - творческо-созидательный, прослеживается без­различное и некритическое отношение к досугу. У молодежи низок уровень потребностей сделать свой досуг более интересным и содер­жательным, завышена самооценка направленности и содержательно­сти своего досуга, процент молодежи, желающей сделать свой досуг более интересным и содержательным, крайне низок. Схожие тенден­ции и в других странах СНГ.

В процессе кардинальных общественных перемен изменяется специфика и сфера досуга людей, переструктурируются их интересы, изменяется количество времени, которое затрачивается в тех или иных областях конкретной деятельности. У части молодых людей проявляется психология пассивного ожидания и тенденция к реали­зации «рентной» установки, порой вытесняющей у них собственную активность и стремление осознанно строить свою жизнь. Психология пассивного ожидания формирует у молодого человека позицию бес­помощности и неуверенности, зависимости, а иногда и чувство уни­женности. Разнообразие способов организации, распределения и ис­пользования временного бюджета ныне попадает в полную зависи­мость от активности самой личности, от источников ее дохода и ка­налов их получения, от специфики социальной группы, к которой она принадлежит, но в сочетании с ценностными установками и жизнен­ными планами самой личности.

Каким же образом привлечь молодежь в учреждения культуры? В.Я. Суртаев предлагает построить следующую модель работы, наи­более оптимальную на наш взгляд:

I ЭТАП. Выявление социокультурного и социально-педагоги­ческого потенциала территории (города, района, поселка). Необходи­мо тщательно исследовать социально-демографическую структуру населения, сложившуюся сеть учреждений культуры, народного об­разования, физической культуры и спорта. В ходе исследования по­лезно получить следующую информацию:

- количество населения;

Составленный по итогам анализа социокультурный паспорт -важный источник планирования профессиональной деятельности ор­ганизаторов молодежного досуга, постоянно должен пополняться и обновляться. Важно иметь точную и полную информацию о конкрет­ных молодежных лидерах самодеятельных творческих групп и люби­тельских объединений, о лидерах общественно-политических движе­ний, спортивно-оздоровительных групп. В целях дальнейшего ис­пользования творческого и организаторского потенциала молодеж­ных лидеров, необходимо о каждом из них формировать информаци­онный фонд - рабочую картотеку (место работы или обучения, рабо­чий и домашний адреса, телефоны, основные данные об обществен­ной, организаторской и творческой деятельности каждого лидера в отдельности).

Необходимо выявить реальный круг молодых людей, наделен­ных способностями и талантами в художественно-творческой и организаторской сферах деятельности, но по различным причинам не реа­лизовавших свой социокультурный потенциал в полной мере -таланты они проявляют в кругу друзей, в семье, на тусовках. Но если им создать благоприятные условия для реализации их потенциала, то эта категория молодежи своими поступками и действиями может принести пользу в формировании вокруг себя своеобразного «поля» досуга молодых людей. Выявить их можно лишь общаясь с самой молодежью по месту работы, учебы, жительства в условиях нефор­мального, доверительного общения, можно получить информацию о явных и «скрытых» лидерах. Другими каналами выявления такой молодежи могут быть организованные учреждениями культуры вы­ставки любителей живописи, фотографии, народных ремесел, кон­курсы и фестивали авторского и самодеятельного творчества различных жанров, когда в ходе организации мероприятий внимание при­влекается через местные средства массовой информации; составленные в общественных местах.

П ЭТАП предполагает тщательное изучение культурных ориентаций тех групп молодежи (возрастных и социально-профессиональных), которые количественно преобладают в данном территориальном отрезке) и потенциальных организационно-методических возможностей удовлетворения выявленных ориентаций. ,.

Методами изучения культурных ориентации могут быть:

Выявленные в ходе изучения данные условно делятся на 2 с новных типа времяпрепровождения: творческо-созидательныи и пас­сивно-созерцательный, каждый из которых должен получить свое оганизационно -методическое обеспечение.

III ЭТАП - вовлечение в социально-значимые виды деятель­ности молодежи пассивно-созерцательного типа и создание среды для реализации потенциала молодежи творческо-созидательного ти­па.

В связи с вышеупомянутыми особенностями современной мо­лодежи России учреждения культуры должны сделать больший упор на массовые формы работы с молодежной аудиторией, не забывая конечно, и о групповых и индивидуальных формах работы.

Из организационо-методических форм работы учреждений культуры с молодежью по прежнему популярными остаются диско­теки, различного рода конкурсы, ролевые игры и фестивали.